Глава IV. Инновации и традиции в подготовке
конфликтологов.........................................................................................148
§1 .Цели и задачи конфликтологии как учебной дисциплины....... 148
§2.Проблемы подготовки специалистов к профессиональной дея
тельности в конфликтах............................................................................. 151
2.1.Проблемное поле образовательного процесса................................. 151
2.2.Содержание проблем.......................................................................... 151
2.3.Задачи конфликтолога в конфликтной ситуации........................ 153
2.4.Этический кодекс конфликтолога.................................................... 153
2.5.Резюме........................................................................................................... 153
§3 Технология инновационного семинара тренинга........................ 155
3.1 .Программа и принципы инновационного
семинара-тренинга (ИСТ).......................................................................... 156
3.2.Этапы развития конфликтной ситуации и постановка задач в
программе ИСТ............................................................................................. 158
3.3.Критерии эффективности инновационной технологии
обучения.............................................................................................................. 162
Выводы............................................................................................................ 171
Глава V. Городской конфликт в градостроительной практике:
технология согласования интересов.......................................................173
Преамбула.......................................................................................................... 173
51 .Социологи в зоне городского конфликта: цели и задачи работы 176
§2.Анализ ситуации на момент привлечения группы
социологов..................................................................................................... 176
______________________ Оглавление________________________ 7
§3.Информационный фон: городские газеты как источник
информации о строительстве....................................................................... 177
§4.Правовое поле городского конфликта................................................. 178
§5.Анализ состава населения домов, находящихся в зоне
строительства.............................................................................................. 182
§б.Опросы жителей.................................................................................... 183
§7.Информирование жителей.................................................................. 186
§8.3апуск процессов самоорганизации..................................................... 192
§9.Снижение агрессивности у части жителей: индивидуальное
консультирование............................................................................................ 196
§10.Подготовка информации для адекватного
отражения ситуации в СМИ.................................................................... 198
§11.Социально-информационный анализ акций протеста............ 202
§12.Подготовка и юридическое оформление договора о
согласовании интересов............................................................................ 206
§13.Факторы, способствующие провокации социально-
негативных, разрушительных тенденций в конфликте.................... 208
§14.Рекомендации: представленные заказчику после окончания
работы социологов......................................................................................... 210
Выводы........................................................................................................... 211
Заключение....................................................................................................... 214
Послесловие..................................................................................................... 216
Список литературы........................................................................................ 218
Приложение.................................................................................................. 228
От автора
Само название книги «Практическая конфликтология» сразу же вызывает вопрос: «Неужели конфликтология может быть непрактической?» Этот вопрос наиболее часто задается теми, кто впервые открывает для себя опасный и одновременно увлекательный мир конфликтов и конфликтного взаимодействия. Опасность в большей степени связана с негативным опытом, который объединяет людей, испытавших на себе порой драматические последствия конфликтов. Увлекательность заключается в тех возможностях, которые открывает для себя человек (или социальная группа, организация), в плане решения социальных проблем и противоречий в конфликтной ситуации. Но часто такая возможность упускается конфликтующими сторонами, и тогда разрушительные последствия конфликта, фиксация ошибок, поиски виновного, — мало что могут изменить в тот момент, когда многие процессы уже вышли из-под контроля, и приобрели стихийный, сложно управляемый (без физического насилия), деструктивный характер. В процессе оказания профессиональной помощи конфликтующим сторонам, мне чаще всего задают следующие вопросы:
• Почему, при все возрастающем количестве публикаций по конф
ликтам, конфликты в российском обществе на всех уровнях ужес-
точаются и требуют применения насильственных форм при их уре
гулирован ни?
• Какова роль науки, в частности социологии, в решении проблем,
связанных с урегулированием конфликтов?
• Почему глубокие и объективные знания в области социологии кон-1
фликта не оказывают позитивного влияния на развитие конфлик
тов в России?
• Кто такой конфликтолог и чем он отличается от социолога или пси
холога? Что собственно имеется в конфликтологии, чего нет в дру
гих дисциплинах? Что могут сегодня предложить российскому об
ществу конфликтологи?
