Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок риторики – урок сочинительства. Вы узнаете, как создаются стихотворения и научитесь сочинять их сами. Для этого в нашем классе сегодня будут работать 4 литературных объединения: «Лира», «Муза», «Поэтическая тетрадь», «Золотое пёрышко»

Актуализация знаний.

-Вы знаете, что такое стихотворение? В словаре В. И. Даля даётся такое толкование этого слова: «Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах».

- У кого есть любимое стихотворение?

-Давайте немного послушаем поэзию (3 человека читают небольшие стихотворения).

-Как вы думаете, почему у каждого народа есть поэзия?

-Верно, поэзия передаёт красоту человека, прелесть окружающего нас мира. Поэзия – это музыка в слове, она рассказывает о порывах человеческой души, о её тайнах.

-Давайте вспомним фамилии известных русских поэтов (на доске портреты А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С.Михалкова, А.Пушкина, С. Есенина).

-Эти люди вам хорошо знакомы с раннего детства.Не каждый человек может стать поэтом, как и не каждый может быть художником или композитором. Для этого нужен особый талант. Но писать стихи может не только поэт. Многие дети, даже маленькие, сочиняют стихи. Чтобы их сочинить, нужно знать секреты сочинительства. Один такой секрет вы сегодня и узнаете на уроке.

Выход на проблему и тему урока.

-Послушайте стихотворение американского поэта Джона Чиарди «Об удивительных птицах»(см. Приложение 1).

- Мы с вами тоже поиграем в эту удивительную игру со словами. Вы уже, наверное, поняли, в чём секрет. Конечно, многие слова бывают похожи, как волшебные птицы своими «хвостами». Эти «хвосты» называются рифмами.

-Давайте вспомним рифмы в этом стихотворении:

Гвоздь-трость

Грусть-ну и пусть

Слон-телефон

Кочка-бочка, строчка, сорочка, два листочка, точка.

Этапы построения нового знания.

-Откройте ваши учебники на странице 40. Рассмотрите рисунок. Вы видите двух птиц. Они очень красивые и у них одинаковые концы перьев на хвостах. Эти перья украшают птичьи хвосты. Так же и рифмы украшают стихотворения. Прочитайте стихотворение С. В. Михалкова «Мой щенок». Найдите в нём рифмы и напишите на перьях одинакового цвета.

Вывод: рифма – это созвучие концов стихотворных строк, или созвучные слова.

- А сейчас мы с вами посмотрим инсценировку отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»: «Как Незнайка сочинял стихи» (см. Приложение 2).

Промежуточная рефлексия

-Поиграем в игру «Подскажи словечко» (см. Приложение 3)

Закрепление

Самостоятельная работа по учебнику (с. 39).

Применение знаний

- Ребята, продолжаем узнавать секреты сочинительства. Задание следующее: на ваших столах лежат карточки, на которых написаны строчки из стихотворения Э. Успенского. Но они перепутались между собой. Ваша задача – собрать четверостишие и прочитать нам выразительно (см. Приложение 4).

-Послушайте, чем закончилась эта история.

Видит тигр – город пуст,

Дай-ка, думает, вернусь

В зоопарке веселей,

Там всегда полно людей.

-А теперь небольшое соревнование между литературными объединениями. За одну минуту вам надо придумать как можно больше рифм к слову погремушка.

-Молодцы! У вас всё получилось замечательно!

-Играем в игру «Так – не так». Что не так, объясните.

В тёплой лужице своей

Громко квакал

С пальмы вниз,

На пальму снова

Ловко прыгает.

Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый

Простой вопрос для малышей:

Кого боится кот?

- А теперь, ребята, очень ответственное задание. Вы попробуете сами сочинить стихотворение. На листочках написаны окончания фраз:

Солнце-оконце

Привет-кабинет

- Вам стоит проявить фантазию, воображение и сочинить стихотворение (Подведение итогов).

-А вот какое стихотворение сочинил ваш одноклассник Никита Гришанов. Несмотря на свой юный возраст, он пишет вот какие взрослые стихи (Никита читает своё стихотворение).

-Молодец! Спасибо, Никита!

-Послушайте весёлую песенку из кинофильма «МэрриПоппинс, до свидания!».

-Что помогло поэту сочинять стихи? (молочная диета)

Подведение итогов

-Итак, давайте подведём итог нашего урока сочинительства.

-Чему же вы научились? (подбирать рифму и сочинять стихи).

-Теперь вы знаете секрет сочинительства, дома попробуете сочинить стихотворение для своей мамы.

Литература

1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Азбука сочинительства: Книга для учителей и родителей. Пермь,1994.

2. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебник-тетрадь для 2 класса – М.: «Баллас», 2012.

Приложение 1

Джон Чиарди

Об удивительных птицах

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нёс, на ящике

Написано

«Игра».

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

- А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц –

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг–

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

…И вправду

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу–

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Другая–

ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

-Теперь,–

Сказал мне человек, –

Пора и нам сыграть.

Я буду

Доставать слова,

Ты должен

РИФМОВАТЬ.

Достал он слово КОЧКА,

А я ответил: БОЧКА,

И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу ДВА ЛИСТОЧКА,

А на прощанье ТОЧКА.

Мы с ним

Играли целый час

Похожими словами.

Теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Эдуард Успенский

Тигр вышел погулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять,

Запереть его забыли,

Раз, два, три, четыре, пять.

Он по улице идёт,

Ни к кому не пристаёт,

Но от тигра почему-то

Разбегается народ.

Кто на дерево забрался,

Кто укрылся за ларёк,

Кто на крыше оказался,

Кто забрался в водосток.

А на ёлке, как игрушки,

Разместились две старушки.

Опустел наш город мигом–

Ведь опасны шутки с тигром.

Приложение 2

Наши рекомендации