I. Организационный момент, сообщение целей урока. Вот и пришла холодная осень
II. Диктант.
Осень
Вот и пришла холодная осень. Часто идут дожди. Кругом грязь и лужи. Тишина в лесу. Только осенний ветер качает ветки деревьев. На земле лежат мокрые листья.
Птицы летят в теплые края. Улетели грачи и скворцы. Перед отлетом они долго кружились над полями. Так птицы прощались с родными местами.
III. Грамматическое задание.
1. Поставьте ударение в словах последних двух предложений.
2. К предложенным словам подберите из текста диктанта противоположные по смыслу слова:
Теплая – …
Редко – …
Сухие – …
IV. Итог урока.
У р о к 14.
Состав слова. Корень
Цель: дать понятие о том, что главная часть слова – корень.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
П р о ч и т а й т е стихотворение.
Быть может, первый листопад
Встречает этот клен.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он.
В. Берестов
– Спишите.
– Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
– Подчеркните главные члены предложений.
III. Минутка чистописания.
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он – как буква … (К).
В. Степанов
П р о д о л ж и т е закономерность.
Кк ККкк
IV. Сообщение темы урока.
– Как называется подземная часть растений, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ? (Корень.)
– Вы не задумывались, почему? Да потому, что издавна принято было называть корнем начало, источник чего-либо.
– Вот сегодня мы и поговорим о самой главной части слова, о его корне.
V. Работа по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 42. Учитель читает сказку.
Дети выписывают выделенные слова и обозначают в них корни.
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
– Прочитайте слова каждого столбика:
горец сор
горе сорить
гора ссора
– Выделите в каждом столбике лишние слова. (Горе, ссора.)
– Запишите однокоренные слова первого столбика. Выделите корни. Продолжите ряд однокоренных слов. (Горка, пригорок….)
– Запишите однокоренные слова второго столбика. Выделите корни. Продолжите ряд однокоренных слов. (Мусор, ….)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
И г р а.
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
VI. Закрепление изученного.
1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 44).
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся.
– Спишите предложение.
Под березой показались подберезовики.
– Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.
– Выделите корни в однокоренных словах.
VII. Итог урока.
– С какой частью слова мы познакомились?
– Встречаются ли слова, которые не имеют корня?
Домашнее задание: упражнение 43.
У р о к 15.
Однокоренные слова
Цель: учить умению подбирать к словам однокоренные слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
На букве н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
Е. Тарлапан
П р о д о л ж и т е закономерность.
Нн нН Нн