Многоженство в иудаизме и христианстве

Чаще всего у каждого пророка, упомянутого в Библии, было несколько жен. Например, пророк Аллаха Сулейман, Дауд, Ибрахим, Якуб и другие (мир им всем). Упоминается про пророка Аллаха Сулеймана (мир ему):

«И было у него семьсот жен и триста наложниц».

(Первая Книга Царств 11:3)

«Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая…»

(Книга Второзаконие 21:15)

«Если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития…»

(Книга Исход 21:10)

Не существует ни одного текста в Библии, ни в Ветхом, ни в Новом Завете, который бы запрещал многоженство или ограничивал количество жен! Стихи Нового Завета, разрешающие многоженство: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…»

(Первое послание Павла к Тимофею 3:1-2)

«Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим».

(Первое послание Павла к Тимофею 3:11-12)

В этом отрывке видно, что многоженство разрешено для всех обычных людей, кроме тех, кто желает стать епископом. Писательница Матильда Джослин упоминает в своей книге «Женщина, церковь и государство» следующее: «Разве не ясно со слов Павла, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» то, что многоженство было разрешено в ранней церкви, в соответствии с учением апостолов Иисуса?.. Если все было именно так, то почему принимаются иные мерила, отличающиеся от тех, которые утвердили апостолы?!»

Некоторые христиане приводят в доказательство запретности многоженства определенные стихи из Нового Завета, например:

«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует».

(Евангелие от Марка 10:2-12)

«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует».

(Евангелие от Луки 16:14-18)

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».

(Евангелие от Матфея 5:31-32)

Как видно из трех вышеупомянутых стихов, речь идет о разводе, а не о многоженстве. А в словах: «В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил» речь идет об Адаме и Еве. И нигде не сказано, что «многоженство запретно с момента создания», ибо это противоречило бы тому, что общеизвестно в Небесных писаниях, ведь у пророков было много жен. Поэтому подобные стихи не подходят в качестве доказательства на запрет многоженства, а подходят для доказательства на запрет развода, и не имеет значения, была ли у мужчины одна жена, или много. В этих текстах упоминается, что единственный случай, когда развод разрешен, это если жена совершила прелюбодеяние. Но если мужчина развелся с ней несправедливо и она не совершала прелюбодеяния, то, в таком случае, женитьба на другой женщине будет считаться прелюбодеянием (то есть мужчина как бы изменил ей, сожительствуя с женщиной, которая для него запретна). И в стихах не говорится о том, что тот, кто женился, будучи женатым, и не развелся с первой женой, то «как будто совершил прелюбодеяние». Это такой же случай, как если бы сказать «если женщина разведется со своим мужем и выйдет замуж за другого, то она совершил прелюбодеяние». Здесь понятие «прелюбодеяние» связывается с «разводом», а не с «многоженством». И если бы имелось ввиду многоженство, то как можно себе его представить в случае, если женщина развелась с мужем и вышла замуж за другого мужчину? Или мужчина развелся и женился на одной женщине? Если бы проблема заключалась в многоженстве, то мужчине можно было бы развестись со своей женой и жениться на другой женщине. Но в данном случае речь идет о неразрешенности развода мужчины со своей женой, и пусть даже у него есть более одной жены. В стихе «и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» ясно говорится о том, что даже если мужчина женится на разведенной, пусть даже впервые, то он совершает прелюбодеяние. Не из-за многоженства, так как для него это впервые, а потому что он женится на разведенной женщине. И здесь мы видим отличия между Евангелием от Марка и Евангелием от Луки. Оба упоминают одну и ту же историю, но весьма по-разному, что указывает на недопустимость считать оба эти текста божественным откровением от Аллаха или приписывать их Иисусу (мир ему).

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа […] Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

(Первое послание Павла к Коринфянам 7:1-9)

Здесь Павел также говорит «каждый имей свою жену». Эти слова никак не связаны с запретом многоженства. Они указывают на то, что мужчине нельзя касаться запретной для него женщины, то есть нельзя приближаться к прелюбодеянию. Согласно контексту, можно сказать: «Пусть каждый следит за своим сыном; пусть каждый из вас оберегает свой дом, своё имущество и т.д.». Самуил, говорящий от имени Бога, приказывает Саулу убить мужчину и женщину, ребенка и младенца, быка и овцу, верблюда и осла (Первый Свиток Самуила 15:13). Здесь не имеется в виду убить одного мужчину, одну женщину, одного ребенка и т.д., а всех, кто относится к их виду: мужчин, женщин, детей, ослов и т.д. В словах «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» нет никакого указания на запрет многоженства, напротив, он сказал «лучше вступить в брак», не ограничив количество жен.

