Попавший в куфр в таких вопросах, которые знают ученые, но не знают простолюдины.

И в положениях, подобных этому, общеизвестно, что человек не становится кафиром, кроме как если отвергнет довод после установления над ним посланнической худжи. И эти вопросы называются «Скрытыми», или же «Сложными».

Из причин, по которым это случается: Отсутствие знания о наличии текста, «таъвиль»(толкование) текста, следование за другим, заблудившимся в этом вопросе, также может быть, что человек поставил один текст перед другим, или подумал что один текст отменяет другой, и многое из этого раздела, упоминал это шейхуль Ислам.

И обусловили некоторые, чтобы у него было развеяно неправильное понимание и шубухаты, чтобы состоялось касательно него, что он стал кафиром, отвергнув разъяснение, даже если он живёт среди мусульман и находится в Исламе давно, в отличие от предыдущего.

Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия:

«Не обязательно, чтобы на каждого человека, сказавшего куфр, говорилось, что он кафир, до тех пор, пока не будет утверждено относительно него наличие условий такфира и отсутствие препятствий, например если кто то скажет: «Вино или Риба дозволено, по причине того, что недавно принял Ислам, или по причине того, что вырос в далекой от Ислама местности, или же услышал слова из Корана или Сунны, не зная что они оттуда, и порицал эти слова, как некоторые саляф порицали какие то положения, пока не узнавали, что пророк, мир ему и благословение говорил эти вещи.

Затемсказал: «И поистине, эти люди не становятся кафирами, пока не будет установлена над ними посланническая худжа, как сказал Всевышний: «Чтобы не было у людей против Аллаха доводов после посланников». (Аннисаъ, 165). Всевышний Аллах уже простил этой умме то, что произошло по ошибке и забывчивости. Источник: "Маджмуати ль Фатава, том 35, стр. 165".

И слова Шейхуль Ислама ясные, не нуждающиеся в толковании, разве что можно сказать, что его слова об утверждающим дозволенность вина и ростовщичества касаются второго пункта, который мы привели(ма'люматун мин аддийни би ддарура, и оправданным в них является только недавно принявшего Ислам или тому, у кого не было возможности узнать), а то, о чём он говорит дальше, из порицания саляфами текстов, касается третьего пункта(скрытые вопросы, в которых не выносится такфир запутавшемуся, кроме как если он явно отрицает).

Сказал имам Абдуль Латыф Абдур-Рахман:

"Ясно сказал Абу аль-Аббас Ибн Теймия об отсутствии такфира в том, что может скрыться от некоторых людей. Что же касается вопросов, которые известны из религии по очевидности, как свидетельство что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник – то никто не останавливается в такфире того кто отрицает их словесную формулировку или смысл, и не подчинился тому на что указывают два свидетельства. И это – единогласное мнение в общем!

А то, что Ибн Джорджис сделал эти вопросы равными с теми, в которые погрузились приверженцы нововведений – это выход из точки разногласия, и уничтожение того, что известно из единогласного мнения! И кому Аллах не даст света, тому нет никакого света!

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "И если это в скрытых вопросах, то можно сказать что кто ошибся там – тот ошибшийся заблуждающийся.." и до конца этих же его слов. Источник: "Мисбах аз залям", 517

И есть между вторым и третьим видом общее, а это то, что ни тот, ни другой не становятся кафирами по причине отсутствия установленной над ними худжи и продолжают пребывать в Исламе.

Разница же меджу ними состоит в том, что второй вид, если попал в куфр и имел возможность изучить, становится кафиром, потому что для него это было обязательным, либо это было знанием, которое он не мог отрицать (например вещи, которые в Исламских странах знает и большой и маленький, и любой человек слышал это от ученых и других людей десятки раз) и он проявил небрежность, в результате чего не оправдывается за эту небрежность, а что касается третьего, он, если даже и имел возможность изучить, не становится кафиром, потому что это не являлось обязательным знанием для него, поэтому не считается, что он проявил небрежность и отворачивание, а также отрицание текстов, и он оправдывается за своё незнание.

Также общее между всеми тремя категориями то, что Аллах не наказывает никого из них до установления посланнической худжи (согласно одному из мнений среди ученых Ахлю Сунна), и есть также разница между первым видом и остальными двумя, в том, что первый вид не называется мусульманином, и с ним обращаются как с кафиром если он найден мёртвым, даже если не дошла до него худжа, по причине попадания в то, что несовместимо с Исламом.

