Благославения бога и мастера

Путь духовности - это не широкая трасса, по которой можно с легкостью двигаться вперед. Он представляет собой задачу не менее тяжелую, чем извилистый и полный препятствий подъем в гору.

В Катха Упанишаде мы находим:

Пробудитесь, подымитесь и просветленье обретите, сидя у ног Мастеров.

Мудрые говорят, что путь этот острый, как бритва,

и труден для продвижения вперед.

Фарид, известный мусульманский богослов, говорит:

О Фарид! Встань и в путь отправляйся по миру всему

в поисках человека Божественного, ибо лишь тогда

быть воистину благословенным ты сможешь.

В Святом Коране этот путь назван Пул-и-Сарат, и написано, что он "такой же острый, как лезвие бритвы" и "узкий, как волос."

Бхаи Гурдас рассказывает о Гур Сикхи (Пути Мастеров) теми же словами: "уже, чем волос и острее, чем лезвие бритвы."

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф 7 14)

В Ведах также существуют тексты, предписывающие бесчисленные правила и техники самоконтроля для выполнения йогических асан и садхан, настолько трудных, что при одной только мысли о них волосы становятся дыбом.

Имея впереди подобные испытания, как может бедное дитя земное, бессильное, постоянно контролируемое разумом и материей, запутанное в тенетах слепых увлечений и осаждаемое желаниями, гневом, жадностью, привязанностями и эгоизмом, безо всякой помощи остаться целым и невредимым и достичь успеха в паломничестве на духовном Пути?

В такой жуткой обстановке, обманчивой, сбивающей с толку и совершенно безвыходной, Бог проявляет милосердие к Своим созданиям. Он сходит Сам в низком человеческом одеянии, испытывая страдания, чтобы дети Его могли быть благословлены. Однако, и тут мы сталкиваемся всё с той же трудностью.

Понять наставления Мастера и строго следовать им изо дня в день, поверить в Него и полностью отдать Его воле всего себя, и тело, и душу, - задача не из легких. И если Бог и Сатгуру не смилостивятся над воплощенной душой, она скорее всего не сможет узреть Реальности и выбраться из неволи.

Будучи Сам Вселенной всей Мастером,

может Он в душу войти воплощенную,

союз с ней тем самым осуществив.

Наша умственная ограниченность не дает нам возможности даже выслушать с пониманием простые слова Мастера.

Но в конце-концов, когда Богу становится угодным, Он устраивает для воплощенной души встречу с Сант Сатгуру, и тот вводит его в контакт с Наамом - Силой Бога или Богом в Действии - Первичным Звуковым Потоком, с помощью которого джива постепенно подымается всё выше и выше, пока не достигает верховья и первоисточника Шабда или Звукового Потока.

Те, кто Истине не служат,как сломанный тростник отсохнут.

О Нанак! Кого Мастер благословит, тот в контакт с Наамом войдет.

Только вследствие заслуги особой Сатгуру встретить можно;

и Он Сурат и Шабд соединенье устраивает.

С Мастером встреча - дар чистый Бога, и таков же союз с Хари Нам (Богом).

Мастер представляет Собой подобие Бога, хотя и пребывает в физическом одеянии. Он наделен теми же атрибутами, что и Сам Бог. Он тоже является, чтобы спасти грешников, проливая Свою Спасительную Милость на всех вокруг. Он отмывает воплощенные души от их грехов, принося им дар Наама, который действует как превосходное средство от всех болезней, физических, случайно приобретенных и духовных.

Мой Мастер удаляет все грехи, и я всецело полагаюсь на Него.

Прости все прегрешения мои, о Мастер!

Нанак лишь молится о том.

Так велики благословенья истинного Мастера.

С поклонением Хари блаженство вечное приходит.

Союз наш с Господом есть дар совершенного Мастера.

Навек прощенный, я парю отныне свободный и не знающий границ.

Драйден, английский поэт семнадцатого века, так говорит нам о Христе:

Смотри, как сходит в тело Человеческое Бог;

Поруганный, страдающий, объявленный злодеем;

Все преступления, вмененные Ему, узри,

И Праведность Его, всю на тебя перенесенную.

Милость Мастера так же безгранична, как и Его величие; настолько, что Он прощает даже тех, кто плохо о Нем отзывается, принимая их как Своих.

Тот, кто плохо говорит о Мастере, еще измениться может,

чтоб Его спасительную милость обрести, в лоно Мастера приводящую.

Не сосчитать людей, чьи грехи прощены и кто безопасно переправлен через жизненное море.

