ПРИТЧА — нравственное поучение в аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже, философичнее. Притчевый характер носят легенды о Ларре

и Данко («Старуха Изергшц,» А. М. Горького), в которых автор за­ трагивает философскую проблему неординарной личности человека

и её места в обществе.

ПРОЛОГ (от греч. pгоЬgОЗ- предисловие) - вступительная часть художественного произведения, в которой излагаются собы­ тия, предваряющие по времени события сюжета. Эпизоды пролога не являются частью сюжетного действия, но необходимы для его понимания. Кроме того, в прологе могут быть даны развёрнутые характеристики персонажей, показано их прошлое, выражена ав­ торская позиция.

Например, поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» открывается прологом, в котором поэт создаёт многогранный образ Петербурга, выражает авторское отношение к «граду Петра».

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - условные формы осмысления бытия. Являются важнейшими характеристиками созданной автором картины мира, обусловливают риТм и темп текста, обеспечивают целостное восприятие его читателем.

Различные формы организации пространства и времени в произ­ ведении обеспечиваются спецификой художественного направления, жанровыми особенностями текста, способом построения сюжета и т.д.

В фольклоре пространство и время являются всеобщими: изобра­ жаемые события происходят «везде» и вместе с тем «нигде», «всегда» и в то же время «никогда».

Классицизм требует соблюдения единства времени, места и дей­ ствия, строгой регламентации пространственно-временных отно­ шений.

Романтическое мироощущение, породившее идею «двоемирия*-, значительно расширило возможности данной категории. Поскольку объектом пристального внимания романтиков является не столько внешний, сколько внутренний мир личности, именно он и становит­ ся центром пространственно-временных координат.


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

В реалистическом искусстве приоритетной стала концепция ли­ неарного времени, согласно которой время для всех одинаково дви­ жется по прямой из прошлого через настоящее в будущее.

«Коперников переворот» соверщили авторы «больщих» рома­ нов XIX века. Основными характеристиками художественного вре­ мени становятся длительность или краткость, статичность или ди­ намичность, прерывность или непрерывность и т.д. Художественное пространство определяется замкнутостью или неограниченностью, пропорциональностью или деформацией, целостностью или фраг­ ментарностью и т. д.

В зависимости от степени художественной условности простран­ ство и время могут быть абстрактными или конкретными. Действие в сказках происходит «в некотором царстве», «в некотором государст­ ве», а в баснях — вообще «на свете» («По мне таланты те негодны,/В которых Свету пользы нет„/Хоть иногда им и дивится Свет») и «всег­ да» («Уж сколько раз твердили миру,/Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,/И в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

Конкретное пространство связывает изображаемый мир с то­ понимами (от греческого topок — место и опута — имя, название) мира реального. Конкретизация пространства используется в целях создания обобщённых образов «мира», «города», «деревни», «усадь­ бы» и т.д. Пространственные координаты, расставленные в тексте рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» (Ордынка, Красные ворота, Грибоедовский переулок, Охотный ряд, «Прага*-, «Эрмитаж», Рогожское кладбище, Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинская обитель т. д.), способствуют созданию образа Москвы начала XX века. Раздвигая пространственно-временные рамки произведения, они вписывают конкретное пространство Москвы в общее пространство русской Истории.

Степень конкретности времени в разных произведениях раз­ лична. В зависимости от соотношения реального и художественного времени выделяют бессобытийное, или «нулевое», время (авторские описания интерьера, пейзажа, портрета героев) и событийное. Со­ бытийное время может быть хроникально-бытовым (повторяющиеся многократно во времени однотипные события; из года в год, изо дня в день) и событийно-сюжетным (течение времени обусловливает важнейшие изменения в жизни героев).

250 (итература. Подготовка к ЕГЭ-2001

Идейно-художественная функция хроникально-бытового вре­ мени — воспроизведение устойчивых форм бытия (например, дво­ рянский культурно-бытовой и семейный уклад жизни в романах И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Событийно-сюжетное время позволяет показать жизнь героя как «самопроявление» индивидуальной личности в пространстве (идей­ ные и нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова; прослеженная с детства до духовного «взросления» жизнь Ивана Флягина, главного героя повести Н. С. Лескова «Очарованный стран­ ник» и т.д.).

В литературе XX века пространственно-временная организация художественного мира усложняется. Наряду с традиционными типа­ ми организации времени и пространства («Тихий Дон» М. А. Шоло­ хова) появляются новые: Единое государство в антиутопии Е.И. За­ мятина «Мы», Чевенгур в одноимённом романе А.П. Платонова, Ершалаим в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова, «абсурдное», «внутреннее» пространство, ставшее реалиями текста, а не дейст­ вительности в «Школе дураков» С. Соколова, «Москва - Петушки» В.В. Ерофеева.

Наши рекомендации