Эффективные ячеечные церкви знают, к чему они движутся
Поразительно, как ориентация на конкретные цели пропитывает всю ячеечную церковь на любом уровне. Хорошим примером является церковь «Живая любовь» в Гондурасе, которая в 1997 году пережила взрывной рост и насчитывает более 1000 ячеек. Дикси Розалес, директор ячеечного служения, объясняет, что он и Рене Пенальба (главный пастор) на каждый год определяют число ячеечных групп. Он считает эту работу простой, поскольку руководители каждого уровня определяют свои собственные цели, которые затем сводятся в итоговую цель:
1. Лидеры ячеек объявляют свои цели по умножающему делению районным служителям.
2. Районные служители информируют своих районных пасторов, сколько ячеечных групп, находящихся на их попечении, окажутся готовы к новому рождению.
3. Районные пасторы сообщают пасторам территориальных объединений, сколько возможных новых рождений следует ожидать в их районах.
4. Пасторы территориальных объединений передают свои плановые задачи и свое видение директору по ячеечным группам.
5. Директор по ячеечным группам во взаимодействии с пасторами территориальных объединений устанавливает задачу по умножающему делению на этот год, затем пасторская команда дает одобрение этой задаче. В церкви Элим в Сальвадоре цели по умножающему делению еженедельно уточняются и вывешиваются, чтобы показать, кто из лидеров ближе всех к достижению своей цели (задачей каждого лидера является стопроцентное умножающее деление). Понятно, что никто не хочет оказаться внизу списка. Здоровое соревнование среди пасторов способствует высокой мотивации к росту.
Цеди и видение
Умножающее деление не происходит само по себе. На самом деле часто происходит совсем наоборот. В действительности для ячеечной группы естественна склонность углубляться в себя. Между членами группы сложились теплые взаимоотношения, они хорошо проводили время вместе. Зачем же ячейке даже думать об образовании новой? Книга «Домашние ячеечные группы и домашние церкви» сообщает:
«Принцип разделения ячейки и ее роста представляется здесь критически важным для того, чтобы помочь справиться с проблемой "закрытости". Смысл такой деятельности состоит в том, чтобы предотвратить появление той закрытости и устремленности в себя, которая может в конце концов повредить решению одной из самых важных задач ячеечных групп — достижению роста».
Именно в этот момент «поворота внутрь себя» без видения роста люди гибнут (Ос.4:6). Это видение может идти только от руководства — лидеров районов, лидеров ячеек и стажеров. Лидеры, передающие другим свое видение, раздувают пламя и не дают угаснуть стремлению к цели. Видение, подобно вере, видит то, что на самом деле не таково, как представляется. Джордж Варна пишет в книге «Сила видения»:
«Видение — это хранимая вашим мысленным взором картина того, что может или должно быть в будущем. Видение подразумевает прозреваемую реальность, изображение условий, не существующих в данный момент. Это картина сокровенная и личная».
Эффективные лидеры созерцают свое видение и проясняют его, чтобы поделиться им с другими. «У лидеров ровно столько силы, сколько ее в идеях, которые они могу передать другим», — говорится в книге «Лидеры: стратегии ответственности». Хотя это нелегкая задача, лидеры с верой выходят вперед, чтобы постоянно внушать своим ячейкам, что они достигнут умножающего деления. Они веруют в видение, которое заключается в том, чтобы идти к другим людям и приводить их к познанию Иисуса, и Бог направляет их к исполнению этого видения. В то время как некоторые члены ячеек открывают свои объятия умножающему делению ради исполнения Великого Поручения Христова, другие говорят об умножении ячеек в отрицательном свете. Прежде всего от лидера зависит, в каком свете группа видит рост и умножающее деление.
Это похоже на историю о двух торговцах обувью, которые поехали в Африку. Оба заметили, что очень мало людей носят туфли. Один из них послал в свою фирму телеграмму: «У нашей компании здесь нет будущего. Для нашего продукта нет рынка. Никто не носит обувь». Другой коммивояжер «выпалил» такую телеграмму: «Этот рынок — настоящие золотые россыпи для нас. Всем нужна обувь!»
