Понимание истины научного знания во многом определялось типом научной рациональности, характерной для того или иного исторического развития

Итак, 3 типа научной рациональности, которые можно выразить в виде схемы:

1) Классическая рациональность – акцент на О-те.

Объект существует реально или объективно, вне зависимости от субъекта. Следовательно, знание, которое получается, истинное именно тогда, когда это знание именно объекта. Ценности имеет только сам объект, истина состоит в знании объекта. Истина есть соответствие наших знаний объекту. Вера в существование абсолютной истины.

 
 
Внутринаучные ценности, цели

Понимание истины научного знания во многом определялось типом научной рациональности, характерной для того или иного исторического развития - student2.ru Понимание истины научного знания во многом определялось типом научной рациональности, характерной для того или иного исторического развития - student2.ru (средства)

С →Ср. → [О] (объект)

общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

2) Неклассическая рациональность – учитывает связи между знаниями об О-те и характером средств и операций деят-ти. Истинность – истина относительна, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний, т.к. в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

 
 
Внутринаучные ценности, цели

Понимание истины научного знания во многом определялось типом научной рациональности, характерной для того или иного исторического развития - student2.ru Понимание истины научного знания во многом определялось типом научной рациональности, характерной для того или иного исторического развития - student2.ru (средства)

С →(Ср. → О) (объект)

общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

3) Постнеклассическая рациональность – учитывает соотнесенность знаний об О-те как с характером средсв и операций деят-ти, так и с ценностно-целевыми структурами. Постнеклассическая наука включает в истину об объекте субъекта познания:

что бы мы ни изучали, объекты ли живой природы, или неживой, мы в конце концов получаем знание о себе.

 
 
Внутринаучные ценности, цели

Понимание истины научного знания во многом определялось типом научной рациональности, характерной для того или иного исторического развития - student2.ru Понимание истины научного знания во многом определялось типом научной рациональности, характерной для того или иного исторического развития - student2.ru (средства)

[(С →Ср. → О)] (объект)

общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

Формы истины.

1. в рамках диалектико-материалистических позиций выделяют материальную и духовную сферы реальности (объективную и субъективную реальность). Соответственно:

1) Предметная истина - истина как адекватная информация о материальных системах различных структурных уровней (микро-, макро- и мега- миров), при этом выделяют виды: предметно-физическая, предметно-биологическая и др.

2) Духовная истина - люди также оценивают чувства, идеи, мысли с позиции понятий «истинные» и «неистинные» (сфера «духа» – мир чувств, идей, теорий, рефлексивных восприятий, идеалов, верований, любви).

И здесь виды исходя из сфер реальности:

А) Экзистенциальная реальность: духовно-жизненные ценности людей (идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т.п.), а также и духовный мир индивидов. Так как люди решают проблемы истинности представлений о добре, красоте, оценивают (изучают) свои и чужие чувства, то следует признать понятие экзистенциальная истина.

Б) Когнитивная реальность: вопросы о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов или правильности понимания тем или иным человеком какой-либо научной концепции, теории - концептуальная истина. Можно также выделить операциональную истину – как верные представления субъекта о методах и средствах познания.

2. По специфике видов познавательной деятельности: научная, обыденная (повседневная), нравственная, художественная, религиозная, авторитарная и пр.

1) Обыденные истины – это результат обыденного эмпирического познания, связанного с видимостью вещей. Такое познание не выходит на уровень сущности. Но в этом знании заключена констатация явлений и корреляций между ними. И эта констатация – истина. Например, «Снег – белый». Если в применении этих знаний (этих обыденных истин) не претендовать на выявление принципов и законов бытия, то не будет и ошибочных суждений об этих законах. Первая же попытка ведет к ложности.

2) научная истина - осваивает не случайные, поверхностные связи, а изучает общее и закономерное. Она проникает в сущность предметов и процессов, не ограничиваясь явлением, использует конкретную методологию и специальные методы исследования, специфический язык.

Из указанных отличий напрашивается вывод, что научное знание всегда ближе к абсолютной истине, чем обыденное. Но поднимаясь на уровень высоких обобщений, абстракций, наука входит в сферу индуктивных выводов. А т.к. полная индукция в подавляющем большинстве случаев невозможна, то вероятность неточностей возрастает. С учетом привязки всякого суждения (знания) к конкретной сфере или конкретному фрагменту бытия, степень истинности, например, обыденного суждения «Молотком можно забивать гвозди в доску» – выше, чем теория Большого взрыва или научное описание процесса ядерного синтеза

3) художественная истина – в произведениях, содержащих такие конструкции, может быть «упрятана» в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое закодированных идей.

Скрытую за художественным вымыслом силу истины показывает Г. Альтов в своем романе «Опаляющий разум»: «Сервантес потерял руку в бою под Лепарто; вы хо

рошо помните, кто с кем там сражался и чем кончилось сражение? А Дон-Кихот и сегодня помогает штурмующим невозможное. В каждой победе есть доля его участия. … Утверждаю: наскок Дон-Кихота на ветряную мельницу – одно из самых результативных сражений в истории человечества…».

