Богоборчество Иакова. Предание в иудаизме
Братья и сестры, в прошлый раз я позволил себе кратко упомянуть о том, в чём был смысл знаменитого эпизода, когда Иаков боролся с Богом и когда Иаков получил от Бога имя Израиль. Слушатели не позволили мне ограничиться кратким извлечением смысла, но потребовали подробнее изложить этот богословский сюжет. Я думаю сделаем так: прочитаем текст о богоборчестве Иакова, затем вновь поговорим о соотношении Писания и предания, но уже не в христианстве, а в иудаизме.
В Книге Бытия 33 гл. начиная с 25 ст. описано, как Иаков боролся с Богом. Это эпизод знаменитый, однако в нём есть одна существенная неясность. То, что в данном случае называется борьбой, когда человек вплотную сошёлся с Богом, вот это событие описано в таких понятиях, которым в древнееврейском языке нет аналогии. Строго говоря, мы даже не вполне можем быть уверены, что происходило. Значения глаголов, обозначающих борьбу не ясно. Не просто представить, что это было. Сказано, что Некто («Ишь», человек) дальше идёт глагол «Авак», который по традиции переводят «боролся». Некто человек боролся с Иаковом, и в греческом языке так – глагол «палайо» (бороться). Однако, глагол «Авак» еврейский встречается только в этом эпизоде св. Писания. Откуда мы знаем что он может значить?
Мы можем исследовать корень этого глагола. Глагол «Авак» того же корня, что слова, не удивляйтесь «пыль», «порошок». То есть Некто, человек, так соприкоснулся с Иаковым, что либо пыль поднялась, либо соприкосновение было такой плотности, что в порошок стирает. Может быть ещё и такое, что борцы смесились, соприкоснулись всеми своими частями, и частичками. Это вполне могла быть схватка с проникновением одного в другое.
Читаем текст 32 гл, начиная со стиха 25го: «И остался Иаков один и боролся (смесился) с ним Некто человек (ишь) до восхода зари. И увидел Тот, что невозмогает его и коснулся сустава (или впадины сумки) бедра Иакова, и вывихнулся сустав бедра Иакова, когда он боролся (смесился) с Ним. И сказал Тот: отпусти Меня ибо восходит заря. Но Иаков сказал: не отпущу Тебя если только благословишь меня (имеется в виду: тогда отпущу). И сказал Тот ему: как имя твоё? И он сказал: Иаков.» Прервём на минуту чтение. В следующем стихе употребляется второй глагол, который обозначает этот поединок, встречу лицо к лицу Иакова с Богом, и этот глагол «сара», тоже применяется исключительно к описанию этого события. Его примерное значение: крепиться, упорствовать. На греческий перевели «укрепляться» с кем либо. Два корня вот этого глагола «сара» и корень «эл» (Бог) дают «исраэл». Исраэл – тот кто борется с Богом, тот, кто крепится вместе с Богом.
Продолжаем чтение: «и сказал Тот: как имя твоё. Он сказал: Иаков. И сказал Тот: не Иаков сказуется уже имя твоё. Только Исраэль ибо ты боролся (крепился «серита») с Богом (Эллохим) и с человеком (анашим - человеками) и возмогал. И спросил Иаков и сказал: возвести имя Твоё. И тот сказал: зачем это спрашиваешь об Имене Моём? И благославил его там. И назвал Иаков имя месту «бениэль» (лицо Бога) ибо сказал: я видел Бога лицо к лицу и избавилось (вырвалась) (лицо Бога) ибо сказал: я видел Бога лицо к лицу и избавилась (вырвалась) душа моя.». Мы говорили, кто боролся с Иаковом? Богочеловек. Тот, кто вплотную сошёлся с Иаковым так, что они в пыль перемешались, был человек. Сперва он назван в единственным числе «ишь» (некто человек), затем – во множественном числе «анашим» (человеки). Он прикоснулся к бедру Иакова и положил конец их взаимной схватки. И Он же говорит, что Иаков боролся, крепился с Богом и с человеком (Эллохим, Анашим).
Главная мысль Ветхого Завета состоит в том, что человеческая природа должна принять в себя Бога во плоти и человеческом образе. Ап. Павел говорит, что всем народам Земли было дано чтобы (Деян 17 гл) «чтобы они искали Бога не ощутят ли наощупь и не найдут ли». Иаков осязал Того, Кто явится как Мессия – Христос. От Иакова произойдёт народ Израиль, с которого явится Мессия – Христос. Человек имел силу схватиться за Бога, смеситься с Ним в пыль и не отпускать. И воля Божья была в том, чтобы человек Его не отпускал.
