Знать Бога – вступить в завет

Праведники Ветхого Завета имели силу простираться к Новозаветному не зная его. И в этом было необыкновенное качество их веры. Из Ветхого Завета, не зная как, простираться к Новому. Священное Писание говорит: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Когда Авраам верующий поверил тогда и Бог впервые в Писании говорит человеку о Себе. Бог человеку говорит о Себе. Это очень значительные слова Бог говорит: Я вот каков. И нам предстоит убедиться, что с Авраамом говорит Бог Нового Завета.

7 ст: «Сказал же к нему Я Бог, Который вывел тебя из Ура Холдейского». Ура Холдейского (Ур каздим) исходная точка пути Авраама – Ур Холдейский – недалеко от Вавилона, Южная Месопотамия. Бог напоминает Аврааму об их первой встрече. Это был важнейший момент в истории Церкви. Первое откровение Аврааму и обновление Церкви после Вавилонского столпотворения. В Новом Завете этот момент обновления веры чувствовали остро. С него начинает свою речь перед синидрионом первомученик Стефан: Бог славы явился отцу нашему Аврааму, когда он был в Месопотамии прежде чем поселился он в Хоране.

Бог продолжает говорить Аврааму о Себе. Сказал же к нему: «Я Бог, Который вывел тебя из Ура Холдейского, чтобы дать тебе землю сию наследовать». Наследовать. Об этом понятии мы говорили раньше (наследовать землю), но вот появился этот глагол (еврейский глагол «яраш»). Он имеет два основных значения – овладевать и наследовать. Неверный перевод этого стиха (7, 15 главы), «чтобы дать тебе землю сию во владение». Это не так совершенно. Речь не о владении. Речь идёт о сыне, который должен Аврааму наследовать здесь о земле, которую сыны Авраама Сыны Божии (Только сыны Божии сыны Авраама) будут наследовать.

Да, нерод ступит на землю через войну, овладевая (тот же глагол яраш) страной (кн чисел 13 гл 30 ст). Однако, это произойдёт силой Божьей, это будет вступление в наследство, в подтверждение сыновних отношений Израиля к Авраама и Богу. После того как Авраам открылся и поверил Богу, Бог открывается Аврааму и поверяет человеку о Себе. Бог говорит: Я таков. В откровении открывается Тот, Кого человек есть образ. И возникают напряженные отношения Бога и человека. Я – ты. Отношения «Я – ты». Увлекательно. Можно читать с увлечением Ветхий Завет, если мы следим за этими напряженными личными отношениями Бога и человека «Я - ты».

Бог говорит Аврааму: Первое: Я твой путь. Второе: Ты мой сын. Вот проверим это так ли.

«Я твой путь, потому что вел тебя от начала твоих странствий из Ура Холдейского». Смысл, последовательность событий жизни человеку не ясны если ему не открыто в чём был его путь. У человека, который поверил, путь – это сам Бог. В отношениях «Я – ты», второе «Ты» ты Сын Божий, потому что сын наследует отцу. Ты не просто завоюешь это землю, твои потомки её завоюют, или как-то овладеешь ею – ты получишь её в наследие от Меня, потому что ты сын. Счастлив народ, который живёт на земле, наследованной от отца Бога. Конечно с Авраамом говорит Бог Нового Завета. Кроткие наследуют Землю как сыны Божьи. Это из заповеди блаженств (Мф 5 гл ст. 5 и 9). А о Себе Христос сказал: «Я есмь путь и Истина и жизнь, никто не приходит к Отцу как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14 гл 6 ст).

