Глава IV. Инновации и традиции в подготовке

конфликтологов.........................................................................................148

§1 .Цели и задачи конфликтологии как учебной дисциплины....... 148

§2.Проблемы подготовки специалистов к профессиональной дея­
тельности в конфликтах............................................................................. 151

2.1.Проблемное поле образовательного процесса................................. 151

2.2.Содержание проблем.......................................................................... 151

2.3.Задачи конфликтолога в конфликтной ситуации........................ 153

2.4.Этический кодекс конфликтолога.................................................... 153

2.5.Резюме........................................................................................................... 153

§3 Технология инновационного семинара тренинга........................ 155

3.1 .Программа и принципы инновационного

семинара-тренинга (ИСТ).......................................................................... 156

3.2.Этапы развития конфликтной ситуации и постановка задач в

программе ИСТ............................................................................................. 158

3.3.Критерии эффективности инновационной технологии

обучения.............................................................................................................. 162

Выводы............................................................................................................ 171

Глава V. Городской конфликт в градостроительной практике:

технология согласования интересов.......................................................173

Преамбула.......................................................................................................... 173

51 .Социологи в зоне городского конфликта: цели и задачи работы 176

§2.Анализ ситуации на момент привлечения группы

социологов..................................................................................................... 176

______________________ Оглавление________________________ 7

§3.Информационный фон: городские газеты как источник

информации о строительстве....................................................................... 177

§4.Правовое поле городского конфликта................................................. 178

§5.Анализ состава населения домов, находящихся в зоне

строительства.............................................................................................. 182

§б.Опросы жителей.................................................................................... 183

§7.Информирование жителей.................................................................. 186

§8.3апуск процессов самоорганизации..................................................... 192

§9.Снижение агрессивности у части жителей: индивидуальное

консультирование............................................................................................ 196

§10.Подготовка информации для адекватного

отражения ситуации в СМИ.................................................................... 198

§11.Социально-информационный анализ акций протеста............ 202

§12.Подготовка и юридическое оформление договора о

согласовании интересов............................................................................ 206

§13.Факторы, способствующие провокации социально-
негативных, разрушительных тенденций в конфликте.................... 208

§14.Рекомендации: представленные заказчику после окончания

работы социологов......................................................................................... 210

Выводы........................................................................................................... 211

Заключение....................................................................................................... 214

Послесловие..................................................................................................... 216

Список литературы........................................................................................ 218

Приложение.................................................................................................. 228

От автора

Само название книги «Практическая конфликтология» сразу же вызыва­ет вопрос: «Неужели конфликтология может быть непрактической?» Этот вопрос наиболее часто задается теми, кто впервые открывает для себя опас­ный и одновременно увлекательный мир конфликтов и конфликтного взаи­модействия. Опасность в большей степени связана с негативным опытом, который объединяет людей, испытавших на себе порой драматические по­следствия конфликтов. Увлекательность заключается в тех возможностях, которые открывает для себя человек (или социальная группа, организация), в плане решения социальных проблем и противоречий в конфликтной си­туации. Но часто такая возможность упускается конфликтующими сторо­нами, и тогда разрушительные последствия конфликта, фиксация ошибок, поиски виновного, — мало что могут изменить в тот момент, когда многие процессы уже вышли из-под контроля, и приобрели стихийный, сложно управляемый (без физического насилия), деструктивный характер. В про­цессе оказания профессиональной помощи конфликтующим сторонам, мне чаще всего задают следующие вопросы:

• Почему, при все возрастающем количестве публикаций по конф­
ликтам, конфликты в российском обществе на всех уровнях ужес-
точаются и требуют применения насильственных форм при их уре­
гулирован ни?

• Какова роль науки, в частности социологии, в решении проблем,
связанных с урегулированием конфликтов?

• Почему глубокие и объективные знания в области социологии кон-1
фликта не оказывают позитивного влияния на развитие конфлик­
тов в России?

• Кто такой конфликтолог и чем он отличается от социолога или пси­
холога? Что собственно имеется в конфликтологии, чего нет в дру­
гих дисциплинах? Что могут сегодня предложить российскому об­
ществу конфликтологи?