Посредством Шабда сжигает Он и в пепел превращает

кармические впечатленья многих душ.

Подобно Капитану, ведет корабль Он мимо многих мелей.

Воистину Мастер - это Бог. Он - океан вздымающегося сострадания. Из Него постоянно проистекают всевозможные дары, как вековечные ручьи прохладной и освежающей воды.

Нараин (Творец) в Гуру есть состраданье воплощенное и верный друг.

Его желанию доступно всё,

и в жертву Ему Нанак себя приносит.

Наивеличайшим подарком Бога и Гуру может быть только одно - Наам. Они всегда одаривают преданных Им благословениями Наама, обеспечивая таким образом их спасение.

Богу преданные всегда Наамом наслаждаются;

милости спасительной благодаря, они всегда вперед идут.

Сам вид Его - благословенье редкое;

и истинно благословен тот, кто одарен Им;

с милостью Милосердного приносит Сатгуру Наама дар.

И в этом мире и выше нет более великого подарка, чем дар Наама.

Бесценно сокровище Наама; и только Истинный способен даровать Его по Своей воле.

Получив дар Наама, можно найти доступ к Богу через Сатсанг и Сатгуру.

Кого бы Мастер ни благословил, получит Господа Любовь он.

Бога сострадание в волнение приходит,

когда кто-то Садхом действительно благословлен, о Нанак!

Спасительная милость приходит через контакт с Наамом, и постоянная заботливость Его любви, и спасительная милость по очереди оказывают помощь разными путями. Как милость, так и Наам работают во взаимодействии и помогают развитию друг друга.

О Нанак! Только по милости одной приходит Наам.

И нет другого друга такого как Рам Наам.

Став выше пар противоположностей,

к Нааму ты приклейся, и Он благословит наверняка.

Тот миг, в который Истину я забываю, потерян.

При каждом вздохе вспоминай о Нем, и милость Его будет с нами.

Его милость нисходит с принятием Его Бхана (Воли) и признанием Его Хукама (заповедей).

У того, кто знает Его Хукам, нет причины для сожаления.

О Нанак! На душе своей дар Наама Его запечатлей.

Семя Наама, однажды посеянное Святым, не может не дать плодов, и никакая сила уже не остановит его рост. Рано или поздно воплощенная душа должна достичь цели, то есть, самопознания и Богопознания.

Истину получить можно только лишь через милость;

рост Ее никто остановить не в силах.

Смертью-при-жизни Наам поливается,

и именно так поступают Гурмукхи;

Бог дарует им это богатство,

и никто забрать Его не в состоянье.

Даже Каль (Время) и Майя (Иллюзия) не могут повлиять на семя Наама, ибо оно принадлежит области, гораздо более высокой, чем их владения. Кроме того, сеятель этого семени - Сатгуру - есть Сам Сат Пуруш (Его проявленная форма), поэтому Ишвар (Нирэнджэн, Господь Тонкого Плана) и Пармешвар (Господь Причинного Плана) не могут вмешаться в Его работу.

Дар Гуру вечен;

в Нем милость спасительная для получателя.

Мастера Шабд превыше всего царит, о Нанак!

Мастер есть никто иной, как Бог.

Благословения Всевышнего Господа беспредельны и никогда не испытывают недостатка, но осеняются ими только в результате особых заслуг. Одной частицы милости достаточно, чтобы спасти воплощенную душу от беспрестанного цикла перевоплощений.

Пролив благословения Свои однажды,

конец рожденьям бесконечным Он дает.

Поскольку прекращаются приходы и уходы,

находит вечный отдых в доме человек.

Только Гурмукхи получают подобную милость и никогда - манмукхи. !!!

О Нанак! Он делает всё Сам по себе,

и Гурмукхи наслаждаются Его благосклонностью.

Мастера горькие слова сладки на вкус;

А сладкие Его слова - само Его благодеянье.

Слова Его, какие б ни были они,

плоды принесут в изобилии.

Других же праздные слова без пользы остаются (проходят понапрасну)

Только через Его милость можно развить силу Наама.

Одна лишь милость помогает в развитии Наама Силы;

Оставив недостатки все, теперь всегда Наамом занят он.

Человек сам по себе - только беспомощное существо и ничего не способен сделать. Следовательно, он не должен переполняться тщеславием от того, что он, как ему кажется, делает сам.

Бог один есть Деятель всего происходящего;

всех сердец секреты сокровеннейшие ведомы Ему.

Панацеей от всех болезней и единственным путем снискать милость Бога является только полная самоотдача со всем смирением у ног Души-Мастера.

