IV. Словарно-орфографическая работа. Специалист с высшим техническим образованием, часто занят выполнением различных чертежей
– О ком идет речь?
Специалист с высшим техническим образованием, часто занят выполнением различных чертежей. (Инженер.)
– Запишите слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Составьте и запишите предложение с этим словом.
V. Работа по теме урока.
1. В ы б о р о ч н о е п и с ь м о (упр. 291).
2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 16).
3. У п р а ж н е н и е в склонении существительных 2-го склонения.
Просклонять слова дождь и поле.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела.
VI. Закрепление изученного.
1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 290).
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 288).
3. Т в о р ч е с к а я р а б о т а.
– Допишите словосочетания подходящими по смыслу существительными, определите их склонение и падеж.
Слетел с…
Дотронулся до…
Написал без…
Подошел к…
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие существительные относятся ко второму склонению?
Домашнее задание:упражнение 289; выучить правило (с. 16); повторить словарные слова.
У р о к 92.
третье склонение имен существительных
Цель:учить определять, какие существительные относятся к третьему склонению, и правильно склонять их.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
– Какие существительные относятся к 1-му склонению?
– Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
2. С л о в а р н ы й д и к т а н т.
Вагон, лестница, север, растение, медленно, декабрь, метро, столица, дорога, автомобиль, инженер, аптека.
– Найдите лишнее слово, назовите, по какому признаку вы его определили. (Медленно – наречие среди существительных.)
III. Чистописание.
– Отгадав загадки, вы сможете узнать, какую букву мы будем писать.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Целый день она летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха.)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
– Догадались, о какой букве речь? (М.)
З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
мМ ммМ мммМ
IV. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 17).
– Приведите примеры существительных 3-го склонения.
2. У п р а ж н е н и е в склонении существительных 3-го склонения.
– Просклоняйте существительные лошадь, ель.
3. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 292).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
Влево шаг, вправо шаг,
Тик-так, тик-так.