4)религиозная истина – можно признать истиной так или иначе исходя из всех 3-х подходов к истине: а) констатация объективной данности (концепция корреспонденции); б) выполняют роль нравственной ориентации, дают явно ощутимый прагматический эффект (прагматическая); в) совокупное содержание фундаментальных теологических, философско-религиозных учений вполне когерентно (концепция когерентности) (хотя нельзя забывать об уже упомянутой проблеме исходных суждений).

Бог: не признавая онтологического бытия бога (как некой

сущности, относящейся к сфере объективной реальности, существующей

вне и независимо от сознания человека), он существует в сфере субъективного: объективно существуют люди, являющиеся творцами и носителями идеи бога, веры в бога, веры в правоту того или иного конкретного религиозного учения. Объективно существует не бог, а идея бога.

Религия – это созданный вокруг реальной исторической личности и ее жизни (Иешуа) миф, отраждающий глубинное стремление народа к какому-либо идеалу (идеалы христианства, которые реальный Иисус мог и не проповедовать).

Любое религиозное учение включает в себя:

1) систему ценностных установок - основа для достижения позитивных целей вероучения – обоснования человека в мире и обществе, обеспечение нравственных отношений между людьми, создание идейной базы.

2) мифические, фантазийные элементы - не имеют самостоятельной познавательной значимости. Выполняют 2 функции:

- заполняют «познавательную пустоту» учения – дают некоторую (фантазийную, мифическую) картину мира - буквальное понимание этой части религиозной догматики (например, текстов Ветхого Завета) – абсурдно для современного человека

- это внешняя, «литературная» форма, через которую подается собственно идейное содержание вероучения.

Т.о., религиозная истина - система представлений, содержащихся в религиозных учениях, которая отображает закрепленные в общественном сознании идеалы человеческих взаимоотношений, представления о наилучших нормах и правилах человеческого общежития, о наилучших личностных качествах.

Религиозные истины – истины-мнения, не имеют никакого отношения к формам и результатам познания свойств объективного мира, поэтому не могут именоваться истинами объективными. Религиозные учения не имеют никакого отношения к формированию адекватной картины мира.

5) авторитарная истина – а) знание, основанное на авторитете высказавшего данное суждение лица. б) когда основанием для принятия знаний, суждений, утверждений за истину является положение этого субъекта в социальной иерархии ( навязанное мнение). В гносеологическом плане а) и б) – во многом идентичны, так как в обоих случаях получатель и будущий носитель знания сам не обосновывает его истинность, а соглашается с мнением другого лица.

С одной стороны, никогда нельзя исключить субъективизм (каким бы выдающимся ученым не был субъект высказывания). С другой – все познать самому невозможно, все равно большая часть информации и в науке принимается на веру.

6) нравственная истина - Основания нравственности неразрывно связаны с духовно-эмоциональным опытом человека, с необходимой долей авторитарного принятия нравственного императива.

7) философская истина - Философское познание имеет ряд признаков, роднящих его с научным (систематичность, организованность, ориентированность на познание сущности исследуемых явлений, сфер бытия). Но: не является экспериментальной наукой, формулирует общие закономерности, отталкиваясь от данных частных наук. Притом, философское знание – не просто общее, а универсальное знание мировоззренческого уровня, т.е. не для решения частных научных задач, а для формулирования ценностей познавательного процесса на уровне парадигм, общей методологии научного познания. Философское знание - антропоцентрической направленности, а потому альтернативно.

3. По степени полноты освоения объекта: относительная и абсолютная. На развитие концепции относительной и абсолютной истины повлиял факт познавательной неисчерпаемости сложноорганизованных объектов.

П.В. Алексеев и А.В. Панин: в н.в. абсолютная истина - знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, она:

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);

б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

в) то содержание относительной истинности, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире .

Но: «г»- очевидно, что такая истинна невозможна; знание о изученных отдельных свойствах того или иного объекта исследования («а») или о том или ином аспекте действительности («б») – могут все же в каком-то отдаленном времени получить новое понимание. Наконец, нам не дано предугадать, какие именно моменты знания сегодняшнего не будут опровергнуты знанием будущего времени.

Человеческие знания всегда относительны, т.к. зависят от уровня развития общества и исторических и культурных условий,

Но это не говорит о принципиальной непознаваемости мира и априорной неистинности любых знаний. Относительное знание - тоже объективное, но неполное, плюс в последующем может уточняться и дополняться. При этом: 1) каждая относительная истина содержит в себе определенную долю абсолютной истины; 2) при определенных условиях вопрос об относительности или абсолютности истины вообще не стоит. Пример: С возникновением теории относительности классическая механика не перестала быть истинной, просто возникли ограничения сфер, в которых она истинна.

Наши рекомендации