ГЛАВА 27

ЗАБОТА МАСТЕРА

Отношения между Мастером и учеником уникальны по своей природе, и на всей земле не сыскать им равных. И все же Святые старались дать нам некоторое представление о них. В то время как мирские связи и узы более или менее испорчены эгоизмом людей, отношение Мастера к ученику - это чистейший пример самоотверженной любви.

Здесь в качестве аналогии мы можем рассмотреть любовь матери к ее ребенку. Младенец при рождении представляет собой совершенно беспомощную массу из нежной плоти и костей. Он не может рассказать ни о себе, ни о своих нуждах, он также не в состоянии обслуживать себя сам. Однако, мать проявляет ласковую заботу об этом крошечном представителе человечества. Она заботится о каждой его потребности, следя, чтоб у него было всё необходимое. В его счастье она находит свое счастье, а его печали доставляют ей огорчение. День и ночь без устали она трудится ради его благополучия, не считая при этом никакую жертву слишком большой для себя. Она отказывает себе во всем, чтобы дитя ее могло иметь всё, что только она может себе позволить ему дать. Она готова ради него даже отдать свою жизнь.

По мере того, как ребенок растет, он начинает впитывать материнскую любовь. Ласковые лучи любви струятся от глаз к глазам. На безмолвном языке он постигает свои первые уроки любви. Постепенно малыш учится говорить, поначалу отдельными слогами, и радость матери не знает границ при каждом успехе в его стараниях, пока он не подрастет настолько, чтобы мог сам за собой ухаживать.

Точно таким же образом, когда Мастер принимает какого-либо человека, тот как бы получает второе рождение в Его доме. В лоне Мастера он появляется полный мирских привязанностей и сильно окрашенный самыми темными оттенками разума и материи. Он настолько отождествлен со своим телом и телесными отношениями, что ни на минуту даже подумать не может о том, что он представляет собой нечто отдельное от них.

Со всей своей мирской мудростью, какими бы то ни было богатствами, репутацией и известностью, может быть, он, тем не менее, является новичком в духовных вопросах. Прожив всю свою жизнь на физическом плане, он ничего не знает кроме чувственных удовольствий, которые являются для него и целью, и всем на свете.

С момента рождения человека в Его доме, Мастер берет на Себя необъятный груз ответственности. Своими вниманием и личными указаниями Он постепенно отучает воплощенную душу от чувственных наслаждений. Он объясняет ученику, что тот не является ни телом, ни разумом, ни интеллектом, а представляет собой нечто более великое - душу или дух - и наделен Природой различными способностями, чтобы служить великой цели в жизни. С помощью духовной дисциплины Мастер дает ему возможность освободить свой разум от ментальных колебаний. Теперь ученик развивает состояние равновесия, благодаря которому он начинает оценивать жизнь под другим углом. Весь его ментальный кругозор изменяется, и в нем рассветает осознание духа.

Он не является более рабом своих чувств, втянутым в плотские занятия, а обретает отныне внутреннее удовлетворение, мир и покой, которые всё время удерживают его в месте пребывания его высшего "Я". Всё это и гораздо более того и есть работа Мастера. Отмыть воплощенную душу от нечистот мира - не такая уж простая задача, однако она абсолютно необходима для духовной жизни.

Остановить мощное движение сенсорных потоков, стремительно несущихся по направлению к внешнему миру - это гигантский труд сам по себе, а следующая за этим задача Мастера еще более важна, чем предыдущая.

После предварительного очистительного процесса Мастер снимает пелену с Внутреннего Глаза, давая ему видение и Свет; Он также снимает печать с внутреннего уха, позволяя дживе слышать внутреннюю Музыку души. Своим личным вниманием и заботой Он создает адепта, очищенного от грязи и отбросов мира, способного понимать и наслаждаться безмолвным языком и неписанным Законом Бога, а также действовать без помощи внешних органов и всех их возможностей.

Мастер осуществляет заботу об ученике, передавая ему Свой собственный жизненный импульс.

Воистину благословен Мастер,

Кто наставленьями Своими до основанья очищает нас.

Оковы все учеников на части разрывает Сатгуру.

Подобно Вордстворту, воспевшему когда-то свою сестру, ученик мог бы исполнить песнь в честь своего Мастера:

Она глаза мне подарила;

она мне подарила уши,

смиренные заботы и трепет утонченный;

И сердце - сладких слез фонтан,

любовь, и понимание, и радость.