Если это и была борьба человека и Бога, то это был любовный огон. В священном Писании символами самого тесной связи в духе были (вспоминаем, была речь об этом), символами самой тесной связи в духе было сыновство (Бог Отец, Бог Сын) и брачный союз Господа и Церкви. В схватке Иакова с Богом борцы смесились. Человеческое и божественное проникли друг в друга.
И первый результат борьбы Иакова в том, что человеческая природа может Бога удерживать, и даже грешный человек, как и всякий грешен, как Иаков, может Бога удерживать. И народ Израиля иможет Бога удерживать. Бог этого хочет.
Однако, есть различия. Одно дело схватиться и держать, другое дело соединиться и вместить. Человеческая природа, по скольку она без греха, может вместить божественную природу без ущербно. Таков будет только Христос мессия. Бог совершенный и человек совершенный.
Иаков же не таков. Иаков получил отметину в плоть, что не он лично таков. И отметина легла в самую верхнюю часть ноги Иакова – сумку бедра. Это во- первых, чтобы он теперь на каждом шагу хромая, на каждом шагу, вспоминал Бога. Шагнул – хромаешь, помни о Боге. Во вторых, верхняя часть бедра была повреждена, чтобы удостоверить, что Тот, Кто боролся с Иаковым, не был лукавый дух – змей, который соблюдает пяту человека. Змей соблюдает нашу пяту. Кстати имя Иаков и означает «пята», пятка. И вот, чтобы удостоверить, что с Иаковом боролся не лукавый дух, Иаков получил отметину в плоть в ногу, но в верхнюю её часть.
Кстати в иудаизме противоположное мнение мы встречаем, что с Иаковым боролся злой ангел, который был ангелым хранителем его брата Исава. Ну, мнение такое, странное, потому что допускается, что злой ангел назвал Иакова «Израиль». Что имя Израиль происходит от злого ангела.
Иаков встретился лицом к лицу с Богом, лицом к лицу не означает, что Иаков Его видел, схватка происходила до восхода зари. Иаков удивляется что выжил после этой встречи один на один. Он в знак своего величайшего удивления назвал то место лик Бога «пениэль» сказав «я видел Бога «Эллохим» лицом к лицу, и вырвалась душа моя». Никому больше такое как Иакову не было дано. Только в Боговоплощении, в прикрытии плоти и как человека можно будет увидеть Господа, прикоснуться к нему и не умереть.
Авраам, Исаак, Иаков – сотаинники Божии. О них Церковь говорит, что Аврааму, Исааку, Иакову Бог не положил покаяния. Почему? Потому что покаяние происходит в Церкви, а в Аврааме, Исааке и Иакове – сама Церковь возродилась после Вавилона и выросла, получила прирощение, созрела в семью и готовилась перейти в народ.
Борьба Иакова с Богом была рубежем созревания народа Божьего. Иаков – завершитель патрирхальной семьи и родоначальник «эпоним» (тот, кто даёт имя) народа Израиль. Иаков получил не перемену имени с Иакова на Израиль, он обрёл своё настоящее имя, то, которое записано в Книге Жизни. Об этом читаем у пророка Исайя в 43 гл. 1 ст. Иаков Бог удерживал, а отпустил его только когда получил отметину в плоти, благословение получил, и перемену имени Иакова на Изнаиль.
Израиль – имя двойственное по смыслу. Тот, кто крепится вместе с Богом и тот, кто крепится против Бога. И в этом последнем значении у пророка Осии мы встречаем это значение - Тот, кто препится против Бога. Как евреи были назначены для перехода на ту сторону от Церкви этнической ко Вселенской Церкви, так и Израиль должен был удерживать Бога, служить Ему до Боговоплощения. Когда Бог воплотился, Израиль разделился на тех, кто крепится вместе с Богом и тех, кто крепится против Бога.
Тех, кто крепится против Бога называют себя иудеями по имени калена Иуды иудейского царства. Иуда был 4й сын Иакова Израиля, которому перешли права первородства.
В иудеях можно сказать, что они есть Израиль в значении крепиться против Бога, поскольку они отрицают, что Иисус был Мессия, что Иисус был Христос. Весь Ветхий Завет говорит о Христе. Если отрицать Христа, то как относиться к тексту Ветхозаветных книг? В иудаизме возникло своеобразное отношение между писаным текстом, который признаётся священным, и устным приданием. Согласно христианскому учению Господь присутствует в своей Церкви, поэтому церковный разум, предание богачем чем то, что нам дано в Священном Писании. И в иудаизме находим утверждение, которое ается аналогичным. А именно, что устная Тора, устное учение, устный закон «мишна» имеет превосходство над Откровением, которое было записано Моисем. Сходство здесь между христианством и иудаизмом, поскольку рассматривается отношение между преданием и писанием, сходство чисто внешнее. Христиане исходят из того, что Господь присутствует в своей Церкви. В иудаизме главным был другой импульс - полемика с христианством и отстаивание своей религиозной и национальной идентичности и исключительности. Уже в евангельские времена среди евреев было широко распространено предание старцев. Упоминание его есть в Евангелии от Матфея 15 гл. Предание старцев.
