Артикуляционная гимнастика. - Жила-была бабочка, и была у нее волшебная книжка
Сказка про бабочку
- Жила-была бабочка, и была у нее волшебная книжка. Долго бабочка разглядывала эту книжку, а потом стала делать упражнения, написанные в ней. У нее сначала ничего не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его...
«Непослушный язычок»
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
... И язычок стал у бабочки ровным, как лопаточка...
«Лопаточки»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
...Вскоре набежала тучка, но бабочка не растерялась: сложила свой язычок чашечкой...
«Чашечки»
Рот широко открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.
...и набрала дождевой водички для чая. Попила бабочка чайку с бубликом и вкусным вареньем...
«Бублик»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
... Потом она покачалась на качелях...
«Качели»
Высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
... и отправилась спать.
4. Постановка звука [ч].
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы не смыкаются. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или с альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в и(ель между ними. Выдыхаемая короткая воздушная струя ощущается ладонью, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.
Игры на звукоподражание.
Поезд. Ребенок делает движения согнутыми руками, произнося «ч-ч-ч-ч-ч».
Кузнечики. «Мы на даче побывали, там кузнечика видали... » (произносить «ч-ч-ч-ч-ч»).
Пароход. Дети изображают кистями рук фигурку «Пароход» - обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх.
«Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка: «ч-ч- ч-ч». (В. В. Цвынтариый.)
Уточнение артикуляции.
- Я начну, а ты продолжишь: кончик языка... (смыкается с корнями верхних резцов) и после взрыва отходит назад к. . (альвеолам - бугоркам на нёбе): язык... (напряжен, приближен к нёбу); губы... (слегка выдвинуты вперед); зубы... (не смыкаются): воздушная струя... (теплая и короткая); звук [ч] ... (глухой и мягкий).
Физкультминутка.
Фонопедическое упражнение па стихотворение М. Ю. Карту шиной «Листочек».
Подул на листочек ветерок, Дети делают продолжительный выдох,
произнося на выдохе длительно «чччччч»:
поднятые вверх руки медленно опускают вниз.
Задрожал листочек Произносят «ч-ч-ч-ч», потряхивая кистями рук.
Оторвался от веточки и полетел Поднятые вверх руки плавно опускать вниз и произносить «ч...ч... ч».
Закружился в воздухе Руки поднять вверх, покружиться и произносить при этом «чччч».
И упал листочек в лужицу. Резко опустить руки вниз - [ч].
Развитие фонематического слуха.
• Игра «Будь внимательным».
ча, та, ща, шо, що, чо, чи...
ащ, ач, ощ, ош, ищ, ить, ощ, ач...
• Игра «Услышишь /ч/-подними букву».
грач, шапка, калач, шарф, мяч, прыщ, обруч, щука, шуба, чай, чайка
• Игра «Собери группу».
Отбери картинки, в названии которых есть звук [ч]. Объедини предметы и назови группу (птицы, спортивные вещи, продукты).
• Игра «Какой по счету /ч/?» чай, чек, ночь, дочка
Произнесение слогов.
- Произноси слоги громко, тихо, со сменным ударением:
ач-оч-уч-ыч
ач-яч-ач
яч-ёч-юч-ич
оч-ёч-оч
ач-яч-уч-юч
уч-юч-уч
оч-ёч-ыч-ич
ыч-ич-ыч
Итог, оценка деятельности детей.
Занятие 2
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч| В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
И СЛОВАХ
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] изолированно, в слогах и словах; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мыслительные операции; воспитывать активность на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
- Отгадай загадку:
Разошлись все мальчики в темные чуланчики.
Каждый мальчик - в свой чуланчик.
(Перчатки.)
- Покажи на картинке отгадку. Покажи, какая часть перчатки названа чуланчиком. Что в загадке названо «мальчиками»? Сегодня мы будем тренироваться произносить звук [ч].
Игры на звукоподражание.
• «Пальчики здороваются»
Большой палец левой руки соприкасается с большим пальцем правой руки; указательный палец левой руки соприкасается с указательным пальцем правой руки и т. д.; при этом произносить «ч-ч-ч-ч».
• «Игра па пианино»
Подушечками пальцев поочередно нажимать на поверхность стола и произносить «ч-ч-ч-ч».
• «Игра с мячом»
Учитель-логопед показывает карточку с цифрой. Ребенок, ударяя мячом об пол столько раз, сколько указано, столько же раз произносит звук [ч].
3. Игра «Повтори».
а-ч | ач-я | яч-я | ач-яч |
о-ч | ач-е | яч-е | оч-ёч |
у-Ч | ач-ю | яч-ю | уч-юч |
и-ч | ач-и | яч-и | ыч-ич |
е-ч | ач-ё | яч-ё | эч-еч |
э-ч | ач-э | яч-э | яч-е |
ю-ч | ач-ю | яч-у | яч-ю |
- Произнеси столько раз слог -ач, сколько услышишь хлопков.
- Произнеси столько раз слог -уч, сколько фишек на столе.
- 4. Игра «Выдели ударный слог».
• Говори, как я.
ач-ач-ач
оч-оч-оч
уч-уч-уч
ач-ач-ач
оч-оч-оч
уч-уч-уч
ач-ач-ач
оч-оч-оч
уч-уч-уч
• Выдели ударный слог -ач. оч-ач-уч-нч ач-уч-ич-оч ич-уч-ач-оч уч-оч-ич-ач
• Говори громко, а затем тихо. ач-оч-уч-эч
яч-еч-юч-ич ач-яч-оч-еч
5. Физкультминутка «Обезьяны».
Мы, ребята, - обезьяны, Дети делают полуприседания, руки согнуты в локтях
И живем мы в жарких странах. пальцы раздвинуты.
Любим мы жевать бананы, Сжимать и разжимать пальцы перед ртом
Бросать кокосы, качать лианы, Имитация движений
Открывать пошире рот
И дразнить честной народ – Широко открывать рот и вытягивать язык
Показать руками ушки Тянуть руками зауши.
И пошлепать по макушке, Легко постучать себя по макушке.
На носочках прыгнуть вверх, Прыгать на месте
Что-то крикнуть громче всех! Громко крикнуть звук [ч].
6. Чистоговорки.
ач-ач-ач - ткач, грач
уч-уч-уч - луч, могуч
оч-оч-оч - дочь, ночь
еч-еч-еч - печь, речь
ич-ич-ич - дичь, клич
ач — ткач - плач - грач
оч - дочь — ночь
еч - меч - печь – лечь
7. Игра «Слушай и отвечай».
- Назови перелетную птицу. (Грач.)
- Что можно есть? (Дичь.)
- Назови предметы, которые могут сами двигаться. (Ткач, грач, дочь.)
- Назови живые предметы. (Ткач. грач, дочь.)
- Назови неживые предметы. (Луч. печь, меч.)
- -Назови слова - названия действий. (Печь, лечь.)
8. Игра « Угадай слово».
- Угадай слово, покажи картинку: ме.. лу.. пе.. гра.. тка.. вра..
- Произнеси эти слова со словом «мой», «моя».