Третье условие – уровень компетентности людей (у них должны быть знания для обсуждения того или иного вопроса)
Механизм формирования общественного мнения изучен современной социологией недостаточно. Сложность этого процесса заключается в том, что общее мнение вырабатывается на основе индивидуальных суждений, которые "вступают в борьбу друг с другом", согласуются или не согласуются. Общее мнение возникает при оценке и обсуждении актуальных, общезначимых проблем. Таким образом, формируется коллективное, групповое суждение, а потом и межгрупповое.
Исследователи говорят о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый источник связан с непосредственным наблюдением и оценкой окружающей действительности. Это одобрение или осуждение населением, социальными группами тех или иных действий, решений органов власти или высказываний. Такое общественное мнение складывается стихийно. Оно не поддается целенаправленной регуляции.
Второй источник общественного мнения – средства массовой информации (газеты, радио, телевидение). Используя эти информационные каналы, население более рационально и логически осмысливает высказываемые суждения, мнения, оценки. Средства массовой информации выступают в качестве могучих рычагов формирования и выражения общественного мнения.
В чем заключается сущность и каково содержание общественного мнения?
Большинство исследователей отмечают следующие моменты:
· общественное мнение – это конкретный вывод (коллективное суждение) по какой–либо проблеме;
· общественные интересы и потребности способствуют формированию общественного мнения;
· суждения людей обладают различной степенью истинности; общественное мнение, которое не опирается на научный фундамент, может быть ошибочным; в случае недостатка объективной информации люди пользуются слухами или опираются на свою интуицию;
· общественное мнение становится побудительной силой, которая регулирует поведение социальных групп; при этом оно отражает не только определенный уровень знаний людей по какому–либо вопросу, но и отношение к объекту мнения;
· общественное мнение – результат соединения и взаимодействия мнений людей. Необходимо помнить, что одно какое–либо мнение может стать общим, другие вообще не будут учитываться; сформированное общественное мнение носит интегративный характер;
· общественное мнение существует в сознании людей и всегда выражается публично.
Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки и суждения, которые разделяются большинством, даже если они далеки от истины. Соотношение истинного и ложного в общественном мнении всегда должно учитываться при определении его практической ценности.
Социальные оценки – главный, но не единственный элемент структуры общественного мнения. Другими элементами, на которые опираются оценки, являются теоретические и практические знания, а также чувства и эмоции. Важную роль в формировании общественного мнения играют социальные установки и воля.
Следовательно, общественное мнение представляет собой единство рациональных, эмоциональных и волевых аспектов. Оно обладает качественно–количественными характеристиками, может иметь позитивную и негативную направленность, или быть индифферентным. В течение длительного времени общественное мнение сохраняет стабильность. Более того, оно может быть закреплено в нормах и ценностях.
Исследователи общественного мнения сделали вывод о том, что общественное мнение имеет сферы социального и регионального распространения. Общественное мнение укрепляется в сознании отдельных людей, в сознании групп или классов, т.е. имеет социальное распространение. Оно функционирует в рамках региона, области, района, страны в целом (региональное распространение).
В каких сферах может проявиться общественное мнение?
Это все сферы общественной жизни – экономика и политика, нравственность и культура, наука и образование, религия и право. Чаще всего общественное мнение проявляется в сфере политики: люди оценивают деятельность законодательных органов власти, избранных ими партий и депутатов. С политическими оценками тесно связаны и правовые оценки действий людей. Моральные оценки соизмеряют поведение людей с общепринятыми нормами и принципами. При этом они могут выступать в роли элемента социального контроля.
Примерами общественного мнения могут служить оценки и суждения различных социальных групп российского общества о проблемах социального и экономического развития российского общества. Это могут быть вопросы развития жилищно–коммунального комплекса страны, принятие нового закона об образовании, качество и стоимость услуг в сфере здравоохранения, точечная застройка городов и сохранение памятников истории, и многое другое. В качестве конкретного примера можно привести результаты опроса общественного мнения, проведенного Институтом социально–политических исследований Российской академии наук в 2009 году. В исследовании ставилась задача определения явлений, с которыми, по мнению россиян, необходимо вести борьбу в первую очередь. В опросе принимали участие представители населения в различных субъектах Российской Федерации в возрасте от 18 лет и старше. Данные представлены в таблице 6.
Таблица № 6.