И это вопрос, нуждающийся в дополнительном разъяснении, он заключается в следующем:

Если кто то скажет: «Ты привёл слова ибн Теймии, где он полностью отрицает, что человек становится кафиром за ошибку, и порицает разделение на основы и подробности, а затем сам утверждаешь, что если человек нарушил основу религии, а это Таухид и шесть столпов веры, то он не является верующим. Какое же у тебя на это доказательство? Отвтом будет:

«Даже если ученые в некоторых местах и порицают разделение на «Основы и ответвления» в вопросах вынесения такфира, и говорят, что это разделение взято от муътазиля и подобных им, как это передано от Ибн Теймии в «Маджмуати ль Фатава», то будет сказано:

Во первых:

Сам ибн Теймия указывает на это разделение во многих других местах.

Как например:

Ибн Теймия сказал: "И нет сомнения, что ошибка в тонких вопросах наук прощаема Умме, даже если это будут вопросы связанные с вероубеждениями. И если бы не это, то погибло бы большинство великих людей Уммы" см. "аль-Маджму'", 20-165

Как видим ибн Теймия упомянул о прощении в тонких вопросах вероубеждения, если ибн Теймия видит оправдания во всех вопросах зачем выделять какие то тоник вопросы вероубеждения а ни сказать что ошибка в любом вопросе прощается?

Сказал ибн Теймия о философах:

И это когда будет в неясных вопросах, то может можно сказать: “Он в этом ошибающийся заблудившийся, и не установился над ним довод, по причине которого становится кафиром тот, над кем он установился”.

Однако, это выходит от них в ясных вопросах, которые знают как ученые, так и простые из мусульман, что они из религии мусульман. И даже яхуды и христиане знают, что Мухаммад, мир ему, был послан с этим, и делал такфир тому, кто противоречил этому. Как например – его приказ поклоняться Одному Аллаху, не придавая ему сотоварищей, и запрет поклоняться кому либо, помимо Аллаха, как например ангелам, Пророкам, солнцу, луне, звездам, идолам, и другим объектам поклонения. Истинно, это самое очевидное из законоположений Ислама! И также примером этого служит его приказ к пяти молитвам, и обязывание этим, и возвеличивание их положения. И также примером этого служит его вражда к иудеям и христианам, мушрикам, сабеям и огнепоклонникам. И также: запрет мерзостей, как риба, хамр, азартные игры, и подобного этому.

Затем, ты видишь их глав (философов) впадают в эти вещи (то есть в отрицание их), и они являются муртаддами по этой причине” см. “Маджму аль-фатауа”, 4-54

Слова других ученых:

Сказалимам Ибн Кутейба:

"Куфр бывает двух видов.

Первый из них – куфр в основах, подобный неверию во Всевышнего Аллаха и Его Посланников, или в ангелов, или в Писания, или в воскрешение после смерти. И это основы, и кто проявит неверие во что либо из них – выйдет из числа мусульман, и если умрёт – не наследует от него его близкие мусульмане, и не совершается по нему молитва.

А второй вид – куфр в ответвлениях, вызванный ошибочным толкованием (тауилем). И это подобно куфру в предопределение, или отрицанию масха на кожанные носки, или отрицание действительности тройного таляка, и подобное этому. И не выходит отрицающий это из Ислама, и не говорится тому кто проявил неверие по причине тауиля во что либо из этого, что он кафир (без донесения довода и устранения сомнений – примечание)"

Источник: "Тауиль мухталяф аль-хадис",

Сказал имам Ибн Кудама:

"Истина – в слове одного из муджтахидов, а остальные – ошибающийся, все равно, будь это в ответвлениях религии или основах. Однако если это касается ответвлений религии, где нет категоричного текста, или единогласного мнения, то такой оправдывается, и не несет греха, и ему полагается награда за его иджтихад" . Источник: "Равдату ан назыр", 193

Сказал шейх Мухаммад Ибн Ибрахим:

"Разделяются вещи посредством которых человек становится муртаддом, на три категории:

1. Первая категория: тот кто отрицает то, о чём известно что Пророк пришёл с этим, и противоречит тому, что известно по предельной очевидности что Пророк пришёл с этим. Такой становится кафиром лишь по причине этого, и все равно будет это в основах религии или ответвлениях, и такой не нуждается в донесении и ознакомлении, кроме как если он не будет только что принявшим Ислам

2. Вторая категория: то, довод на что может скрыться. Отрицающий это не будет кафиром, до тех пор пока не будет установлен над ним довод, как со стороны достоверности этого, так и со стороны его указания. И после того как был установлен над ним довод, он становится кафиром, и все равно, понял он это, или сказал: "Я не понимаю", или понял и разъяснился ему довод достаточным разъяснением. И не весь куфр происходит от упрямства, однако упрямство – один из его видов, а другой вид, или другие виды не являются упрямством, и в хукм, который между ним и Аллахом – в это не входят уляма

3. Третья категория: Скрытые вещи, в таком случае личность не становится кафиром, даже после того, как разъяснено ему указание текстов, все равно, будь это в основах или подробностях"

Источник: "Аль-Фатауа уа ар-расаиль", 12-173

_________________

Во вторых:

Ученые и все мусульмане единогласны в том, что не произнесший два свидетельства не входит в Ислам, даже если раздает садака, постится и совершает хадж.