Продолжаем читать кн Бытия ст 8: «Сказал же Авраам: владыко Господи, почему узнаю что буду наследовать её?» Именно так написано. По гречески «ка та ти гносомай» по-еврейски «ба ма эда». Почему узнаю? Авраам хочет знать. Только что Авраам был смущён, и вдруг такое дерзновение. Только что было сказано, что Авраам поверил Богу, и тут же он говорит «почему я узнаю». Если поверил, зачем ещё знание? Вера не крепка? Нет, вера хорошая, вера зрячая. Просто самой по себе веры не достаточно может быть. Что, знамение просит Авраам? Знака просит? Нет. Он не хочет прерывать Богообщение. Он просит Бога быть ближе иначе чем раньше, чтобы между ними было больше чем разговор. Пусть будет взаимное ведение друг друга. Таково свойство Библейского знания. Об этом мы говорили, когда речь шла о древе познания хорошего и лукавого, которое расло в Раю, которого человек искусился. Свойство Библейского знания в том, что знающий и знаемое проникают друг в друга. Как Иаков не отпускал Того, Кто боролся с ним, так что они смесились в пыль. Иаков имел силу удерживать Бога, пока не получил благословение, так и Авраам, который вступил в Богообщение и поверил Богу, Авраам схватился и не хочет отпускать. Тот же самый сюжет, только иначе изложенный. Я знаю то, с чем я одно. Таково Библейское значение слова «знать». Авраам говорит Богу : «хочу знать». А как Богу дать знать Себя? Бог дал Аврааму в видении слышать Свой голос. Бог дал в видении посмотреть на небо и увидеть как звёзды сынов Божьих Небесную Церковь. Человек ощутил связь между Небом и Землёй. Человек наконец поверил, что соответствует первым словам Писаниа: «В начале сотворил Бог Небо и Землю». Столько дано и столько принято. А человек говорит: хочу знать.

В представленом ряду событий Богообщения встаёт вопрос: как Богу дать знать Себя. И знает ли Авраам что он просит? Определённо не знает, по тому что он хочет знать. Но Авраам хорошо просит, потому что только у Бога можно так просить. Это то, о чем Христос сказал: «просите и дано будет вам» (Мф. 7гл 7ст). С Авраамом говорит Бог Нового Завета. А он сказал: «Если будете во Мне и слова Мои в вас пребудут». Таково Библейское знание. «Если будете во Мне, и слова Мои в вас будут, то чего не пожелаете просите и будет вам» (Ин.15:7). Авраам просил знать, и Бог даст знать. Бог даст Аврааму знать Себя через Завет. Авраам уже может понять, что такое Завет. А это совсем не просто. Чтобы понять что такое завет, вообще само слово это понять, что такое завет, человек должен иметь веру, постигать образы, у него должен быть опыт благодати, воля его должна простираться к Небесному. Всё это вместе даёт человеку чувство пути. Вера, способность постигать образы, опыт благодати, воля, простирающаяся к Небесному, когда всё это вместе, у человека является чувство пути, и тогда Бог принимает человека в Завет. Первого, кого мы знаем из Писания, Бог принял в Завет, это Ноя. Авраам сейчас находится в такой же готовности как Ной, чтобы понять Завет.

Благодать, данная Ною и Аврааму была весьма великая. Это был свет, который осветил конечную точку пути - Новый Завет. Есть и различия: в Завете с Ноем Бог показал Себя в образе радуги – это был тихий свет Боговоплощения. Аврааму Бог явится в ужасе и тьме – это будет образ Голгофы. Авраам должен вступить в заветные отношения с Богом. То, чего Авраам просит может быть не зная того - это союз. А в нём как во всяком договоре обе стороны должны знать свои взаимные отношения. Так человек зрячей веры просит знания. Помните, мы говорили: вера слепая не надёжна. Она может быть вообще не вера. Вера, которая ограничивает себя только послушанием, это может быть вера не живая.

У Авраама вера значая, и вот человек зрячей веры просит знания. Вера зрячая должна стать верой знающей, верой заветной. Для заключения завета, для вступления в союз обе стороны должны принять участие в совместном жертвоприношении. И это не будет как между людьми, потому что между людьми так бывает, что жертва это знак закрепления устной сделки в незримом присутствии Бога или богов. Нет, тут будет иначе. В самом жертвоприношении завета Бога и Авраама произойдёт уяснение того что есть взаимные отношения сторон. То есть, в самом жертвоприношении произойдёт уяснение смысла. Что-то в жертвоприношении будет делать Бог, а что-то будет делать человек. Это очень важный момент. Что в этой жертве, в этом жертвоприношении, которого сейчас будет описание, что должен делать Бог, а что человек? И мы увидим, что Бог и Авраам понимают друг-друга.