В процессе поиска ответов на эти и на многие другие вопросы была создана эта книга. Она предназначена для тех, кто в силу общественно значи-
От автора
мой функции обязан профессионально управлять процессами в государстве, организации, в любой социальной системе, от кого в большой степени зависит не только качество жизни граждан, но и уровень свободы, прав и ответственности, позволяющих каждому человеку быть Человеком. Но это книга не только для тех, кто находится у власти, она предназначена и для тех, кто испытывает на себе давление этой власти или ее поддержку, она также и для тех, кто хочет мыслить самостоятельна. Тате как именно конфликт является пространством возможностей, в том числе и проявления самостоятельного мышления, то «прорыв» к нему невозможен без глубоких знаний, критического осмысления сложившихся или создающихся в обществе стереотипов (научных или общественно-политических) и гражданского самоопределения, которое неотделимо от профессионального самоопределения.
К чему необходимо быть готовым, прежде чем знакомиться с содержанием книги? Прежде всего, к продолжению научных дискуссий, которые начались в России в начале в 90-х годов и постепенно пошли на спад, и которые предполагают критическое осмысление некоторых фундаментальных работ, написанных за это время отечественными исследователями в области социологии конфликта. В процессе обсуждения книги выявилось противоречие между некоторыми специалистами конфликтологами (теоретиками и практиками), что нашло отражение и частично персонифицировалось в моей личности, когда мне приходилось занимать одну или другую позициях Очень легко обозначить эту проблему как личностную, однако такая констатация может только способствовать порождению очередного мифа о том, что с конфликтами все ясно и понятно, как а теории, так и в практике.
Необходимо признать, что конфликтная ситуация задается не только личностными проблемами, но и проблемами в обществе, а также в науке, в частности, в социологии конфликта. Занимая позицию конфликтолога и решая практические задачи и проблемы в конфликтных ситуациях, мне приходится переходить с «языка наблюдений» на «язык теории» или «гипотетических конструктов», То сопротивление (а иногда появление вторичных конфликтов по поводу отношения к реальным конфликтам), которое предъявляют теоретики и практики (каждый ревностно охраняет в первую очередь чистоту своего «языка» и свое «пространство»), показывает наличие проблем отнюдь не личностного плана.
Например, как объяснить тот феномен, что один и тот же конфликт исследователи (ученые) видят и анализируют по-разному? Осознавая эту (можно сказать вечную) гносеологическую проблему, нельзя забывать, что практики сталкиваются с тем, что в результате применения разных подходов,
22_______ Л Н Цой Практическая конфликтология______________
появляются разные интерпретации и объяснительные модели. Что практику, как человеку, который находятся в поисках должного, необходимо выбрать из тех рекомендаций, которые иногда противоречат друг другу? Где и каковы критерии их отбора в реальной конфликтной ситуации? Насколько важно учитывать интересы конфликтующих сторон, если эти интересы разрушают целостность социальной системы? Какова доля социальной ответственности лиц, дающих рекомендации при принятии управленческих решений в конфликте? Каковы индикаторы, позволяющие минимизировать субъективное отношение к конфликтам,
Профессиональное вмешательство в конфликтные ситуации, практическое применение научных интерпретаций, с которыми сталкивается управленец или конфликтующие стороны, требуют ответа на эти и другие вопросы.
Это методологические вопросы, которые должны быть в иоле зрения как теоретиков, так и практиков Даже если мы и признаем, что в некоторых теориях эти проблемы уже проработаны, то этого недостаточно для того, чтобы утверждать, что в реальных конфликтных ситуациях, конфликтующие стороны стремятся следовать теоретическим конструктам и схемам. Более того, когда анализ проводят не специалисты (имеется в виду лица, не имеющие специальных и профессиональных знаний в области конфликтов), а, например, конфликтующие стороны или наблюдатель, — тогда выясняется, что в основе такого анализа, как правило, лежат интересы сторон. Подобный анализ не имеет никакого отношения к науке (исключение могут составлять научные интересы, которые, как правило, тотально отождествлены с личностными интересами).