Приведём только несколько примеров что такое было предание старцев в иудаизме по отношению к своему писанию и по отношению к христианам, народам, их называли «гойим».
Первые века христианства были особым временем, временем обретения ветхозаветных книг, которые пророчески говорили о Христе. Народы «гойим» читали эти книги на греческом языке. До Христа септуагинта, перевод 70ти пользовалось огромным уважением в еврейской среде. В иудаизме положение координально изменилось. Оказалось, что народы и Израиль уравнены в отношении к Писанию. То есть, если бы Моисей записал всё, что было сказано Богом, то не было бы разницы между евреями и не евреями, между евреями и народами. Следовательно, логика иудаизма, Моисей записал не всё. Один из учителей в Иерусалимском толмуде (Раббеавин) так излагает замысел Божий о написанном тексте и не записанном предании. Это слова Бога он излагает: «если бы Я (Бог) написал для вас большую часть Моей Торы, тогда разве евреи не считались бы посторонними, ибо в чём тогда разница между евреями и язычниками? Эти пишут свои книги и те пишут свои книги. Эти пишут пергамины, и те пишут пергамины.» (это Иерусалимский толмуд «Пеаф»).
Разница между евреями и народами согласно толмуду в том, что Моисей на Синае большую часть Торы получил устно, изустно отнюдь не записывал. В иерусалимском толмуде сказано: «даже то, что ученик однажды в будущем будет рассказывать своему учителю было сказано Богом Моисею на Синае». Другой отрывок из толмуда. Это песикторбати: «Сказал рабби Иегуда Бар шалом: Моисей просил, чтобы мишна (устный закон, предание), чтобы мигна была написана, но святой, благословен он, предвидел, что народы будут переводить Тору, читать её по-гречески, и говорить: мы Израиль, мы Сыны Господа. Тогда чаши весов уравнены.». Раввин Иегуда говорит, что «гайим» имеет Тору, Израиль имеет Тору. Это с его точки зрения очень плохо. «Святой, благословен он, скажет всем народам..» Понимаете как интересно? «Святой, благословен он (это имя Божие такое) скажет всем народам (вот логика Толмуда): Я знаю только того, кто обладает моими таинствами («мистерим» - слово греческого происхождения), он мой сын. Они сказали Ему: А что такое Твои таинства? Отвечал Он им: это мишна». То есть, таинства это мишна. В этом учение Иудаизма: только устная Тора охраняет евреев чтобы они не стали как народы. Только через мишну можно остаться сыном Божьим.
Бытование устной Торы, её передача и научение сопоставляется с религиями, которые имеют в себе тайну и таинства, с мистериальными религиями. Но разница здесь, конечно, колоссальная. В Христианстве Сынами Божьими становятся через Христа, и принятия таинств Церкви. В Христианстве и Писание постоянно звучит в собрании верующих, и участие в таинствах доступно верующему, и знакомство с учением Церкви открыто любому, а не уверовавшего даже специально учат с голоса «катехизируют». Христианство – религия таинств. Иудаизм был иного рода мистериальный практик. Полагалась не переходимая грань между теми, кому дано и кому не дано обладать таинствами. Большей части еврейского народа не было дано. Это видно из установлений, качающихся субботы, именно того дня, когда евреи должны были изучать Писание: чтение Писания запрещалось, чтобы не отвергли «бейтхамидраш» дом учения. Толкование Писания должно было совершаться только устно, заглядывать в библейский текст запрещалось. И чтобы дать отдалённые понятия о неприкосновенной святости «агады».. я даже не буду переводить это слово. Вот «агада». Вот чтобы дать отдалённое понятие неприкосновенности «агады», даётся запрещение её записывать и проповедывать… Вот отрывок из иерусалимского толмуда Шаббат 13:1 «Это агада. Тот, кто записывает её, лишается доли в грядущем мире. И тот, кто проповедует её должен быть сожжен. И тот, кто слушает её не получит познаграждения».
Можно ли христианство и иудаизм или нельзя назвать одним словом «религия»? Если мишна это таинство, то в христианстве нет таинств. Если в христианстве есть таинства, которым приобщают, то в иудаизме есть таинства, которым не приобщают даже своих. Если называть это одним словом, то всегда нужно держать в уме, что в иудаизме его смысл противоположный. Слово «Бог» христиане и иудеи понимают по-разному.