Комментируя чудо роста церкви Давида Чо, которая выросла с 20 до более 20000 малых групп, Кирк Хэдэуэй говорит: «...Численность продолжала расти, потому что в каждую ячеечную группу была встроена стратегия роста». Эта «встроенная стратегия» или «генетический код» насаждается через видение и помышления лидера. Карен Хёрстон рассказывает об одном лидере ячейки по имени Пабло, который перед каждым собранием делится своим видением умножающего деления. У членов группы Пабло очень позитивное представление об умножающем делении группы. Они рассматривают умножающее деление своей группы как знак успеха.
Видение объясняет, почему добивается успеха Фредди Родригес. В 1987 году Фредди стал новообращенным и учеником Сезара Фахардо, молодого лидера, работающего в Международной харизматической миссии в Боготе. МХМ действует под лозунгом «Группа двенадцати», подражая тому, как Иисус создал Свою ячеечную группу из 12 членов. К 1990 году Фредди уже нашел своих 12 учеников, которые все были лидерами ячеечных групп. Эти 12 искали и нашли еще 12, и этот процесс продолжался. По состоянию на март 1997 года Фредди непосредственно отвечал уже за 900 с лишним ячеечных групп. Он продолжает каждую неделю встречаться со своими первоначальными 12 учениками, а также проводит встречи на еженедельной основе с приблизительно пятьюстами из своих лидеров ячеек.
Лидеры ячеек, молитесь и мечтайте о будущем вашей ячеечной группы. Просите Бога явить вам Его желание по поводу этой группы. Неразумно лидерам ячейки совершать работу по служению за счет своего времени с Господом. И работа без заданной Богом цели часто оказывается бесплодной. Может быть, поэтому те лидеры, которые проводят больше времени перед Богом, добиваются более эффективных результатов в умножающем делении ячеек. Они получили видение Божье по поводу своей ячейки. Варна говорит: «Процесс обретения видения может быть суровым испытанием. Часы за часами могут быть потрачены в молитве, в изучении... Некоторые лидеры в этот период чувствуют себя очень одиноко». Но, несомненно, в конце концов это оказывается очень плодотворным.
Цели и прагматизм
Дональд Мак-Гавран, основатель движения за рост церкви, учит, что рост церкви заключается просто в том, чтобы ловить рыбу (евангелизация) и не упускать ее (ученичество в церкви). Страстная любовь Мак- Гаврана к погибающим душам побудила его к поощрению бескомпромиссного прагматизма. Он пишет:
«Ничто не вредит заморским миссиям в такой степени, как постоянные методы, учреждения и установки, которые должны приводить людей ко Христу — но не приводят; которые должны приумножать церкви — но не приумножают; которые должны облагораживать общество — но не делают этого. Если что-то не содействует ко славе Божьей и к распространению церкви Христовой, вышвырните это прочь и найдите то, что содействует. Что касается методов, в этом мы решительно придерживаемся прагматизма — доктрина же совсем другое дело».
Все вышесказанное приводит нас вот к чему: в конечном итоге не существует «правильного способа» добиться умножающего деления вашей ячеечной группы. Для вас «правильный способ» — это тот, который назидает святых и привлекает в вашу группу нехристиан. Цели и мечты побуждают лидера ячейки сделать это, чего бы это ни стоило — конечно в рамках установленного Библией. Добивающиеся успеха лидеры ячеек переносят намерения в область реальности и затем продолжают поддерживать их. Если лидер ячейки добился деления группы, то он (или она) сделали это «правильным способом». Такое отношение было характерно для жизни и служения Джона Уэсли. Ричард Уилк отмечает:
«Джон Уэсли менял свои структуры и методы, чуть ли не против своей воли, чтобы спасать души людей. Он не хотел использовать женщин, но в исключительных обстоятельствах он это делал. "Исключительное" стало нормальным. Он не хотел использовать пасторов-прихожан, но он это делал. Они умели "добраться" до неверующих. Он не хотел проповедовать под открытым небом, но он это делал, чтобы больше людей смогли услышать Слово Божье».