9 ст: «Сказал же к нему (Бог): возьми Мне (вот это в «возьми Мне» Господь Сам назначает животных для жертвы «Возьми мне телицу трёхлетнюю и козу трёхлетннюю и овна трёхлетнего и горлицу и голубя». То есть, Господь назначает животных для жетвы Себе, и животных избрал Господь, перечислены четыре вида животных. И только их использовали впоследствии для жертвоприношений.

Телица (ягла) может означать просто «животное для жертвы», а также телицу – это специальная жертва, удостоверяющая, что жертвователи не виновны в убийстве человека, найденного мертвым. Была такая жертва.

Коза (эз) – животное для жертвоприношения многих видов кроме жертв целиковых, жертв всевозношения и пасхи.

Овен (айил) – также животное длямногих жертвоприношений, в частности, Авраам принёс в жертву овна вместо Исаака.

Телица, коза и овен – животные для заклания. Телица, коза и овен должны быть «мешулаш», что понимают вообще, «тройственный», какой-то тройной. Вот, понимают так, что мешулаш это трёхлетние. То есть, телица, коза и овен должны быть трёхлетние. А четвёртый вид животных – горлица и голубь. Так Господь избрал Себе для заклания животных трёх видов, они трёхлетние, зрелые, совершенные, и животных не для заклания он избрал одного вида горлица с голубем. Животные для заклания - символ того, что жертва будет страшная, голубка с голубем – символ того, что это жертва о примирении.

Жертва завета будет страшная, но о мире. Господь животных только называл и всё, и ничего не сказал, что Авраам должен с ними делать. Авраам должен догадаться. Вера живая – вера находчивая. Авраам хочет знать о Боге, пусть он для начала узнает что ему с этими животными, предназначенными для Завета, делать.

Действительно, как Авраам себя поведёт?

Завет рассечённых жертв

Аврааму Бог предложил труднейшую из всех бывших до того задачу. Для жертвоприношения Завета Бог назначил 4 вида животных, только они будут использованы для жертвоприношений: телица, коза, овен, голубь. Так был очерчен некий круг жертвоприношений, и Господь не сказал Аврааму, не сказал, что эти животные предназначены для жертвоприношения Завета – ничего не сказал. Всё Авраам должен понять сам. Что Авраам понял и что он сделал?

15 гл 10ст «Он же взял Ему (всё это, ему то есть для жертвы Богу)»

«Он же взял Ему всё это и рассёк их (животных) по средине». Слово «рассёк» в данном контексте ключевое. Рассёк в еврейском тексте – «батар» - это редкий глагол, это специальный термин, который употребляется только применительно к жертве Завета и встречается в 2х эпизодах ветхозаветной истории. Один это завет Авраама с Богом, который мы сейчас рассматриваем. А второй завет значительно более поздний – завет народа с Богом при царе Сидикии. И мы сейчас рассмотрим как это было при Сидикии. Этот завет описывает пророк Иеремия. Нам необходимо представить, что тогда происходило. Я буду описывать, братья и сестры, а вы пытайтесь представить, что это было.

В иудейском царстве нарушался закон о том, чтобы после шести лет рабства отпускать на свободу раба-еврея. Был такой закон. На седьмой год еврея, если он был в рабстве, необходимо было отпускать. И вот при царе Сидикии, весь народ заключил с Богом завет, что будет соблюдать этоустановление закона. Закон надо было соблюдать, потому что если его нарушать, это означало, что народ грешит против самого закона и против самого себя. Нельзя брата держать в рабстве. Что сделали? Взяли тельца и рассекли его «батар» - рассекли надвое. Тельца. Представлять нужно, братья и сестры, что это было. Рассекли тельца надвое, и весь народ прошёл между рассеченными частями жертвы. В последствии Завет был нарушен. Отпущенных на волю рабов братьев евреев снова брали в рабство. Преступников Завета ожидала казнь от Бога и вавилонский плен. Я сейчас процитирую как у Иеремии описано это событие. Это из пророка Иеремии 34 гл:

