I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.

2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Сегодня нас ждет сама

Царица Екатерина Великая.

Учитель. Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной Второй и знакомство с Петербургом того времени.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с учащихся:

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

– В чем были трудности учебы в то время?

– Назовите заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

Далее учитель проводит графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–».

1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.

2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.

3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.

4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.

5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.

6. В это время английский язык был международным языком науки.

7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.

8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.

О т в е т ы: – + + + – – – + .

Учащиеся сдают работы на проверку.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на этом уроке.

Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.

Учитель демонстрирует фотографии памятника Екатерине II.

– Какие же изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? Прочитайте текст на с. 105–107 учебника.

Ученики. В Петербурге на главной площади возник памятник Петру I – «Медный всадник»; Нева оделась в каменные набережные, был возведен Зимний дворец, строились каменные и чугунные мосты.

Учитель демонстрирует фотографии Зимнего дворца, памятника «Медный всадник», мостов, набережной реки Невы.

Учитель. Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором ФранческоБартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нем она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд – Иорданским.Посольская – потому что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так потому, что под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская купель, в день Рождества ее освещали, а потом в нее окунались все желающие.

– А что в наши дни находится в Зимнем дворце?

Ученики. Музей Эрмитаж.

Эрмитаж

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо – прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышали столько про этот музей

От наших знакомых, родных и друзей!

И стало неловко нам даже,

Что не были мы в Эрмитаже.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

Опавшей листвою мы дружно шуршим,

И вот мы под аркой проходим,

И вот мы на площадь выходим.

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зеленый фигурный ларец!

Учитель. Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитажах. А еще там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь слушают лекции и концерты.

Несколько залов в Эрмитаже посвящены древнему миру: Древней Греции, Древнему Египту, Древнему Риму.

Учитель читает отрывок из книги Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже» и показывает фотографии экспонатов музея.

Античные вазы

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» – подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

то карлики-вазы,

и каждая ваза – с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Учитель. В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.

– Прочитайте статью на с. 107–108 учебника «Как жили дворяне и крепостные крестьяне».

Учитель. Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

– Как вели себя крепостные крестьяне?

Ученики. Одни крестьяне бежали от своих хозяев. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. - student2.ru

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Учитель. Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. (Учитель демонстрирует портреты военачальников.)

– Прочитайте статью «Знаменитые военачальники» на с. 108–110 учебника. Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?

Ученики. Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил.

Учитель(дополняет). Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

– Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?

– Какие перемены произошли в России в это время?

– Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян?

– Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков?

Ход урока

Учитель.

– Кто такой Наполеон Бонапарт?

– А Михаил Илларионович Кутузов?

– Что вы о нем знаете?

– Какое известное сражение произошло между русскими и французскими армиями?

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал 600-тысячную «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях военачальники.

Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля – Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и сражения, русские армии отходили на восток.

Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.

Русская армия продолжала отступать.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки? –

писал об этом М. Ю. Лермонтов в поэме «Бородино».

Но командиры не боялись «изорвать чужие мундиры», а тщательно готовились к генеральному сражению. Главнокомандующим армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

У Кутузова, как и у Суворова, была одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

И теперь, когда Наполеон взял Смоленск и стал приближаться к Москве, царь Александр I вынужден был… назначить Кутузова главнокомандующим русской армии. Кутузову было тогда 67 лет.

Солдаты говорили: «Прибыл Кутузов бить французов». Его давно знали и любили в войсках.

Кутузов был учеником Суворова, когда тот командовал Астраханским полком. Кутузов видел, что Суворов бережет солдат. А в те времена во всех войсках солдат жестоко наказывали за малейшую провинность, за всякую ошибку, и часто ни за что. Кутузов понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь ценил и берег русских солдат.

Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждали боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 верст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч. Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова рассказывал так:

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый,

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Покой и отдых длились недолго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Битва происходила на тесном пространстве, ни одна из сторон не хотела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

На военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к последующим битвам.

Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей еще и не было, она только начинается.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. - student2.ru

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Учитель предлагает прочитать текст «Бородинская битва» на с. 113–115 учебника и ответить на вопрос: «Почему Кутузов принял решение оставить Москву врагу?»

Ученики. Надо было спасти армию.

Учитель. Как вы думаете, почему война 1812 года называется Отечественной.

Ученики. С французами сражалась не только армия, но и весь народ.

Учитель. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 300 тысяч своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.

Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву. Из 600-тысячной французской армии домой вернулись лишь 30 тысяч солдат. Когда прибывшего во Францию Наполеона спросили про его армию, он сказал: «Армии больше нет!»

Учитель предлагает прочитать на с. 116–117 учебника статью «На войну с Наполеоном поднялся весь народ» и узнать, как воевали народ и партизанские отряды против Наполеона.

Учитель. Какие памятники построены героям войны 1812 года?

Ученики. В конце XIX века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный храм Христа Спасителя.

Учитель. В Петербурге построен Казанский собор. Перед собором стоят два памятника: Кутузову и де Толли. А в самом Казанском соборе хранятся французские полковые знамена и находится гробница Кутузова.

(Учитель демонстрирует фотографии памятника.)

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит б е с е д у:

– «Я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее». Кто автор этих слов?

