V. Сообщение темы и целей урока.
Н а б л ю д е н и е за словообразованием.
– Прочитайте стихотворение.
Жило-было слово ход
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.
В. Измайлов
– Что в нем заметили необычного? (В одном стихотворении пять однокоренных слов.)
– Какие слова являются однокоренными?
– Запишите стихотворение.
– Выделите корни в однокоренных словах.
– Из каких частей состоит слово ход? (Из корня.)
– А слово выход и слово вход? (Из приставки и корня.)
– А слово ходики? (Из корня, суффикса и окончания.)
– А слово в походе? (Из приставки, корня, окончания.)
– Как вы думаете, от какого слова образованы все эти слова? (Ход.)
– Верно. Тогда попробуйте догадаться, при помощи каких частей слова могут быть образованы другие слова.
– Итак, слова могут образовываться при помощи приставки и суффикса.
– Об этих способах словообразования мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
VI. Работа по теме урока.
1. О б р а з о в а н и е н о в ы х с л о в приставочным и суффиксальным способами (упр. 256, 258).
2. Р а б о т а н а д п р а в и л о м (с. 130).
– Что такое словообразование?
– Меняются ли основы однокоренных слов?
3. С р а в н и в а н и е л е к с и ч е с к о г о з н а ч е н и я однокоренных слов (упр. 257).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми – и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми – и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми – и на бочок.
VII. Закрепление изученного.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 259).
2. Т в о р ч е с к а я р а б о т а.
– Составьте из данных слов предложения, запишите:
Недалеко, ребята, от, горку, реки, устроили.
После, бегут, школы, дети, весело, снежную, на, горку.
Сани, летят, стрелой, горки, с.
Хорошо, лететь, ледяной, по, на, дорожке, санках.
Целый, речке, слышны, звонкие, голоса, ребятишек, день.
– Выпишите из текста формы одного и того же слова, выделите окончания.
– Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корни.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:запишите три слова и измените форму этих слов, еще запишите три слова и образуйте от них новые слова.
Н а п р и м е р: земля, земле, земли и т. д. – формы слова;
дом, домашний, домик и т. д. – словообразование.
Выучить правило (с. 130).
У р о к 81.
сравнительная характеристика
словоизменения и словообразования
Цель: учить отличать словоизменение от словообразования.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение, сообщение целей урока.
П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
– Что такое словообразование?
– Что такое словоизменение?
– Как меняются основы слов при изменении форм одного и того же слова, а как при образовании однокоренных слов?
III. Чистописание.
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Чч Щщ Чщ Щч
– Что общего между буквами ч и щ?
2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
В мелких словах и большое дело утопить можно.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Р а с ш и ф р у й т е с л о в а:
5 6 12 1 2 18 28 33 15 3 1 18 28 22 6 3 18 1 13 28
(декабрь) (январь) (февраль)
– Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
– Составьте и запишите с данными словами предложения.
V. Работа по теме урока.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 260).
– Какие части слов меняются в связи со словоизменением?
– Какие части слова меняются в связи со словообразованием?
– Как меняется смысл слов в связи со словообразованием?
– Меняется ли лексическое значение слов при словоизменении?
2. Г р у п п о в а я р а б о т а.
– Запишите данные прилагательные вместе с существительными, от которых они образованы.
Н а п р и м е р: журавлиный – журавль.
1-я г р у п п а:
Ежовый, коллективный, разговорчивый, приветливый, детский, речевой.
2-я г р у п п а:
Талантливый, обидчивый, лучистый, солдатский, длинный, французский.
3-я г р у п п а:
Шелковый, счастливый, аппетитный, говорливый, голубиный, нарядный.
– Каким способом образованы прилагательные? (Суффиксальным.)
– С какими суффиксами вы столкнулись?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев – пара рук.
Вот твое богатство, друг!