Есть много христиан, представителей различных деноминаций, которые утверждают о дозволенности многоженства в христианстве. Многие из них женаты более чем на одной женщине. Король Карл Великий, первый император Византии, Лютер и другие. Писательница Матильда Джослин упомянула об этом, сказав: «Из истории ясно видно, и это не приемлет никакого спора, что христианская церковь и христианские государства во все века и в различных ситуациях отдавали предпочтение многоженству. Так, первый император Византии в четвертом веке предоставил христианам право жениться на двух женах. В восьмом веке король Карл Великий – который был главой церкви и государства одновременно – был женат на шести женщинах, а некоторые историки говорят, что их было девять... Лютер, который придерживался как Ветхого, так и Нового Заветов, говорил: «Я лично признаю, что если мужчина захочет жениться на двух или более женщинах, то я не смогу ему этого запретить. Такой поступок не будет противоречить Священному Писанию»[58]. Аврелий Августин сказал: «Сейчас, в наше время, после того, как мы использовали римское право, мужчина не может жениться на второй жене, пока его первая жена жива»[59]. Это указывает на то, что запрет многоженства исходил из римского права, а не из религиозных текстов. Также Аврелий Августин сказал: «По их мнению, Исхак сын Якуба, совершил великое преступление, женившись на четырех женах. Но для подобного обвинения нет никаких оснований, ибо многоженство не было преступлением, так как считалось обычаем. Но сейчас это считается преступлением, так как не является обычаем… И единая причина того, что многоженство считается преступлением сейчас, это то, что обычай и закон запрещают его»[60].

Многоженство в исламе

Для понимания точки зрения ислама на многоженство мы должны знать следующее:

1. Ислам не единственная религия, которая узаконила многоженство. Но только ислам ограничил количество жен, на которых можно жениться одновременно, четырьмя. Многоженство было разрешено во всех других религиях. Аль-Харис ибн Кайс сказал: «Когда я принял ислам, у меня было восемь жен. Я пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом. Он сказал: «Выбери из них четырех»[61].

2. Многоженство в исламе не является обязательным. Если мусульманин не станет этого делать, то не совершит грех. И это не будет считаться недостатком в его религии. Многоженство является разрешенным: кто желает, может его практиковать, а кто не желает, может не практиковать. Также как и многое другое, разрешенное в исламе.

3. Знание причин ниспослания аятов о многоженстве. Прежде чем прочитать священные аяты о многоженстве и о том, что одновременное количество жен ограничивается четырьмя, давайте прочтем коранические аяты, которые предшествуют им. Чтобы мы поняли причину их ниспослания и то, что они были ниспосланы для защиты и сохранения их прав. Всевышний Аллах сказал:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не пожирайте их имущества вместе со своим. Воистину, это - великий грех. Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности). Давайте женщинам их брачный дар от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье. Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе. Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, излишествуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет».

(Ан-Ниса, 1-6)

Всевышний Аллах в начале этого священного аята приказал людям бояться и страшиться Его, и отдавать сиротам их имущество, когда те достигнут совершеннолетия и они увидят в них способность сохранить свое имущество. А также запретил угнетать их, пожирая их имущество. Арабы до ислама, если были попечителем богатого сироты, смешивали её имущество со своим, забирая из него лучшее и оставляя худшее, чтобы обмануть сироту! Ас-Судди говорит об этом так: «Такой человек забирал из имущества сироты упитанную овцу, а вместо нее оставлял худую, и говорил: «Овца за овцу». Он брал хорошие дирхамы, а вместо них оставлял фальшивые, говоря: «Дирхам за дирхам». А ведь Всевышний Аллах запретил совершать это преступление, воруя имущество сироты. Он сказал:

«Воистину, это - великий грех».

То есть это является большим грехом.

Так продолжался обман сирот, особенно если это была девочка. Сообщается, что, когда Урва бин аз-Зубейр (да будет доволен им Аллах) задал Аише (да будет доволен ею Аллах) вопрос о словах Аллаха Всевышнего: «Если же вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами…», она сказала: «О сын моей сестры! (Речь идёт о таком случае, когда) девушка-сирота находится на попечении своего опекуна и является совладелицей его имущества, а этот опекун, привлекаемый её имуществом и красотой, хочет жениться на ней, но не желает придерживаться справедливости (при выплате) махра и давать ей то, что дал бы ей любой другой. Вот почему таким было запрещено жениться на (сиротах), если только (опекуны) не будут придерживаться справедливости по отношению к ним и не станут выплачивать им наибольший из принятого в их среде махра, (в противном же случае) им было велено (Аллахом) жениться на других женщинах, которые им понравятся»[62].

Таким образом, этот священный аят был ниспослан относительно человека, на попечении которого находится сирота. Если он хотел жениться на ней, но не хотел выплачивать ей общепринятый брачный дар. И Всевышний Аллах запретил это и повелел ему выплатить ей такой брачный дар, какой бы он выплатил бы другим женщинам. Или же пусть жениться на другой женщине, или даже на двух, трех или четырех максимально. Но многие враги ислама, как обычно, вырывают все предыдущие слова из контекста священного аята и упоминают только:

«То женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех».

А также не упоминают то, что после него, а точнее, что условием многоженства является проявление справедливости ко всем женам.

Наши рекомендации