Было такое начинание в религиозной среде: иудеохристианский диалог. Христианство и иудаизм суть две религиозные идеологические системы, в которых большинство элементов называются одинаково, а понимаются по-разному. Чем болшее значение имеет религиозное понятие, тем больше будет различие в его понимании. Слова «закон», «милость», «Мессия», «Бог» христиане и иудеи понимают часто диаметрально противоположным образом. И каким умом должен обладать тот, кто ведёт иудеохристианский диалог?
В иудаизме тайное знание охраняли, оно не должно было попасть к гойим, которые читают Писание. А по-скольку Тору читали по-гречески, «септуагинта» (перевод 70ти) стала врагом. В иудейских комментариях читаем: «Однажды пять мудрецов (важно, что не 70 или 72) написали Тору для царя Птолемея на греческом языке. И день тот был столь же зловещим для Израиля как тот, в который был сделан золотой телец, поскольку Тору нельзя перевести в точности». Вдумаемся в это сравнение: Перевод Торы – золотой телец. Когда народ у горы Синай сделал золотого тельца, Моисей разбил скрижали Завета. Значит когда Тору перевели на греческий язык, её уничтожили? Во всяком случае, когда «гойим» коснулись к Торе, она потеряла своё значение. Как только народы что-то узнают об иудеях, иудеи уже не хотят этим быть. Только оставаясь невидимым и незнаемым, нечитаемым, можно соблюсти ту позицию, которую отстаивает иудаизм. Подлинно детским умом должен обладать тот, кто хочет вести иудео-христианский диалог со стороны христианства.
Кстати об аргументе, что св. Писание не переводимо, его можно читать только на еврейском языке. Если мы слышим такой аргумент, мне приходилось с ним сталкиваться, когда я изучал древнееврейский язык, то будем знать откуда, из какой пустыни дует ветер. То, что непереводимо то непонимаемо. Священное Писание более всех других памятников переводимо на другие языки при условии, что мы понимаем язык его символов, потому что Откровение Ветхого и Нового Завета дано на едином символическом языке, который вцелом не утрачивается ни в одном из языков, возникших после Вавилонского столпотворения. Язык св. Писания был изначально дан для Вселенской Церкви.
Кроткие наследуют Землю
Братья и сестры, мы дали развёрнутый комментарий к богословскому сюжету «Авраам и Сарра в Египте», привлекли два Библейских сюжета о Моисее и Сепфоре, о богоборчестве Иакова, затем заговорили о св. Писании и церковном Придании и сопоставили в этом отношении христианство и иудаизм. В чём была нужда для такого развёрнутого в разные стороны комментания. Семья Авраама стала Церковь. И мы можем сказать, что Авраам имеет, вот с того момента, когда он позволил жене себя спасти, позволил Церкви себя спасти, Авраам имеет самочувствие Церкви. В Аврааме произошло самочувствие Церкви, оно стало верным как обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен». Авраама ожидают новые испытания.
Вся жизнь Авраама это восхождение по ступеням веры, путь от силы к силе, поэтому после событий в Египте, когда Авраам был спасён, Авраам должен пройти испытание новое. Следующий эпизод в его жизни это будет испытание богатством. Это будет новая глава в сотериологии, учении о спасении.
«Богатство есть мерило успеха» - таково убеждение представителей западной цивилизации. Тот, кто представляет общий характер западной цивилизации, понимает, что это убеждение для неё естественно. В библейском мировоззрении и в жизни Авраама находим иное отношение к богатству. Это испытание, которое можно пройти, а можно и не пройти.
Когда семья Авраама стала Церковь, стало понятно, что верующий человек должен освоить какие-то важнейшие жизненные реальности, присоединить их к Церкви. Это сейчас называется «воцерковить». И первое будет что? Очень важный вопрос. Какая из реальностей нашей жизни достойна стать первой и первенствующей, чтобы о ней Церковь имела неусыпное попечение, освоило, признало своей и сама стала для неё родной? Это земля. Первое, что должен освоить верующий человек это найти своё место на Земле.
В Библейском мировоззрении Земля – нравственный спутник человека, вернейший показатель его действительного состояния. Земля это обязательное церковное достояние. Что я имею в виду? Церковь может быть гонимой и странствующей, но Церковь не может быть экстерриториальным образованием. Земля, с которой так связана Церковь это место на Земле то, что имеет границы, следовательно – живое. Живое это то, что имеет границы. Земля, с которой так связана Церковь это место на Земле. На языке св. Писания, безместное (есть такой термин) означает злое. Безместное это глобальное, точнее глобалистское.