Являясь участником конфликтной ситуации, практику приходится делать выбор в пользу того или иного конструкта или научной интерпретации, которые были бы поняты и приняты в конкретной конфликтной ситуации большинством ее участников. Практики в большей степени осознают наличие существующего пробела, в плане способности профессионального осмысления реальной конфликтной ситуации, в которой им необходимо решать социальные проблемы. Здесь имеется в виду невозможность реконструировать реально разворачивающийся конфликт на основе уже существующих, теоретических знаний - это в некотором роде методологический дефицит, который вынуждает практика «изобретать» новые подходы, приемы, технологии при вмешательстве в конфликты и управлении ими. В каждом конфликте ему приходится заново начинать поиск новых оснований и развенчивать устоявшиеся представления (стереотипы) и мифологемы, в том числе и свои собственные (профессиональные), а не только те, которые имеются в индивидуальном или общественном сознании Например, устоявшееся представление о том, что
От автора
управленцу необходимо стремиться разрешать конфликты через решение социально-значимых проблем, выявляя интересы (противоречия), сегодня необходимо дополнить тем, что ему также необходимо стратегически создавать платформу для социально-позитивного конфликта. То есть, ему необходимо в большей степени быть готовым к конфликтам, чем к их разрешению. Это в корне может изменить взгляд на процесс управления в целом, особенно в ситуации высокой степени неопределенности и кризиса ценностей в России.
О чем не будет сказано в этой книге9
В ней не будет сказано о вооруженных конфликтах —это отдельная тема. Читатель не встретит технологий ведения переговоров, так как теоретически они раскрыты во многих работах. В ней также будут отсутствовать психологические подходы к конфликту, которые широко распространены в научно-популярных изданиях, однако это не означает, что перечисленные выше темы менее значимы. В данной книге речь идет о проблемах соотношений теорий с практикой и технологиями, позволяющими обогащать теории жизнью, а жизнь вдохновлять идеями, в том числе и научными.
И все-таки, какова моя интенция, как автора книги и для чего излагаются результаты размышлений? Неужели, чтобы спасти общество от конфликтов? Нет, ни в коей мере!
Одна из основных идей этой книги — это, в первую очередь, возвращение конфликта в научную коммуникацию. Существующее деформированное представление о конфликте, как о разрушительном процессе, страх перед конфликтом (конфликтофобия) способствуют тому, что социальные противоречия, собственно только и могущие начинать осознаваться и разрешаться в коммуникации, в зародыше подавляются, прежде всего, специалистами в области исследования конфликтов и управления. Конфликтология может формироваться и развиваться только тогда, когда конфликтологи будут способствовать сохранению социсныю-позитивного конфликта как общественно-значимой ценности Ибо ценностью трансформирующегося общества должны быть цивилизованно развивающиеся конфликты, требующие пристального внимания и усилий для сохранения их конструктивного потенциала в демократическом обществе. Конфликтология, которая еще не является самостоятельной Наукой, но имеет потенциальную возможность ею стать, должна объединить вокруг себя специалистов, способствующих сохранению научных дискуссий между теоретиками и практиками в плане поиска подходов, социальных технологий и реальной помо'щи конфликтующим сторонам, а также минимизации деструктивных процессов и перевода их в конструктивное русло. Поэтому любой опыт (отрицательный или положительный, теоретический или практический) вмешательства соиио-
Л Н Цой Практическая конфликтология
логов в конфликты, должен быть подвергнут критическому анализу и про-блематизации, как научным сообществом, так и практиками, в случае если общество в целом будет обеспокоено качеством и профессионализмом специалистов, вмешивающихся в конфликтные ситуации и конфликты. Ибо ошибки при диагностике и анализе социальных конфликтов приводят к невосполнимым потерям в этом мире: потере самого ценного потенциала — человеческих жизней, уничтожению культурных ценностей и разрушению целостности социальной системы
Вторая идея заключается в том, чтобы способствовать формированию профессиональной среды, действительно, а не формально, заинтересованной в становлении практической конфликтологии. Налет снобизма части конфликтологов от теории и уверенность большинства практиков в том, чю они знают ситуацию лучше, чем теоретики, не позволяет сократить ныне существующую дистанцию между ними. В данной ситуации появляется следующая закономерность: при попытке со стороны практиков критически осмыслить и проблематизировать знания (могущие быть использованы в реальных конфликтных ситуациях), и средства исследования, формируется вторичный конфл икт—«конфликт-фантом», который требует определенных технологий разотождествления с ним. В этой ситуации от специалиста требуется наличие не только здоровой и устойчивой психики, могущей выдержать огромное эмоционально-психологическое и интеллектуальное напряжение, но и владение специальными технологиями, которые позволяют решать эти задачи. Сам процесс проблематизации конфликтен по своей сути, так как осуществляется путем реализации той или иной технологии - провокации конфликта, как столкновения различных точек зрения Но ведь это и есть то, с чем должны работать профессионалы в области конфликтов и с чем имеют дело непосредственно в конфликтах конфликтологи-практики.