Мастер всегда спасает Своих учеников, в каких бы опасных ситуациях они ни оказывались. Его охраняющие руки служат как щит и заслон, так что ученик ведет как бы неуязвимую жизнь. Мастер поступает так просто потому, что Он взял ответственность за воплощенную душу; со стороны же ученика не требуется никаких ответных обязательств, для него даже нет необходимости об этом знать.

И еще: Мастер берет на Себя груз всех грехов и злодеяний Своих учеников.

Все преступления, вмененные Ему, узри,

И Праведность Его, всю на тебя перенесенную.

Драйден

Он берет в Свои руки весь процесс погашения кармических впечатлений воплощенной души. Поворачивая направление сенсорного потока снизу вверх, Мастер освобождает душу от влияния физического плана и делает ее неспособной сеять новые кармические семена для будущего урожая. и какие бы еще прегрешения она ни совершила по слабости плоти, Мастер Сам мягко и твердо улаживает их здесь на земле, не оставляя на будущее никакого дебетового остатка в качестве ноши. Таким образом, счет Крияман кармы (настоящие дела) оплачивается и погашается.

Затем следуют Пралабд-кармы, которые определяют то, что мы зовем роком или судьбой, и из-за которых нам приходится появляться в этом мире. Мастер не касается этих карм, и ученик благополучно прокладывает свой путь сквозь их чары.

Состраданию Господа благодаря

испытанья и беды все улетают;

Дживу Сатгуру спасает

Сам от всякого вреда.

И, наконец, - но отнюдь не в последнюю очередь, Мастер насыщает воплощенную душу Хлебом Жизни и утоляет ее жажду Водой Жизни (Наамом), пока она не достигнет духовного отрочества и не станет в некоторой степени независимой. Прикосновение искры Наама (Бога-в-Действии или контролирующей Силы Бога) сжигает склад неизжитых за все прошедшие века карм (Саншит или склад), делая таким образом их неспособными дать свои всходы в будущем.

Манной и эликсиром питает сикха Сатгуру

Настолько Мастер добр к Его ученику.

Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. (Ин 6 35)

Охраняющая забота Мастера гораздо больше, чем забота матери о своем ребенке. Он никогда не отводит Своих любящих глаз от ученика, оберегая его от всего, что является вредным, ибо любовь Его не знает границ.

Как мать дитя свое направляет, о нем заботясь всегда

Питанье дает ему и пищу для роста во всем,

Так же и Мастер с любовью Божественной

возлюбленным Своим занимается.

Как мать дитя свое любит, а рыба - воду,

Так любит и Мастер ученика Своего.

В этом отношении расстояние не имеет значения, и Мастер не принимает его в расчет. Его длинная и крепкая рука способна дотянуться куда бы то ни было, а проницательный взгляд может пересечь всё Мироздание.

Рука Его - это Бога рука,

и Сила Бога работает через Него.

Где бы ни находился ученик и в каких бы чрезвычайных обстоятельствах он ни оказался, Мастер всегда находится с ним, руководя каждым его шагом, ибо это - Его обещание на веки вечные:

Человек, кто б ты ни был,

я пойду с тобой, проводником тебе став;

Чтоб в нужде величайшей твоей

находиться подле тебя.

Жаворонка считают небесным пилигримом, и все же он высиживает яйца со всей своей заботой. Точно так же и Мастер всегда держит ученика в Своем поле зрения, вспаивая его Водой Жизни - семенем Наама, посеянном в душе искателя - пока дух не сможет пробиться сквозь трехскорлуповое яйцо (физическую, астральную и причинную оболочки) и не засияет собственным светом.

О Нанак! Об ученике заботится Мастер

посредством самого импульса жизненного Своего.

Он хранит безопасность ученика

в руках Своих собственных и всё время печется о нем.

Только любовь является той цементирующей силой, что связывает Мастера с учеником. Из безмерного сострадания Он несет измученному человечеству послание Бога и молится о спасении людей от незримого огня, в котором всё подлежит истреблению.

Маулана Руми говорит:

Он людей зовет в Царство Бога;

и Богу молится Он о прощении их и спасении.

Сатгуру - это истинный друг ученика, спасающий его в самых напряженных и безнадежных ситуациях. Он приходит к ученику на помощь, когда тот утрачивает всю надежду и веру, как будто загнанный в кольцо могущественными силами, ополчившимися против него. Время от времени ученик ощущает сверхмощное влияние Мастера, работающего ради его блага. Иногда ученику трудно понять способы Его работы. Так же, как мать в ранние утренние часы ожидает, когда проснется ее дитя, только с еще большим волнением Мастер с нетерпением ждет, когда Его ученик, погруженный в глубокое невежество, порожденное материей и разумом, поднимет, наконец, голову, взглянет на Него и возрадует Его сердце.