Когда возникнет и будет оформлена Вселенская Церковь, она не будет глобальной, но составится из местных поместных церквей. А глобализм это часть антицерковной идеологии. Экстерриториальное образование больше соответствует духу Каина, поскольку он бегает от лица Божия.
Земля, которую опекает Церковь, это земля родная, в неё Церковь может пустить корни. Эту землю нельзя завоевать. Она Богом даётся. И тогда она называется Библейским словом «наследие». Это важнейший богословский термин – «наследие» - то, что отец передаёт сыну, то, что Бог даёт своим людям. В земле Церковь имеет то, чего навсегда лишён Каин. Церковь имеет отечество.
Опыт Авраама показывает, а Писание нас этому учит, что прежде чем осваивать землю нужно устроиться как Церковь. Вот важнейшее положение и учение о Церкви, учение о Спасении. Прежде чем осваивать Землю, нужно устроиться как Церковь. Начинаем читать 13гл Книги Бытия 1 ст.
«И поднялся Авраам из Египта сам, жена его, и всё что было с ним, и Лот в пустыне. (поднялись и вышли из Египта). Авраам же был богат весьма скотом и серебром и золотом. » Из пустыни, области Негеф Авраам вошёл в Египет, назад и вернулся. Он уже вернулся не гибнущим от голода, а богатым. Впервые называет Писание это понятие «богат». По-еврейски также «тяжел» «кавед». Авраам тяжел. Хорошее определение богатства: это тяжесть, которую нужно таскать.
Здесь, кстати встречаем первое упоминание металлических ценностей. Авраам мог познакомиться с ними в Египте.
Куда пойдёт Авраам? Каждый шаг его важен, потому что дойти до конца трудно, а сбиться с пути можно на каждом шагу.
3 ст «И пошёл туда откуда пришёл в пустыню до Вефиля, до места, где был шатёр его прежде между Вефилем и между Гаем на место жертвенника, где сотворил его сперва, и призвал там Авраам имя Господне». Когда он ещё только входил в Палестину Авраам прошёл всю землю с Севера на Юг до пустыни Негеф, и на этом пути он построил два жертвенника в Сихеме и в Вефиле. Так вот, возвращаясь из Египта Авраам идёт на место второго жертвенника, там впервые совершилась молитва во имя Господа.
Авраам дошёл до места, которое является в каком-то смысле центральным в его странствии. Это не Сихем, где Аврааму явился Господь, место первого жертвенника. Это окрестность Вефиля, где при жертвеннике совершилась первая молитва во имя Господа, потому что в жизненном пути Авраама молитва при жертвеннике с именем Господа это был первый важный самостоятельный шаг. Господь уже не говорил Аврааму что ему делать, Авраам должен был сам находить верное решение.
Из Египта семья Авраама вернулась в ином качестве, как Церковь Божья, и Авраам целенаправленно переносил свои стоянки до того места где прозвучало имя Господне.
Авраам дошёл до места, которое является центральным в его странствии, и здесь встала вот эта проблема - богатство. Кончился голод – начался делёж. Вместе с Авраамом ходил его племянник Лот, и Лот тоже был богат.
5 ст: «и у Лота, который ходил с Авраамом, были овцы и волы и шатры и невмещала их земля, чтобы селиться им вместе, ибо имение их было многое, и они не могли селиться вместе». Хорошо братьям, жить (по-еврейски селиться) вместе. (псалом 133). Однако земля уже не вмещала такого множества стад как у Авраама и у его племянника.
Златоуст говорит: «избыток богатства становится причиной разделения». Значит, нужно быть готовым к тому, чтобы делиться и разойтись по земле.
7 ст «и был спор между пастухами скота Авраама и между пастухами скота Лотова. Хананеи же и феризеи тогда населяли землю ту». Златоуст говорит: полинно, где моё и твоё там все виды вражды. А враждавать к тому же было просто опасно, потому что Авраам и Лот пасли стада в земле, где жили чужие племена – хананеи и феризеи.
Авраам справедливыми словами мог вразумить своего племянника.
Иоанн Златоуст пересказывает смысл его речи:
1. Ты, Лот, позволил быть дерзости. Как домашние твои осмелились открыть и уста против моих пастухов? Как они не подумали какое расстояние между нами?
2. Не ты ли сам решился идти со мной, ведь ты мог остаться в Хоране.
3. Откуда взялось твоё богатство? Кто тебя в люди вывел? Не я ли ходил вместе с тобой, водил тебя всюду с собой?
4. Не я ли спас тебя от голодной смерти? Что ради тебя в Египте я претерпел?
5. Не постыдиться ли тебе хотя и моей старости?
Вот примерно такими словами пересказывает Иоанн Златоуст речь человека, который потерпел обиду от младшего родственника. Это естественно, и ничего этого Авраам не сказал.
