По какому поводу была сказана притча?
а) подсказка может быть найдена в контексте.
Так как притчи использовались для разъяснения или подчеркивания истины, переданной в конкретном исторической ситуации, то исследование притчи в непосредственном контексте повествования часто проливает свет на ее значение.
Пример: «Притча о работниках в винограднике» (Матфея 20:1-16) имеет целый ряд толкований, многие из которых мало связаны или вообще не связаны с контекстом, в котором она была дана. Непосредственно перед тем, как Иисус рассказал притчу, к Нему подошел богатый юноша и спросил, что ему нужно сделать, чтобы иметь жизнь вечную (19:16-22). Иисус увидел, что самым большим препятствием, которое мешало этому юноше полностью посвятить себя Богу, было его богатство, и Он сказал ему, чтобы тот пошел, продал имение свое и стал учеником. Но юноша отошел с печалью, так как не хотел расстаться со своим богатством. Петр же спросил Господа: "Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?" (19:27-30) Иисус заверил Петра, что они будут щедро вознаграждены за свое служение и затем рассказал притчу о работниках в винограднике.
В этом контексте видно, что притча Иисуса была нежным упреком Петру, упреком его самоправедности, которая говорила: "Посмотри, сколько я сделал! Я не пожалел лишиться всего и последовать за Тобой, как этот юноша. За такую огромную жертву я, конечно же, заслуживаю большое вознаграждение". Иисус нежно упрекает Петра за то, что он думает, как наемник: "Что я буду с этого иметь?", хотя он должен был знать, что мотив служения в Царстве - любовь.
Толкования притчи, игнорирующие контекст, в котором она предложена, могут быть интересными гипотезами, но очень маловероятно, что они выражают значение, подразумеваемое Иисусом.
б) подсказка может быть найдена в вопросе заданном Иисусу.
Пример: «Притча о добром самарянине» (Луки 10:25-37). Эту притчу Иисус рассказал после вопроса законоучителя: «кто мой ближний?» Поэтому и притча главным образом отвечает на этот вопрос. Не правильно будет искать какой-то скрытый смысл в том или ином персонаже или предмете, упомянутом в ней. Иисус этой притчей просто хочет сказать, что ближним является любой человек, которому в данный момент нужна наша помощь.
2. К кому была обращена притча?
Обратите внимание, не упоминается ли перед изложением притчи, к кому именно Иисус её рассказывает. Это также может помочь уяснить значение притчи, её главную мысль.
Пример: «Притча о блудном сыне» (Луки 15:11-32). Эту, а также две предыдущие притчи (о потерянной овце и потерянной драхме) Иисус рассказал непосредственно для фарисеев и книжников, которые были возмущены тем, что Иисус принимал грешников и даже вместе с ними принимал пищу. Об этом написано выше (15:2,3). Следовательно, становится понятно, что говоря о младшем брате, Иисус имеет в виду раскаявшихся мытарей и грешников. Старший брат – это высокомерные фарисеи и книжники, не способные радоваться покаянию своих собратьев и по сути сами нуждающиеся в нём. А отец – это Господь, Который вопреки представлениям фарисеев и книжников любит грешников, ждёт их обращения, желая спасти всех без исключения, даже тех, кто когда-то Его отверг. То есть, по сути, эта притча Христа была ответом на недоумение законников: «Он принимает грешников и ест с ними». Таким образом, цель притчи ясна: Христос хочет показать, что Он, как и Бог, любит грешников и хочет спасти их, а фарисеи этому противятся и поступают в этом случае совершенно безжалостно в отношении к этим грешникам, которые им - братья. Напрасно поэтому искать какого-либо другого смысла в этой притче, и все аллегорические изъяснения не находят для себя прямого основания в самой притче. А таких опытов изъяснения очень много. Так одни толкователи разумеют под старшим сыном - иудеев, а под младшим, блудным, - язычников (Августин) в их отношении к Христианству. Иные под двумя братьями разумеют людей грешных и людей праведных и.т.д. При этом толкователи аллегорически объясняли и отдельные пункты притчи. Можно, например, много фантазировать о том, что в притче означают свиньи, рожки, перстень, обувь, одежда; кто подразумевается под работодателем блудного сына, отправившего его пасти свиней. Все аллегорические изъяснения этой притчи могут иметь духовно-нравственное применение, но не находят для себя прямого основания в самой притче.
3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
Иногда Иисус не просто делает выводы из притч, но и полностью истолковывает их. Но в Евангелиях есть только две притчи, которые Он полностью объяснил («притча о сеятеле» и «о плевелах на поле»). Однако, благодаря выводам Самого Иисуса мы сможем лучше понять главную мысль притчи.
Пример: «Притча о фарисее и мытаре» (Луки 18:9-14). Здесь две подсказки. Во-первых в самом начале ясно сказано к кому была обращена притча: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других…» (18:9) А вторая подсказка в выводе после притчи: «…ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (18:14) Этот вывод и есть главная мысль, которую хотел выразить Христос. То есть притча не о том, какой должна быть молитва, какими словами правильней обращаться к Богу и.т.п. Она также не о том, что для Бога не играют роли посты или десятины. Но главная мысль притчи выражена в выводе Иисуса. Этот вывод фокусирует наше внимание на главном и не позволяет нам увлечься деталями.
Пример: «Притча о десяти девах» (Матфея 25:1-13). Вывод Иисуса из этой притчи звучит так: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (25:13)
Вывод помогает понять, какую именно главную мысль хотел донести до слушателей Иисус Своей притчей. Следовательно, все остальные детали лишь помогают понять главную мысль, но на них не следует делать ударение. Главный вопрос притчи не в том, что подразумевается под маслом, под сном, под продающими, а в том готов ли ты к приходу Иисуса, ожидаешь ли ты Его всякий день своей жизни.