«И было слово Яхве к Иеремии от Яхве, говорящее (слово говорящее): и отдам людей, преступивших завет Мой, которые не устояли в словах Завета, который они заключили перед лицом Моим, когда они тельца разрезали надвое и прошли между рассечёнными частями его – князей Иуды и князей Иерусалима, евнухов и священников и весь народ земли, проходивший между рассечёнными частями тельца отдам их в руки врагов их и в руки ищущих души их и трупы их будет пищею птице небесной и зверю земному». Вот что ожидает преступников Завета. Сделаю маленькое замечание, терминологически. В описании этого эпизода употребляются три слова того же корня, что «евреи». Прошедшие между частями жертвы это «ха евери». Они продолжали держать в рабстве человека брата своего еврея «ха еври». И они стали преступившие завет «ха оверим». Преступившие это тоже «ха оверим» и прошедшие «ха оверим». Они продолжали держать в рабстве человека брата своего, еврея «ха еври».

Какой смысл имело рассечение жертвенного животного? Если бы договор заключался между людьми, (такие случаи нам не известны) то его смысл мог быть следующий. Раввины так толкуют, цитирую: «как разделённые части животного по существу представляют единое целое – так и два человека, связанные союзом и, более того. Как одна часть рассеченного животного не может существовать без другой – так и две стороны, которые заключают союз не могут жить друг без друга. Есть здесь и предупреждение: тот, кто нарушит союз, будет разрублен как эти животные». Логично всё нам объяснили, всё понятно. Однако в Завет, описаный пророком Иеремии, вступали не человек с человеком, а народ с Богом. Какой смысл имело рассечение? Вот на чём мы сейчас должны сосредоточить наше внимание. Смысл. Зачем рассекать? «Бог свидетель, пусть меня рассекут как этого тельца.» И только? Это всё? Завет с рассечением был страшный; и когда человек проходил между рассеченными надвое телом, он должен был устрашиться. Однако смысл такой формы завета был выше чем устрашение, и он был явлен Аврааму и понят Авраамом, потому что Авраам, обратит внимание, Авраам не проходил между телами рассечённых частей жертвенных животных. Бог между ними прошёл. Авраам не приносил жертву Завета – Бог её совершил. И всё это было у Авраама страшнее страшного.

Ещё спросим: что делали с частями рассечённых тел? Поскольку это была жертва завета, она приносилась вся целиком. Это была жертва всеприношения, но если жертва приносится целиком, зачем нужно было рассечение? Поняли да? Этот вопрос должен стоять перед нами пока мы читаем дальше.

10 ст «Он же (Авраам) взял Ему всё это и рассёк их по средине и положил их (части) противолично друг другу. Птиц же не рассёк.» Противолично друг другу означает, что части рассечённых посередине тел лежат лицом к лицу. Они были рассечены не пополам (животные), а по средине относительно оси симметрии (дихотомически). Вспомним завет с Богом, который описан у Иеремии: твоё брат, ближний твой – это как часть тебя. Когда ты держишь в рабстве брата своего, друга, ближнего своего, то это всё равно как если бы тебя самого рассекли на две симметричные половины. Вот телец (представляем) так рассечённый. С одной стороны – один глаз, одно ухо, одна передняя, одна задняя нога. С другой стороны – другой глаз, другое ухо, другая передняя и задняя нога. Пройди между рассечёнными половинами и ужаснись и больше не делай так. Таков был смысл завета, который заключили жители иудеи с Богом при царе Сидикии. Это было совершенно уникальное явление в религиозной жизни Ветхого завета. Оно восходит к своему высшему прототипу – завету Бога с Авраамом.