8 ст: «сказал же Авраам Лоту: да не будет распря между мною и тобою и между пастухами твоими и между пастухами моими ибо человеки братья мы». Авраам совсем не так говорит, как можно было подумать. «Человеки братья» – это буквальный перевод с еврейского на греческий и славянский. Допустим перевод, что «мы родственники». Так в нашем синодальном переводе. Однако такой перевод не выражает настоящего отношения Авраама к Лоту. Лот, сказано, сын брата Авраама, но в Церкви Авраам и Лот братья. Мы – Церковь, говорит Авраам, а в Церкви не должно быть раздора, тем более ради имущества. Между Авраамом и Лотом установлены братские отношения как в Церкви, а в Церкви соблюдается иерархия и чин, взвешенное справедливое решение должно быть таким. Авраам должен поставить так: «я старший в Церкви, послушай моё предложение. Поделим землю поровну, каждый возьмёт свою часть. Бросим жребий кому что достанется.». Вот слова разумные. Что же Авраам предлагает Лоту.
Вот что говорит Авраам: 9 ст «Вот, не вся ли земля пред тобою? Отделись от меня. Если ты налево – я направо. Если ты направо – я налево.» Поведение Авраама превышает естественные нормы поведения. Оно сверх естества. Иоанн Златоуст говорит: «Авраам не допустил и дать росток корню зла». Авраам и Лот стоят на возвышенности в окрестностях Вефиля и осматриваются. И Авраам сказал: не вся ли земля пред тобою.
Лот обозревает землю, что-то он видит с этой возвышенности, что-то представляет и вспоминает. Я земля перед ним. У Лота конечно есть варианты поведения – уступить выбор патриарху. Да. Можно самому выбрать лучшее. Но можно не сомневаться, что Лот понял благородство Авраама и проникся его кротостью.
10 ст: «И поднял Лот очи свои, увидел всю окрестную страну Иорданскую». Страна окрестная это «кикар», округлость, одно из значений «каравай». То есть окрестность Иорданская – каравай иорданский. Это была долина овальной формы, позднее затопленная водами южной частью Мертвого моря. Лот не посмотрел на все 4 стороны, его взгляд сразу на беду повлёкся к Югу, к Юго-Востоку. И поднял Лот очи свои, увидел всю окрестную страну Иорданскую, что вся она была напоена, прежде чем низверг Бог Содом и Гоморру, как Рай Божий и как Земля Египетская до вхождения в Сигор.
Ну, Сигор это «Цоар», позднейше название «град кабелы». В Сигоре будет спасаться Лот. Окрестность иорданская орошалась как Рай Божий. Как орошался Рай? Давайте вспомним. Согласно греческому тексту, источник их исходил, здесь имеется в виду Иордан. Может быть отводные каналы, то есть орошение Иорданской долины сопоставляется с орошением Египта. Согласно еврейскому тексту, где речь идёт о Рае, в Раю пар поднимался. То есть, это понятно что имеется в виду. Низовья Иордана лежат примерно на 400 метров ниже уровня моря. Воздух мог быть прогрет и насыщен влагой.
11 ст «И избрал себе Лот всю окрестную страну Иорданскую». Прельстился Лот и выбрал. В Книге Бытия дважды упоминается это действие человеческой воли: выбор. И оба раза последствия были катастрофические.
В первый раз - для всего человечества, когда Сыны Божии брали за себя дочерей человеческих ото всех каких они выбирали (Быт. 6гл ст.1). Результатом таких выборов был Потоп.
Второй раз – выбор обернулся катастрофой для семьи Лота, который ко времени истребления Содома оказался в Содоме.
Ещё раз 11 ст «И избрал себе Лот всю окрестную страну Иорданскую и отошёл Лот от Востока, и отделились каждый от брата своего». От Востока в евр. тексте «миккедем» и в греческом «аппу анаталон» сказано, что Лот отошёл от Востока. В переводах исправляют, что Лот отошёл на Восток, к Востоку, как в синодальном, в частности, переводе. Но это не правильно. Откуда куда двинулся Лот?
Осмотр земель происходит с возвышенности около Вефиля. Вефиль расположен севернее Иерусалима. Лот пошёл в направлении к Содому, то есть он двигался с Севера на Юг, незначительно смещаясь к Востоку. Почему же сказано, что он отошёл от Востока? Если стоять лицом к Востоку. Восток это восприятие Библейского человека – то, что «перед», то, что «впереди». Если стоять лицом к Востоку, то Лот повернулся и пошёл направо, на Юг от Востока. Но Восток это не только географическое понятие: где присутствие Божие, там Восток. Сейчас Авраам удостоился посещения Божьего. Сейчас, где Авраам – там Восток. А Лот несчастный пошёл от Востока, польстился на каравай заиорданский. Итак, Лоту дали и он взял. Лот взял данное ему право, присвоил дарёное, сделал свой выбор. Лот выбрал как думал лучшее – самую богатую землю, но поселился Лот в городе.