Этот процесс каждый раз необходимо осуществлять заново, прежде всего в пространстве коммуникации, в случае ответственного выбора стратегии, связанной с сохранением цивилизованных норм взаимодействия между конфликтующими сторонами и сохранения самого ценного достояния -человеческой жизни и реализации ее творческого потенциала.
Не является тайной то, что существуют реальные мировоззренческие противоречия между специалистами в области конфликтов, однако они крайне редко рефлектируются самими исследователями, хотя оказывают существенное влияние на результаты исследования и анализ конфликтов. Наличие противоречивых мировоззренческих позиций и опасность их выявления породили один стереотип, существующий в групповом сознании большинства теоретиков — конфликтологов - это глубокая уверенность в
От автора
том, что, публичный дискурс может нанести серьезный ущерб конфликтологии Но как показывает история развития любой Науки, в период ее становления именно публичные дискурсы были той питательной средой, из которой вырастала наука, в том числе укрепляя или ослабляя влияние мировоззренческих установок.
Учёт противоположных и несовместимых взглядов на проблемы и противоречия в конфликте, являются показателем не только профессионального отношения к конфликту, но и необходимым элементом гражданского общества. У профессионала (теоретика или практика) не должно быть никаких оснований ожидать, что взгляды и подходы к конфликту должны быть обязательно научными и всеми признанными. В любом реальном конфликте научная составляющая (в его разрешении и регулировании) занимает очень малый процент и связана с методами исследования, а не с жизненными ситуациями, ценностями и интересами конфликтующих сторон.
Для решения перечисленных выше задач группа социологов организовала в 1997 г. профессионально — экспериментальное пространство (Социологическая школа конфликтологии при Институте социологии РАН), в котором возможно сохранение и развитие критической мысли по отношению к любой идее или теоретическому положению, не зависимо от авторитета и социального статуса человека, который ее предлагает и развивает. Представление о проявляющихся между теоретиками и практиками конфликтах как о ценности, позволяет тем и другим совместно учиться и профессионально развиваться. Именно деятельность в реальном конфликте позволяет специалисту подтверждать его профессионализм. Если мы признаем, что столкновение интересов (конфликт) является ценностью не только профессионального ра -пития, ной демократических преобразований в трансформирующемся обществе, то конструктивное конфликтное взаимодействие между теоретиками и практиками будет способствовать этим процессам
Каждое направление в российской конфликтологии имеет право на существование, поскольку оно отражает не только определенную позицию исследователя в культурном пространстве мысли, но и определенную ценностную позицию в обществе, как возможную в контексте развития российской конфликтологической мысли. Самая большая опасность, как мне представляется — это стремление определенной научной группы монополизировать область, связанную с исследованием конфликтов. Этим устремлениям необходимо профессионально жестко противостоять. Для организации цивилизованной научной коммуникации все возможные подходы (в том числе и ошибочные) должны быть опубликованы и доступны для обсуждения.