– Кто был назначен главнокомандующим русской армии?

– У М. Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

– Как вы думаете, почему про тот день помнит вся Россия?

– Какое решение принял М. И. Кутузов после Бородинского сражения?

– Почему Отечественную войну 1812 года называют народной войной?

– Что же обеспечило победу русского народа в войне с Наполеоном?

Заранее подготовленные учащиеся читают отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

1-й ученик. Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

2-й ученик.Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».

III. Введение в тему

1. Чтение стихотворений А. Фета и И. Бунина.

Снова птицы летят издалекаК берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.

(А. Фет) Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнетВ оврагах сыростью грибной.

(И. Бунин)

—О каком времени года говорится в каждом стихотворе­нии?

—Как вы это узнали, по каким приметам?

2. Слово учителя о В.П. Астафьеве.

— Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого уз­наем много о жизни стрижей. А написал его замечатель­ный писатель Виктор Петрович Астафьев.

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. рас­кулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний по­клон», 1968—1975 гг.). В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и контузию. В госпитале он по­знакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной,

ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобилизовавшись, суп­руги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, вошел в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». В 1931 г. он напечатал в этой газе­те свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездо­пад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, по­рой похожих па притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам. Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охот­но печатавшим «деревенскую прозу».

Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986), наполненный уни­чижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах. Опубликованный в 1986 г. роман «Печальный детектив», рисующий жутковатые картины советской действительности, был переведен на инос­транные языки и принес автору международное признание. Все написанное Астафьевым не уложится и в 15 солидных томов. Была для Астафьева тема славная, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пас­тушка» (1971) и «так хочется жить» (1995) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из ста­тей: «...мы просто завалили их (немцев) своими трупами и уто­пили в нашей собственной крови». Неоднозначность отноше­ния к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с рассказом

1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

БЕСЦЕРЕМОННО — беззастенчиво и развязно, вы­ходя за границы вежливости.

ЗАПОЛОШНО — (прост.) — суматошно, неспокойно, взбалмошно.

ЛЕПИТЬСЯ — располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.
ЯР — крутой берег, обрыв.

—Подберите синонимы к словам: мерцала (светилась); се­рьезный (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глу­бокомысленный); угревшись (согревшись); потухло (погас­ло, прекратилось).

—Подберите антонимы к словам: мерцала (темнеть, мрач­неть); строгий (ласковый); тревога (покой, спокойствие).

—Как понимаете выражения: «у них серьезная и строгая мама»; «становиться на крыло».

VI. Итог урока

—С каким автором познакомились на уроке?

—Что вы о нем узнали?

— О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?
Домашнее задание:перечитать рассказ.

Ход урока 2

I. Организационный момент

III. Физкультминутка

VI. Итог урока

— Что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что придумал,
когда сочинял историю про стрижонка Скрипа?

— Зачем писатель использует этот прием?
Домашнее задание:подготовить пересказ от имени Скрипа.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ текста от имени Скрипа.

III. Работа над содержанием

—Стрижата остались одни, как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

—Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувство­вал в этот момент?

—Как вы относитесь к поступку мальчиков? Если бы вы были на их месте, как бы поступили?

—Отчего стрижата стали беспокоиться?

—Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревож­но и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

IV. Физкультминутка

VI. Итог урока

- Что вы можете сказать об авторе этого произведения?

- Какой он человек?

- Как относится к природе?

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос 8, с. 112.

Ход урока

I. Организационный момент

Представление команд, выбор капитанов.

- Как вы понимаете название раздела «Природа и мы»?
(Ответы детей.)

- Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого
раздела.

II. Конкурс «Природа и мы»
Этап I. «Найди пару»

- Соедините автора с его произведением
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И. Куприн «Кабан»
В.П. Астафьев «Приемыш»

Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

М.М. Пришвин «Барбос и Жулька»

Этап V. «Трудные слова»

— Сталактит (имеющий форму сосульки, спускающейся спо­
толка пещеры, известковый нарост).

— Яр (крутой берег, обрыв).

— Сайма (рыбацкая стоянка).

— Марал (крупный сибирский и среднеазиатский олень с боль­шими рогами).

— Заполошно (суматошно, неспокойно, взбалмошно).

— Фестон (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).

Этап VI. «Домашнее задание»

Проверяется ответ на вопрос 8, с. 112 учебника. (Первая команда отвечает на первую половину вопроса, вторая коман­да — на вторую.)

Этап VII. «Задай вопрос»

— Составьте по два интересных вопроса по произведениям
данного раздела, задайте их соперникам.III. Подведение итогов

Полярный день.

С юга мы прилетаем на самолете в далекий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем севере темноты не бывает. Солнце днем и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встает из-за горизонта. Только звезды горят на черном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.

Грамматическое задание:

1. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.

2. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.

2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Сегодня нас ждет сама

Царица Екатерина Великая.

Учитель. Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной Второй и знакомство с Петербургом того времени.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с учащихся:

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

– В чем были трудности учебы в то время?

– Назовите заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

Далее учитель проводит графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–».

1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.

2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.

3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.

4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.

5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.

6. В это время английский язык был международным языком науки.

7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.

8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.

О т в е т ы: – + + + – – – + .

Учащиеся сдают работы на проверку.

Наши рекомендации