12 ст «Авраам же поселился в земле Ханаанской, Лот же поселился в городе окрестных Иордану мест и вселился в Содоме». В патриархальный период Священной Истории жизнь в городе это тревожный знак. Первым градостроителем был Каин. Лот отошёл от Востока и сразу присоединился к грешникам, потому что жители Содома уже тогда были вот каковы:
13 ст «человеки же, которые в Содоме, были лукавы и грешны пред Богом весьма.». Лот будет жить в Содоме, и Лот в Содоме будет жить праведно. У жителей Содома была возможность сравнить свои нравы с нравами семьи Лота, чего Содомляне не сделали. Участь семьи Лота – частичная гибель, кровосмешение, затем полное вырождение. Выводы из этого эпизода в жизни Авраама касаются основных положений учения о Церкви. Авраам, проникший в самую суть жизни Церкви, ведёт себя так, как Христос заповедал с обещанием в одной из 10 заповедей блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю». Церковь Ветхого Завета и Нового Завета едина. Ветхозаветная Церковь в жизни своих праведников отчётливо несёт на себе черты будущей Церкви Нового Завета. Авраам проявил неестественную кротость. И как только она явилась на деле, после того, как Лот отделился, Господь сразу даёт Аврааму обетование, согласно третьей заповеди блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю».
14 ст «Бог же сказал Аврааму после того как Лот отделился от него.» Слова «Лот отделился» означают, что Лот и его потомки уже не будут иметь участия в наследии Авраама. «Бог же сказал Аврааму после того как Лот отделился от него: подними очи твои и виждь от места где ты на ней еси к Северу и Югу и Востоку и морю, ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам её и семени твоему навек». Со значением сказано: подними очи твои. Ранее, Лот поднял очи свои и самовольно выбрал богатую землю, которая станет мёртвой. Авраам ничего не выбирал, Аврааму Бог говорит: подними очи твои. Сказано также: «всю землю тебе дам». Иоанн Златоуст замечает, что Господь начинает с тех же слов, с каких патриарх сделал уступку Лоту «се не вся ли земля пред тобой» .
16 ст «И сотворю семя твоё как песок земли. Если кто может исчислить песок земли и семя твоё исчислится. Восстав, пройди землю в долготу её и в широту, ибо тебе дам её. И двинул шатры Авраам и пошёл и поселился у дуба Мамре, который был в Хевроне, и построил там жертвенник Господу». Двигать шатры – редкий глагол. Авраам вероятно исполнил сказанное, ходил по земле, и наконец, вселился в Хевроне. Там он долго будет жить.
У дуба Мамре «елоне мамре». Дубы Мамре. Мамре союзник Авраама – аммариянин. Хеврон у современных арабов кстати называется в память об Аврааме «эль халиль» - «друг Божий». Авраам надолго поселился в Хевроне в виду той земли, которую избрал Лот. В Хевроне Авраам построил третий жертвенник Богу.
Итак. Авраам удивительным образом прошёл испытание богатством. Кротостью Авраам решил проблему раздела имуществ. Тут же он был удостоверен от Бога, что его потомки получат эту землю.
Авраам, Моисей, Давид были кроткие люди. Кротким Господь обещал не землю, не владение землёй, не завоевание земли. «Блаженные кроткие ибо они наследуют Землю» сказано в Евангелии. Наследует сын отцу. Авраам, Моисей, Давид – сыны Божии, они наследуют Землю. Авраам не владел Землёй, только получил обетование. Моисей тоже не владел землею, даже не вошёл в Землю Обетования, но привёл к ней еврейский народ. Только цаство Давида стало прочно на Земле, но всё началось от Авраама.