Такую попытку я и предприняла, с надеждой на то, что после выхода этой книги у меня могут появиться как новые научные конфликты в профессио-
ЛИ Цоу. Практическая конфликтология
нальном сообществе, так и одновременно увеличится количество конфликтологов, желающих совместно повышать профессиональный уровень
Я убеждена в том, что именно российские конфликтологи на собственных конфликтах (между теоретиками и практиками) должны сформировать образец окультуренного научного конфликта, одновременно вырабатывая новые принципы, нормы коммуникации и взаимодействия по поводу конфликта.
Конструктивная критика коллег (Е. М. Акимкина, А. Я. Анцупова, М.З. Блюмис, Э. Н. Вольфсона, В, С. Дудченко, М. П. Киреева, Ю. Я. Коротких, 10. Д. Красовского, М. Е. Пашковой, Г. И. Пролиско, Е. И. Прониной, С. Л. Прошанова, А. П. Посадского, В. М. Розина, Э. В. Сайко, Н. Д. -Сорокиной, В. Н. Суровцева, Н. О. Товуу. В. В. Щербины, В. Н. Шаленко и др.) позволила наметить дальнейшие перспективы в области методологии и технологии исследования конфликтов.
Особую благодарность я выражаю В. А. Ядову за то, что ему удалось насколько возможно смягчить первоначально самоуверенный тон автора этой книги.
Идейным вдохновителем написания этой книги была Т. М. Дридзе, именно она своей трудной судьбой и многогранной, интересной жизнью, как Человек и Ученый показала и раскрыла мне «блеск и нищету» конфликтов в научной среде.
Л. Н. Цой
Введение
Характерной чертой трансформации общественного сознания в России является разрушение единой идеологии, единого политико-экономического пространства. Это способствует появлению такой ситуации, которая позволяет самому человеку (группе людей) выбирать и защищать те основания, на которых будут строиться отношения с миром, с другими, с собой, имеется в виду основания мировоззренческого и морально-этического плана. Сознательное возвращение к этим основаниям позволяет обнаружить и объяснить многие поступки и действия человека (или социальной группы) в конфликтной ситуации или в ситуации высокой степени неопределенности. Так как именно в этих ситуациях стихийно, а потому наиболее ярко предъявляются глубинные ценности, часто скрытые за фасадом приобретенных и окультуренных внешних форм взаимодействия между людьми и социальными группами.
Необходимо признать, что все социальные процессы, связанные с трансформацией общества, сопровождаются обострением социальных конфликтов и социальной напряженностью. Возрастающее количество и разнообразие конфликтов, острота конфликтных ситуаций, — являются показателями вовлечения все новых социальных и профессиональных групп, общественных движений в процессы демократизации общества.
Практика применения широкого спектра способов протеста показывает, насколько разрушительными могут быть последствия разного рода конфликтов. Политические решения, здравый смысл и жизненный опыт необходимо, с одной стороны, подкреплять научными исследованиями всего комплекса проблем, связанных с конфликтами, а с другой — содержательной критикой и проблематизацией появляющихся новых идей и подходов формирующейся отечественной конфликтологии. Эта область, как никакая другая, требует постоянного развития, критического анализа и проблематизации.
К процессу осмысления человеческой природы побуждает и огромный исторический опыт человечества. Люди мучительно переживают процесс
_1_6_______ JJ.H Цой. Практическая конфликтология_____________
отчуждения от власти, собственности, окружающего мира и от знаний. Социальная практика показывает, что те цели, которые они ставят перед собой, оборачиваются зачастую прямо противоположными результатами. Созданные ими организации, социальные структуры, институты обнаруживают парадоксальную враждебность человеку. В историито и дело возникает опасность тоталитаризма, чреватого злодеяниями и преступлениями против человечества.