В процессе поиска ответов на эти и на многие другие вопросы была со­здана эта книга. Она предназначена для тех, кто в силу общественно значи-

От автора

Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru мой функции обязан профессионально управлять процессами в государ­стве, организации, в любой социальной системе, от кого в большой степе­ни зависит не только качество жизни граждан, но и уровень свободы, прав и ответственности, позволяющих каждому человеку быть Человеком. Но это книга не только для тех, кто находится у власти, она предназначена и для тех, кто испытывает на себе давление этой власти или ее поддержку, она также и для тех, кто хочет мыслить самостоятельна. Тате как именно конфликт является пространством возможностей, в том числе и проявле­ния самостоятельного мышления, то «прорыв» к нему невозможен без глу­боких знаний, критического осмысления сложившихся или создающихся в обществе стереотипов (научных или общественно-политических) и граж­данского самоопределения, которое неотделимо от профессионального са­моопределения.

К чему необходимо быть готовым, прежде чем знакомиться с содержа­нием книги? Прежде всего, к продолжению научных дискуссий, которые начались в России в начале в 90-х годов и постепенно пошли на спад, и которые предполагают критическое осмысление некоторых фундаменталь­ных работ, написанных за это время отечественными исследователями в области социологии конфликта. В процессе обсуждения книги выявилось противоречие между некоторыми специалистами конфликтологами (тео­ретиками и практиками), что нашло отражение и частично персонифици­ровалось в моей личности, когда мне приходилось занимать одну или дру­гую позициях Очень легко обозначить эту проблему как личностную, од­нако такая констатация может только способствовать порождению очеред­ного мифа о том, что с конфликтами все ясно и понятно, как а теории, так и в практике.

Необходимо признать, что конфликтная ситуация задается не только личностными проблемами, но и проблемами в обществе, а также в науке, в частности, в социологии конфликта. Занимая позицию конфликтолога и решая практические задачи и проблемы в конфликтных ситуациях, мне приходится переходить с «языка наблюдений» на «язык теории» или «ги­потетических конструктов», То сопротивление (а иногда появление вторич­ных конфликтов по поводу отношения к реальным конфликтам), которое предъявляют теоретики и практики (каждый ревностно охраняет в первую очередь чистоту своего «языка» и свое «пространство»), показывает нали­чие проблем отнюдь не личностного плана.

Например, как объяснить тот феномен, что один и тот же конфликт ис­следователи (ученые) видят и анализируют по-разному? Осознавая эту (мож­но сказать вечную) гносеологическую проблему, нельзя забывать, что прак­тики сталкиваются с тем, что в результате применения разных подходов,

22_______ Л Н Цой Практическая конфликтология______________

появляются разные интерпретации и объяснительные модели. Что практи­ку, как человеку, который находятся в поисках должного, необходимо выб­рать из тех рекомендаций, которые иногда противоречат друг другу? Где и каковы критерии их отбора в реальной конфликтной ситуации? Насколько важно учитывать интересы конфликтующих сторон, если эти интересы раз­рушают целостность социальной системы? Какова доля социальной ответ­ственности лиц, дающих рекомендации при принятии управленческих ре­шений в конфликте? Каковы индикаторы, позволяющие минимизировать субъективное отношение к конфликтам,

Профессиональное вмешательство в конфликтные ситуации, практичес­кое применение научных интерпретаций, с которыми сталкивается управле­нец или конфликтующие стороны, требуют ответа на эти и другие вопросы.

Это методологические вопросы, которые должны быть в иоле зрения как теоретиков, так и практиков Даже если мы и признаем, что в некото­рых теориях эти проблемы уже проработаны, то этого недостаточно для того, чтобы утверждать, что в реальных конфликтных ситуациях, конфлик­тующие стороны стремятся следовать теоретическим конструктам и схе­мам. Более того, когда анализ проводят не специалисты (имеется в виду лица, не имеющие специальных и профессиональных знаний в области конфликтов), а, например, конфликтующие стороны или наблюдатель, — тогда выясняется, что в основе такого анализа, как правило, лежат интере­сы сторон. Подобный анализ не имеет никакого отношения к науке (ис­ключение могут составлять научные интересы, которые, как правило, то­тально отождествлены с личностными интересами).