И отсюда становится необходимым сделать это разделение, и наверное Шейху ль Ислам умолчал о нём по причине его очевидности для каждого мусульманина, потому что не произнесший два свидетельства – не мусульманин даже для мурджиитов, независимо от того, дошла до него худжа или же нет, следовательно, всё таки религия делится, однако это деление простое:

А) Это вещи, посредством которых человек входит в Ислам из куфра. И не выполнив чего, кафир не может принять Ислам. И кто нарушил что либо из этого, тот возвращается в куфр точно так же, как кафир не выходит из куфра в Ислам, не выполнив эти положения.

Б) Все остальные положения, и уже именно их и касаются слова ибн Теймии и порицание этого разделения.

В третьих:

Даже если кто то будет настаивать на внешнем смысле слов ибн Теймии, ему будет отвечено приведенным выше единогласием, и это единогласие категоричное, указали на него доводы, как и на то, что человек входит в Ислам посредством двух свидетельств, но не входит в Ислам посредством других видов поклонения, или подтверждения обязательности молитвы, оставив два свидетельства по единогласию ученых, поразмышляй же над этим.

В четвертых:

Шейхуль Ислам ибн Теймия, опровергая устанавливающих основы подобным образом, упоминает, что нет никакого доказательства на это разделение из Корана и Сунны, и потому выходит то, о чём мы говорим из того, о чем говорит он, ведь хадисов относительно того, что Ислам недействителен без «Ля иляха илля Ллах» множество, и таким образом проясняется, что Шейхуль Ислам не имел ввиду то, что касается Таухида.

В пятых:

Также можно ответить следующим образом: «Ибн Теймия, даже если и отрицает такфир за все вопросы абсолютно, кроме как после достижения худжи, это лишь по причине различения между именами «Кафир» и «Мушрик», и если даже он не считает кафиром того, кто не соблюдает Таухид, если не дошла до него Худжа, то он и не считает его мусульманином ни в коем случае, а считает его мушриком, но не считает его мукалляфом, поэтому не разговаривает о его такфире, как уже были приведены его слова выше.»

В шестых:

Сказал ближайший ученик Ибн Теймии, Шейхуль Ислам ибн аль Къайим, в «Тарикъ аль Хиджратейн»: "И этот слепо следующий за кафирами не мусульманин. Потому что он разумный и мукалляф. А разумный и мукалляф не бывает между куфром и Исламом. А что касается того, до кого не дошёл призыв, то он не является мукалляфом в таком положении, и он находится в положении детей и безумных. И мы уже говорили об этом.

Ведь Ислам, это Поклонение Единому Аллаху, нет у Него сотоварища, и вера в Его посланника, Его последователей в том, с чем они пришли, и любой раб, который не выполнил это, не является мусульманином. И если он не является упорствующим кафиром, то он невежественный кафир. И самая лучшая категория кафиров из этих – невежественные, не упорствующие, однако отсутствие упорства не выводит их из того, что они кафиры, ведь поистине, джахиль это тот, кто отрицает Таухид и считает ложным посланника, независимо от того, упорствует он или же не знает, или же слепо следует за упорствующими. " Конец цитаты.

Примечание:

Если спросит спрашивающий: "Ты в одном месте приводишь слова ибн аль Къайима относительно мукаллида, который оправдывается по причине отсутствия посланнической худжи, и в другом месте приводишь его слова, где он не оправдывается, и говорится что даже если он не упорствует, то его куфр - куфр невежества и он невежественный кафир, как же понять это?

Будет ответом: Слова ибн аль Къайима об оправдании мукаллида касаются того, до кого не дошла посланническая худжа, а что касается того, кто не изучил, имея возможность, то даже если он является невеждой, этот невежда - кафир, и его куфр возвращается к куфру отворачивания, ведь он отвернулся от изучения, когда обязан был это сделать, это и есть смысл слов имама, поразмышляй же.

Что же касается положения мукалляфа в основах религии после достижения посланнической худжи, то Ибн Теймия считает человека мукалляфом и делает такфир, как за совершение большого ширка, так и за противоречие в явных вопросах религии.

Сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия, упоминая верооступничества, в которые попали некоторые лидеры философов: «Это в скрытых, сложных вопросах говорится «Не установлена над ним худжа, после отрицания которой он становится кафиром», а что касается куфра в явных вопросах, то нет сомнения в куфре того, кто это сказал.»(Муфид аль Мустафид фи куфри Тарики Ттаухид)

Наши рекомендации