Зачем понадобилось рассечение для жертвы Завета, которая приносится целиком? Вспоминаем ту жертву завета, которую принёс Ной. Когда Ной принёс целиковую жертву всепирношения, Бог , сказано: обанял обаняемое покоя, Бог обонял покой (имя Ной кстати обозначало «упокоение»). Бог обонял обоняемое, то есть запах покоя, который шёл от жертвоприношения Ноя. Это была жертва, внимание, это была жертва мирная, жертва примирения Бога и человечества в завете вечном, который осенялся радугой. Рассечение жертв Авраамом символизирует непримирённое с Богом греховное разорванное состояние человека. Жертва Ноя была мирная, рассечение жертв Авраамом символизирует непримирённом с Богом греховное разорванное состояние человека. Человек после грехопадения рассёкся надвое. После того как человек вкусил от древа познания хорошего и лукавого (помните, это точное название древа – древа познания, древа ведения хорошего и лукавого), у него на одной стороне на одной стороне осталась способность познавать и творить, на другой стороне – способность различать хорошее и лукавое. После грехопадения человек познаёт и творит независимо от того хорошо это или это от лукавого. То есть, познавательно творческое, с одной стороны и религиозно-нравственное – с другой стороны в человеке были разделены грехом. Человек рассёкся. В результате чего и человек был повреждён и богообщение повреждено. Божественное и человеческое разлучились, и это было смертельно для человека. Человек не даёт в себе действовать Богу. Человек лежит как посредине рассечённое тело, когда каждое из отсечённых частей рассечённым лицом обращена к своему другому. И такая природа, рассечённая грехом, человеческая природа, ожидает исцеления. Человек ждёт от Бога, чтобы богообщение восстановилось – это будет спасение и райская жизнь.

Христос Бог воспринял неповреждённое грехом естество человека, и через Него (через Христа) восстановилось богообщение. Христос, как поётся в воскресном каноне 4 гласа, Христос совокупил расточащаяся естества. Вот как Он послужил человечеству, в чём была Его миссия.

Человек получил исцеление через жертву Нового Завета, которую принесёт не человек, и человек не может принести. А принесёт эту жертву воплотившийся Бог. Это будет жертва страшная с одной строны, однако это будет жертва примирения с Богом, это будет другое, новое отношение Бога и человека. На это в жертвоприношении, которое приготовил Авраам, на то, что это будет примирения, указывает присутствие птиц небесных, райских – Горлицы и Голубя. Птиц Авраам не рассёк, сказано, поэтому и в Законе это будет запрещено. И в этом вы можете убедиться, если посмотрите книгу Левит гл.1 14-17 ст.

Если сравнивать с Ноем, то Ной приносил жертву примирения, он произвёл её сам во всеприношении. Аврааму принадлежит какая жертва? Жертва исцеления от греха, и её человек не может сам принести. И вот это Авраам должен был понять. Человек может при такой жертве только присутствовать, то есть предварительно рассечь жертвенное в знак того, что сам рассечён, и тем показать свою готовность принять Того, кто соединит грехом рассечённое. Авраам всё приготовил и ждёт, не прикасается к жертвам. Это религиозный гений. Он каким-то образом уразумел, что ему надо делать. Авраам сидит при жертвах.

И далее идут две разные картины. Одну рисуют греческий текст, другую – текст еврейский. Они очень различаются. Согласно масоретскому тексту, тексту на древнееврейском языке, Авраам отгонял хищных птиц, которые слетелись на трупы как на падаль (евр. «пегер» - труп, убоина). Вот перевод с еврейского: и спустились коршуны на трупы, но прогнал их Авраам. Коршуны «айит» обозначение, вообще, хищной птицы «коршун», «коршуньё». Прогнал- можно «подул», «сдувал», может быть прогнал свистом. Значение глагола говорит о том, что Авраам производил какое-то движение воздуха. То есть, буквальны перевод с еврейского: и опустилось коршуньё на трупы и прогнал движением возуха их Авраам.

Иное в греческом тексте. Не коршуны слетелись на трупы. Перевод с греческого: «и сошли птицы на тела их разделённые и сидел при них Авраам». Что имеется в виду? Горлица с Голубем сошли на разделённые тела. Это их участие в жертвоприношении в знак присутствии духа Божьего, а Авраам ничего не делает и никого не гоняет – ждёт, сидит, даёт действовать Богу. Завету предшествует тишина. Это тихина Великой Субботы. Завету предшествует тишина – это необходимый признак великого события. Молчание божества. И этой особой тишины, которая предшествовала и Боговоплощению и Воскресению, нельзя почувствовать из масоретского текста. Потому что на трупы слетались хищники, а Авраам их отгонял.

Человек должен ожидать Завета, и последнее время ожидания.. воспомним как ожидал Завета Ной – Год сидел в Ковчеге. Ожидание Завета может быть скорбный покой. Авраам прямо субботствует, сидит до вечера при закланных им животных. Откровение Аврааму началось ночью, Бог ему показал звёздное небо, прошёл день, который завершился покоем. Солнце заходит, ожидание закончилось – приходит суббот царь и Господь.