Том Питере заходит еще на одну ступень дальше в своем прагматизме. «Самые лучшие лидеры... — это те, кто лучше всех делает заметки, лучше всех задает вопросы, лучше всех учится у других. Это бесстыдные воры». Питере рекомендует методику «Не стыдись красть самое лучшее», что в конечном итоге приведет к умножающему делению ячеечной группы.
Добивающиеся успеха лидеры знают, куда они движутся и как туда добраться, потому что с ними говорит Владыка. Эффективное руководство ячейкой не основано на уловках и приемах. Его прочное основание — время, проводимое с Богом до тех пор, пока Он не даст четких указаний и наставлений. В конечном итоге именно Он дарует успех. И ваша церковь тоже может быстро расти. Ключ к этому — лидеры ячеек, которые молятся и которым внушен ориентированный на цели образ мыслей. Каждый из лидеров в церкви Чо обязан знать, когда его группа даст новое рождение (предпочтительно знать точную дату).3 Ральф Нейбор дает схожие указания: «Лидеры ячеек будут ставить перед собой цель удвоить ячейку за определенный период времени. Этих целей можно достичь, когда Дух Святой помазывает людей, подобных вам... Кто-то сказал: «Я лучше буду стрелять в цель и промахнусь, чем стрелять в никуда и туда попаду!»4
Глава 6
Воспитывайте новых лидеров
Выражение «неотложная евангелизация» указывает на две вещи: 1) учение Писания о судьбе тех, кто не знает Христа; 2) необходимость для верующих делиться благовестием Христовым. «Неотложному» вопросу принадлежит преимущество перед другими заботами. Иисус ясно обозначил Свою первоочередную задачу на Земле, сказав: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10).
Первоочередная задача Христова остается неотложной. Он сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоан.4:35). Комментируя этот отрывок, Мэтью Генри говорит: «Время жатвы... не продлится вечно; и жатва — это работа, которая должна быть выполнена именно тогда, или вообще не будет выполнена... Это необходимая работа, и она совершалась по неотложному и срочному поводу».
Писание учит, что мир погиб навеки (Иоан.З:Зб; 2Фес.1:7-9; Иуд.23). Павел чувствовал, что он обязан проповедовать Евангелие (1Кор.9:16) и убеждать людей благовестием Иисуса Христа, потому что каждый человек предстанет перед судилищем Христовым (2Кор.5:11). Он пишет в Послании к Римлянам 10:14: «Но как призвать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» Это неотложное и срочное сообщение.
Мы ведем войну за вечное спасение душ человеческих. Князь тьмы знает, что ему и его бесовским силам осталось очень мало времени (Отк.12), и эти силы зла стараются ослепить и обмануть как можно больше людей. Бог призывает Свою Церковь наносить врагу поражение, обретая людей для Иисуса. Некоторые христиане сражаются сами по себе, но методика «ячеечной» церкви ориентирована на группу. Каждая ячейка — это партизанский отряд, настигающий погибшее души. Ячеечные группы с самого начала осознают, что они призваны исполнить задачу более важную, чем они сами — ради Иисуса Христа подать погибающему руку спасения. Это уподобляет ячейку боевому отряду и объединяет ее общей целью.
«Неотложная евангелизация» в ячеечной церкви приводит к обращению людей и тем самым к быстрому умножающему делению ячейки. Численный рост сознательно планируется, его настойчиво добиваются. Единственным мотивом, побуждающим исследуемые восемь церквей к росту, является то положение, в котором навеки пребудут не познавшие Иисуса. Эти церкви не заводят дебаты об «игре в цифры». Они ищут погибшие души по вечным и непреложным соображениям.