Любящая забота Мастера становится еще более очевидной в момент окончательного оставления учеником этого мира. В то время как все родственники и друзья беспомощно ожидают конца у постели больного, а доктора объявляют случай безнадежным, появляется Лучезарная Форма Мастера, чтобы взять на Себя попечение об отходящей душе и сопроводить ее в новый мир, к судейскому месту Бога.

Затем Он доставляет душу в ту область, которую считает наилучшей для дальнейшего занятия дисциплиной и продвижения по Пути.

Подлинному Сатгуру служи

и в трудах своих Истины богатства добывай.

И в момент последний

Он придет ради твоего спасения.

Он - Тот Друг единственный,

Кто сопроводит меня в путешествие последнее,

рядом став со мной

пред судейским местом Бога Самого.

Мастер мой находится везде и во всем,

Он источник всех на свете утешений.

Он меня связует с Брахмой трансцендентным

и придет на помощь в час последний мой.

Маулана Руми говорит:

О глупец невежественный!

Поскорей за проводника ухватись;

Ибо только тогда спасен ты будешь

от ужасов мира запредельного.

Все наши мирские узы и связи носят эфемерный характер. Одни оставляют нас в бедности, другие - в беде, третьи - в болезни. Только немногие могут оставаться подле нас в течение всей жизни, однако, и они отпадают в момент смерти. И только Сатгуру является Тем Истинным Другом, кто всегда оберегает ученика, где бы тот ни оказался, под тенью Своего ограждающего крыла. Он будет стоять рядом с ученикоми в час смерти и даже сопроводит его душу как проводник в другие миры.

Узы все мира этого разорви, о Нанак,

и найди Святого себе в друзья;

Еще при жизни привязанности мирские покинут тебя,

тогда как Тот непоколебимо

с тобой пребудет до самой смерти

и в мире запредельном не покинет.

Душа, пробужденная Сатгуру к Реальности, не может стать добычей посланцев смерти. Она должна уйти с Сияющей Формой Мастера, который приходит за ней в момент, когда она сбрасывает свое физическое одеяние.

Кабир Сахиб сообщает нам следующее: так же, как золото не ржавеет, а сталь не идет на корм червям, ученик Мастера, неважно хорош он или плох, никогда не попадает в ад.

Золото не знает ржавчины, а сталь - червей.

И в аду не будет никогда Мастером ведомый ученик..

Мастер действительно является Мастером как в этом мире, так и в потустороннем, помогая дживе в обоих мирах. И нет друга большего, чем Он.

Я крепко за Хари моего ухватился;

Он - опора моя и поддержка во всем.

В обоих мирах Он - мой ангел-хранитель;

ибо так Сатгуру всемогущ и так милостив Он.

Со мной Сатгуру, во всех моих нуждах помощник;

благословен Сатгуру - Он Бога мне открывает.

Нет друга большего, чем Сатгуру;

Хранитель Он и здесь, и где б то ни было.

Если и как только воплощенная душа встречает Сатгуру, она может возблагодарить за это Бога, ибо Сатгуру отныне гарантирует ей вечную жизнь. Полный сострадания, Он без колебаний помогает дживе во всех сложных ситуациях, ни на секунду не задумываясь при этом об ответных обязательствах.

Маулана Руми говорит о Нем:

Добросердечен и самоотвержен мой Друг;

Он помогает и в трудностях крайних, и в тяжкое время.

Гуру поручено помогать беспомощным. Из чистого сострадания Он посылает Свою спасительную милость всему человечеству. Его общество самое благодатное; рядом с Гуру можно с успехом справиться с миллионами врагов.

Если Гуру твой- щит и заслон,

то рук миллионы тебя не повергнут.

Воистину благословлены те воплощенные души, что получили доступ в опекаемое Сатгуру окружение, поскольку им больше уже не о чем волноваться ни здесь, ни в посмертии.

Мир в восхищении склоняется пред Ним;

Его прихода с волнением божественные сферы ожидают;

Ибо Тот, кто в общенье с Самим Совершенством всегда пребывает, и Сам совершенен.

Безмерно счастливы те ученики, что пребывают в тени Его святых крыльев, ибо в течение своей земной жизни и за ее пределами они могут стремительно продвигаться вперед по великой столбовой дороге духовности.

ГЛАВА 28

Наши рекомендации