Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

Программа курса «Социальная работа с девиантами» построена на проблемно-тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о феномене девиантного поведения, подходах и методах социальной помощи девиантам, организации профилактики девиантного поведения; при этом особое внимание уделяется определениюроли социального работника и его функций.

Программа курса построена в соответствии с ФГОС ВПО таким образом, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Выделение разделов представляется неоправданным самим объемом учебного времени. Поэтому учебный материал курса структурирован по темам, отражающим базисные категории, понятия и принципы социальной работы с девиантами.

№№ тем Содержание тем дисциплины
1-2 основные понятия девиантологии, научно-методические подходы
3-5 понятие о видах девиантного поведения, их проявлениях и последствиях
5-8 особенности деятельности социального работника с девиантами

Дисциплина изучается на IV курсе в течение одного блока (15-го).

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Социальная работа с девиантами» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 4 зачетные единицы (144 часов).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу студента, консультации.

10.2 Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.

При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения – в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).

Формы организации и методы активного обучения:

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды и методы учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Аудиторные учебные занятия групповые коллективные Лекция-визуализация
Семинар проблемный
Защита рефератов
Ролевая игра
ВСЕГО 22%

Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Социальная работа с девиантами», в зависимости от дидактических целей, используется такая форма обучения с применением мультимедийных и интерактивных средств, как лекция-визуализация. При этой форме занятия дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга.

10.3 Организация самостоятельной работы студентов

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 2 з. е. (104 часов).

Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Социальная работа с девиантами» – это углубление и расширение знаний в области социальной работы; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области технологий и методов социальной работы; развитие познавательных способностей студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к семинарским и практическим занятиям и к экзамену. Сюда же относится и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в электронной образовательной среде СПбУУиЭ;

- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

- подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,

- изготовление презентаций,

- выполнение домашних заданий разнообразного характера;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

- работу с текстами и другими источниками, их конспектирование;

- текущее и итоговое тестирование он-лайн.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Например, задание для самостоятельной работы по теме №6:

Задание пороговый уровень продвинутый уровень
Причины девиантности и преступности Понятие «девиантность», его формы проявления и последствия Провести сравнительный анализ понятий «девиантность» и «преступность»
Понятие «преступность», его формы проявления и последствия

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста, посвященное какой-либо проблеме социальной работы с девиантами. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей (См.10.4.2).

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским и практическим занятиям, в том числе в формах:

- реферата;

- доклада;

- письменного домашнего задания;

- подготовки мультимедиа-презентации.

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.

Для эффективной организации СРС необходимо:

- последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д.).

- постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

- систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Социальная работа с девиантами» вводятся три вида контроля:

1. входной;

2. текущий;

3. промежуточный.

Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать:

1. итоговый тест: содержит вопросы по всему курсу;

2. творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;

3. собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

Методы контроля:

- устный;

- письменный;

- самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, эссе и т.п.), проверку конспектов.

Формы контроля включают:

- опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

- собеседование;

- блиц-контрольные;

- контрольные задания и работы;

- эссе и иные творческие работы;

- презентации средствами мультимедиа;

- тестирование;

- рейтинговое оценивание;

- экзамен.

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

Наши рекомендации