Являясь участником конфликтной ситуации, практику приходится де­лать выбор в пользу того или иного конструкта или научной интерпрета­ции, которые были бы поняты и приняты в конкретной конфликтной си­туации большинством ее участников. Практики в большей степени осоз­нают наличие существующего пробела, в плане способности профессио­нального осмысления реальной конфликтной ситуации, в которой им не­обходимо решать социальные проблемы. Здесь имеется в виду невозмож­ность реконструировать реально разворачивающийся конфликт на осно­ве уже существующих, теоретических знаний - это в некотором роде ме­тодологический дефицит, который вынуждает практика «изобретать» новые подходы, приемы, технологии при вмешательстве в конфликты и управлении ими. В каждом конфликте ему приходится заново начинать поиск новых оснований и развенчивать устоявшиеся представления (сте­реотипы) и мифологемы, в том числе и свои собственные (профессио­нальные), а не только те, которые имеются в индивидуальном или обще­ственном сознании Например, устоявшееся представление о том, что

От автора

управленцу необходимо стремиться разрешать конфликты через решение социально-значимых проблем, выявляя интересы (противоречия), сегод­ня необходимо дополнить тем, что ему также необходимо стратегически создавать платформу для социально-позитивного конфликта. То есть, ему необходимо в большей степени быть готовым к конфликтам, чем к их раз­решению. Это в корне может изменить взгляд на процесс управления в целом, особенно в ситуации высокой степени неопределенности и кризи­са ценностей в России.

О чем не будет сказано в этой книге9

В ней не будет сказано о вооруженных конфликтах —это отдельная тема. Читатель не встретит технологий ведения переговоров, так как теоретичес­ки они раскрыты во многих работах. В ней также будут отсутствовать психо­логические подходы к конфликту, которые широко распространены в науч­но-популярных изданиях, однако это не означает, что перечисленные выше темы менее значимы. В данной книге речь идет о проблемах соотношений теорий с практикой и технологиями, позволяющими обогащать теории жиз­нью, а жизнь вдохновлять идеями, в том числе и научными.

И все-таки, какова моя интенция, как автора книги и для чего излагают­ся результаты размышлений? Неужели, чтобы спасти общество от конф­ликтов? Нет, ни в коей мере!

Одна из основных идей этой книги — это, в первую очередь, возвраще­ние конфликта в научную коммуникацию. Существующее деформирован­ное представление о конфликте, как о разрушительном процессе, страх перед конфликтом (конфликтофобия) способствуют тому, что социальные проти­воречия, собственно только и могущие начинать осознаваться и разрешаться в коммуникации, в зародыше подавляются, прежде всего, специалистами в области исследования конфликтов и управления. Конфликтология может формироваться и развиваться только тогда, когда конфликтологи будут спо­собствовать сохранению социсныю-позитивного конфликта как обществен­но-значимой ценности Ибо ценностью трансформирующегося общества должны быть цивилизованно развивающиеся конфликты, требующие при­стального внимания и усилий для сохранения их конструктивного потен­циала в демократическом обществе. Конфликтология, которая еще не яв­ляется самостоятельной Наукой, но имеет потенциальную возможность ею стать, должна объединить вокруг себя специалистов, способствующих сохранению научных дискуссий между теоретиками и практиками в плане поиска подходов, социальных технологий и реальной помо'щи конфликту­ющим сторонам, а также минимизации деструктивных процессов и пере­вода их в конструктивное русло. Поэтому любой опыт (отрицательный или положительный, теоретический или практический) вмешательства соиио-



Л Н Цой Практическая конфликтология

Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru логов в конфликты, должен быть подвергнут критическому анализу и про-блематизации, как научным сообществом, так и практиками, в случае если общество в целом будет обеспокоено качеством и профессионализмом спе­циалистов, вмешивающихся в конфликтные ситуации и конфликты. Ибо ошибки при диагностике и анализе социальных конфликтов приводят к не­восполнимым потерям в этом мире: потере самого ценного потенциала — человеческих жизней, уничтожению культурных ценностей и разрушению целостности социальной системы