Авраам должен был приступить к новому служению – пройти новое испытание. Вот кротостью он стал наследовать землю, и после этого непосредственно после этого, он должен был пройти новое испытание. Он должен воевать, потому что где земля – там война. По времени эти два события - наследования земли и война - могли далеко отстоять друг от друга, но в Священном Писании между ними нет зазора. Где земля – там война. Однако, Авраам воюет не за землю, а за унаследованное от Бога. Это война священная, это мы увидим. Это война человека кроткого. Кроткие наследуют землю. И кротостью Авраам вышел на новое поприще истории и политики. Церковный человек должен быть готов к войне, кроткий человек должен быть готов к войне. Отрицание войны в мире сем это вредная утопия. Пацифизм это составная часть антицерковной идеологии. И жизнь Авраама даёт нам урок. Когда наш долг призывает нас к воинственности, не забудем, что в духовном отношении предшествует настоящей воинственности. Нужно пройти испытание богатством, кротостью наследовать землю отцов, данную от Бога. Настоящий воин тот, кто знает кротость, не прельщается богатством и бьётся за наследованную землю, родную, освящённую, Божью. Вот, я думаю, с таким чувством нужно современной России встречать россии претензии западных стран разделить ресурсы планеты, их интернационализировать. Выставляется даже суждение, что несправедливо одной стороне, а именно нашей, Российской Федерации, владеть таким объёмом полезных ископаемых. Никаких разговоров о справедливости на эту тему быть не может. За унаследованное от Бога война священна. Это - несомненно. Другое важно: если мы Сыны Божии, мы наследуем отцу, если мы не Сыны Божии, то как и кого тогда мы будем наследовать? Вера даётся вместе с обетованием. Но если утрачена вера, то обещаное просто некому принять.
Священная война
Испытание, которое ожидает Авраама - участие в политике вынужденное через боевые действия и последующие переговоры. Мы видели семью Церковь, на которой исполнились заповеди блаженства. «Блаженны, кроткие, блаженны миротворцы…». Сейчас увидим первые в Св. Писании боевые действия – священную войну. А в ней увидим, что кротость Авраама абсолютно уравновешенна воинственностью. Авраам на время из главы семьи, а семья была Церковь, превращается в полководца. Но, чтобы у нас не возникла мысль, что это хорошо, одному человеку быть и в Церкви главой и в политике главным, Аврааму – полководцу будет дана встреча со священником. Обстоятельства, предшествующие войне, в которой принимал участие Авраам таковы: четыре царя с Востока во главе с Кедор Лаамером пошли войной на цветущую окрестность иорданскую, куда переселился Лот, и встретили сопротивление царей пяти городов этой земли – Содома, Гоморры и других. Событие относит ко времени еламитского владычества над Вавилоном. Елам – государство со столицей в Сузах находилось на северо-восток от долины Сеннаар. Царь Елама завоевал Вавилон и обложил данью соседние народы, в том числе и пятиградие в низовьях Иордана – Содом, Гоммору и ещё три други города.
В 14 главе Книги Бытия названо имя царя Елама – Кедор Лаамер. Это имя представляет собой гиброизированное «Кудур» - «слуга» и «Лагамар» - Еламское божество. Воссалами Кедор Лаамера были Аморафел, царь Вавилона, царь Синаарский, далее – царь Ларсы, город недалеко от Ура (это Библейский Еласар), царь Ларсы Археох и некий царь Тидал.
1 ст 14 гл «И было в царство Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Тидал, царь народов. Сотворили брань с Берой, царем Содома и с Бирши, царем Гоморрского и с Шинавом, царем Адмы и с Шемевером, царём Севоима, и с царем Белы, которая есть Сигор.». Такой насыщенный именами собственными текст. Перед нами второй после таблицы народов собственно исторический памятник в Библии. Авраам выходит на политическую арену. Необходим становится исторический документ. И мы находим в нём достаточно полное описание обстановки, когда интересы огромного региона: Елам, Сеннаар, Ларс, Палестина, сконцентрировались вокруг пяти городов в низовьях Иордана. И возможно Еламиты и Кедорлаомер, они искали дорогу в Египет. Ханаанские царьки, которые до того платили дань Кедорлаомеру, объединяются. Третий стих – говорится об этих 5ти царях. Все они согласились в долине Сиддим. Это море солёное. Долина Сиддим – нижняя часть иорданской долины, в последствии – южная мелкая часть Мертвого моря. Долина Сиддим может обозначать «долина борозд» или «долина полей». Это обработанная, проборонованная долина в последствии стала Мертвым морем.
4 ст «Двенадцать лет они (это цари 5ти городов включая Содом) двенадцать лет они были в порабощении у Кедорлаомера, на 13й год отступились. В 14й год пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним». И далее описывается рейд, быстрый и победоносный рейд этих пришедших царей. Они двигались с севера от Сирии на Юг по восточной стороне генисаретского озера, по современным голландским высотам вдоль восточного берега Иордана. Поразили четыре племени, потом ещё три племени, двигались очень успешно. Из описаний, которые мы находим в Библии, мы видим, что нападавшие сделали широкий победный обходной марш. Они обошли весь Иордан кругом. Из Сирии вдоль восточного берега Иордана на Юг до страны Сиир, оттуда на Завад до пустыни Фаран, оттуда на северо-восток до побережья Мертвого моря, обход закончен. Пятиградие с Содомом и Гоморрой в низовьях Иордана оказалась в петле. Все соседи поби