Исследование социальных конфликтов долгие предыдущие годы было «идеологизировано» Поэтому особенно актуальными на сегодняшний день становятся задачи разработки технологий диагностики конфликтов, принципов и методов профессионального вмешательства в конфликт с целью оказания помощи управленческим кадрам в принятии решений, связанных с управлением, профилактикой и сохранением социально - позитивных конфликтов. Но эти разработки должны быть результатом не только теоретического разума [77, с.211-217], к ним должно быть привлечено внимание всего общества и каждого человека. Ибо взаимодействия конфликтующих сторон должны быть подчинены тем социальным технологиям, которые осознаны и приняты как социальные и правовые нормы обществом в целом
Эволюционный путь развития России, который сегодня для большинства в обществе людей является предпочтительным в силу того, что он предполагает наименьшую степень разрушения, вовсе не означает того, что общество не будут потрясать конфликты, так как трансформация структур и всей социальной системы невозможна без увеличения и обострения социальных конфликтов [64, с 348-351]. Поэтому Россия сегодня -это общество всеобщего риска, обострения крайних форм конфликтов и насилия [96, с.3-17]
В России социология управления и социология конфликта находятся еще на стадии формирования новой диалектико-созидательной парадигмы и на сегодня не имеют действенной теоретической модели и практического механизма конструктивного конфликтного взаимодействия [64].
Существенной проблемой является то, что научные разработки социологов в области социальных конфликтов в большей степени представляЕОТ собой аналитические, мониторинговые, рекомендательные или совещательные «постфактум — опусы». Конфликтующие стороны и конфликтная ситуация для ученых пока остаются объектом исследования, находящимся на дистанции от исследователя.
Целью данной книги является обобщение новых и наиболее перспек
тивных идей современных исследователей, с точки зрения их применения
в практике управления конфликтами. "~ш
Введение
Задачи:
• Раскрыть потенциал российской конфликтологической мысли с
точки зрения возможного становления конфликтологии как Науки.
• Показать, что нового внесли российские исследователи (социоло
ги) в развитие конфликтологической мысли за последние десять
лет.
• Выявить проблемы и механизм взаимодействия между теорией и
практикой и возможности их взаимного обогащения.
• Предложить авторскую типологию и классификацию конфликтов.
• Обосновать социально-значимые подходы и перспективные идеи
развития практической конфликтологии и профессионального вме
шательства в конфликты.
• Выявить возможности управленческого консультирования, как осо
бого вида деятельности и сформулировать профессиональные тре
бования к деятельности конфликтолога - практика, т. е. человека,
могущего осуществлять профессиональное вмешательство в кон
фликтные ситуации и конфликты.
• Описать методологические подходы и технологию вмешательства
социологов в городской конфликт. Зафиксировать проблемы в ра
боте с конфликтующими сторонами.
• Сформулировать новые проблемы и задачи, стоящие перед конф
ликтологами России (теоретиками и практиками).
Главы книги расположены в соответствии с последовательностью этапов вмешательства конфликтолога-практика в конфликтную ситуацию. Первая глава посвящена становлению отечественной конфликтологии, так как интерес к этому вопросу не ослабевает. Вторая глава книги представляет собой проблематизацию и критику положений и тезисов некоторых отечественных исследователей с целью налаживания научной коммуникации. Этот этап непременно присутствует в практике взаимодействия конфликтолога с конфликтующими сторонами, но предметом критики и проблема-тизации в этом случае является содержание реального конфликта. Представления и знания конфликтолога-практика подвергаются и должны подвергаться критике и проблематизации со стороны всех участников конфликта, точно также как и работы теоретиков. Третья глава отвечает на вопрос. «Какую реальную помощь могут оказать разработки теоретиков в плане профессионального вмешательства в конфликты и управления ими?» В четвертой главе показываются возможности управленческого консультирования. На вопрос: — «А что собственно сделали Вы лично, что дает вам право вмешиваться в конфликты?», можно найти ответы в пятой главе, в которой описаны опыт работы, технология и проблемы, связанные с вме-
ЛИ Цой Практическая конфликтология
шательством социологов в городской конфликт Книга посвящена перспективному развитию практической конфликтологии в России, поставлены цели, задачи и представлена технология подготовки специалистов к профессиональному вмешательству в конфликтные ситуации.
Полемика и дискуссии с оппонентами вплетены в ткань книги, с учетом разворачивающегося содержания.
В квадратных скобках даны ссылки на использованную литературу, список которой приведен в конце работы.
ГЛАВА 1
Методология исследования конфликтов Становление конфликтологии в России
§1. Проблема становления конфликтологии как самостоятельной науки