12 ст «При захождении солнца исступление напало на Авраама и се ужас тёмный, великий напал на него». Исступление (греч. экстасис) (евр. тардема) испытал Авраам и такое же исступление испытал Адам, когда рождалась первая Церковь в Раю. Перед тем как Господь взял ребро Адама и создал жену, сказано: Господь навёл исступление на Адама. В этом исступлении и Адам и Авраам сохраняют сознание. И Адам и Авраам помнят что с ними произошло. Авраам в исступлении бодрствует. Исступление напало на Авраама чтобы он пережил страшное, мог всё видеть, слышать и запомнить, особенно то, что скажет Господь. И дальше сказано: на Авраама напал ужас тёмный. (евр. хашеха) это напоминание о первом дне творения, его тьме (кот. Называлось «хошех»). «И тьма над бездною..».

Воспоминаем: Христос есть Агнец, закланный от сложения мира. Аврааму дают почувствовать в исступлении, когда он находился, а иначе никак это нельзя пережить. Аврааму дают почувствовать, как это и тьма над бездною и дух Божий носился над водой. Аврааму досталось войти в первый день творения так глубоко, прикоснуться к началу (в начале сотворил Бог), так близко, как это может тварное существо.

Как человеку встать в отношения к первому дню творения? Поверить? Так, мы с вами разбирали. Авраам поверил. Но ведь он хочет знать. Как человеку быть свидетелем сотворения мира? Первый день творения для человека ужас. В видении Господь сказал Аврааму, помните, первые слова: не бойся. Но когда Авраам захотел знать, ему было дано стать ближе к началу мироздания, и тогда ужас тёмный и великий напал на Авраама, а сохранило его исступление, которое напало до того. Ужас тёмный великий испытывает человек, когда он познаёт откуда он призван в бытие. Человек призван к бытию из небытия, к спасению из греха. Вот это – тьма над бездною. Творение от небытия это страшно. Жертвоприношоение на Голгофе было повторным творением человека, его воссозданием. На Голгофе до кончины Иисуса, как сказано в Евангелии «тьма бысть по всей Земле». Тьма бысть по всей Земле. И это не было затмением Солнца, потому что тьма бысть по всей Земле. Эта тьма не была метеорологической или астрономическим явлением. Это как тьма первого дня. И где бы мы ни встретили указание на Голгофу, там будет «тьма и великий ужас».

Страшные знамения будут сопровождать и завет на горе Синай. Сейчас я прочитаю из Исхода с 19 гл знаменитый 16 ст: «И было на третий день» (это я читаю про завет на горе Синай) «И было на третий лень, когда было утро, были гласы и молнии и облак мрачен (это пр гречески, по еврейски – тяжелый – облак тяжелый) облак тяжелый был на горе Синайской, глас трубы звучал весьма и ужаснулся (по еврейски ещё крепче сказано: дрогнул) весь народ, который в стане». Завет с Авраамом – первый прообраз Голгофской жертвы. Авраам просил не разлучаться с Господом. И Господь дал почувствовать Свою страшную близость. А что такое близость Бога к человеку? После грехопадения близость Бога к человеку это Его смерть на Кресте. Близость Бога к человеку – это Его смерть на Кресте. Это Голгофа.

Только что Авраам услышал слова Мелхиседека о Боге Всевышнем, Который стяжал Небо и Землю, родительски приобрёл своё творение, призывает к Себе духовное и вещественное. После сих слов Аврааму было показано, что это значит, что Бог стяжал Себе человека. Бог соединился с человеком до смерти крестной.

Когда Авраам просил у Бога знать, он не знал, о чём просил. Авраам не хотел отпускать Бога, но если он и думал о своём потомстве «почему узнаю, что буду наследовать землю», то Господь даёт Аврааму иное, чем человек просил – большее того. А просимое оказывается его маленькая часть. Господь нечто сейчас скажет Аврааму, и мы должны приготовиться понять нечто важное и, сразу скажу, трудное для понимания, крайне важное и очень трудное.


Наши рекомендации