Вторая идея заключается в том, чтобы способствовать формированию профессиональной среды, действительно, а не формально, заинтересован­ной в становлении практической конфликтологии. Налет снобизма части конфликтологов от теории и уверенность большинства практиков в том, чю они знают ситуацию лучше, чем теоретики, не позволяет сократить ныне существующую дистанцию между ними. В данной ситуации появля­ется следующая закономерность: при попытке со стороны практиков кри­тически осмыслить и проблематизировать знания (могущие быть исполь­зованы в реальных конфликтных ситуациях), и средства исследования, фор­мируется вторичный конфл икт—«конфликт-фантом», который требует оп­ределенных технологий разотождествления с ним. В этой ситуации от спе­циалиста требуется наличие не только здоровой и устойчивой психики, мо­гущей выдержать огромное эмоционально-психологическое и интеллекту­альное напряжение, но и владение специальными технологиями, которые позволяют решать эти задачи. Сам процесс проблематизации конфликтен по своей сути, так как осуществляется путем реализации той или иной тех­нологии - провокации конфликта, как столкновения различных точек зре­ния Но ведь это и есть то, с чем должны работать профессионалы в облас­ти конфликтов и с чем имеют дело непосредственно в конфликтах конф­ликтологи-практики.

Этот процесс каждый раз необходимо осуществлять заново, прежде все­го в пространстве коммуникации, в случае ответственного выбора страте­гии, связанной с сохранением цивилизованных норм взаимодействия меж­ду конфликтующими сторонами и сохранения самого ценного достояния -человеческой жизни и реализации ее творческого потенциала.

Не является тайной то, что существуют реальные мировоззренческие противоречия между специалистами в области конфликтов, однако они крайне редко рефлектируются самими исследователями, хотя оказывают существенное влияние на результаты исследования и анализ конфликтов. Наличие противоречивых мировоззренческих позиций и опасность их вы­явления породили один стереотип, существующий в групповом сознании большинства теоретиков — конфликтологов - это глубокая уверенность в

От автора



Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru том, что, публичный дискурс может нанести серьезный ущерб конфликто­логии Но как показывает история развития любой Науки, в период ее ста­новления именно публичные дискурсы были той питательной средой, из которой вырастала наука, в том числе укрепляя или ослабляя влияние ми­ровоззренческих установок.

Учёт противоположных и несовместимых взглядов на проблемы и проти­воречия в конфликте, являются показателем не только профессионального отношения к конфликту, но и необходимым элементом гражданского обще­ства. У профессионала (теоретика или практика) не должно быть никаких оснований ожидать, что взгляды и подходы к конфликту должны быть обяза­тельно научными и всеми признанными. В любом реальном конфликте на­учная составляющая (в его разрешении и регулировании) занимает очень малый процент и связана с методами исследования, а не с жизненными ситу­ациями, ценностями и интересами конфликтующих сторон.

Для решения перечисленных выше задач группа социологов организова­ла в 1997 г. профессионально — экспериментальное пространство (Социо­логическая школа конфликтологии при Институте социологии РАН), в кото­ром возможно сохранение и развитие критической мысли по отношению к любой идее или теоретическому положению, не зависимо от авторитета и социального статуса человека, который ее предлагает и развивает. Представ­ление о проявляющихся между теоретиками и практиками конфликтах как о ценности, позволяет тем и другим совместно учиться и профессионально развиваться. Именно деятельность в реальном конфликте позволяет специа­листу подтверждать его профессионализм. Если мы признаем, что столкно­вение интересов (конфликт) является ценностью не только профессиональ­ного ра -пития, ной демократических преобразований в трансформирующем­ся обществе, то конструктивное конфликтное взаимодействие между теоре­тиками и практиками будет способствовать этим процессам

Каждое направление в российской конфликтологии имеет право на суще­ствование, поскольку оно отражает не только определенную позицию иссле­дователя в культурном пространстве мысли, но и определенную ценност­ную позицию в обществе, как возможную в контексте развития российской конфликтологической мысли. Самая большая опасность, как мне представ­ляется — это стремление определенной научной группы монополизировать область, связанную с исследованием конфликтов. Этим устремлениям необ­ходимо профессионально жестко противостоять. Для организации цивили­зованной научной коммуникации все возможные подходы (в том числе и ошибочные) должны быть опубликованы и доступны для обсуждения.

Такую попытку я и предприняла, с надеждой на то, что после выхода этой книги у меня могут появиться как новые научные конфликты в профессио-



ЛИ Цоу. Практическая конфликтология

Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru нальном сообществе, так и одновременно увеличится количество конфлик­тологов, желающих совместно повышать профессиональный уровень

Я убеждена в том, что именно российские конфликтологи на собствен­ных конфликтах (между теоретиками и практиками) должны сформиро­вать образец окультуренного научного конфликта, одновременно выраба­тывая новые принципы, нормы коммуникации и взаимодействия по пово­ду конфликта.

Конструктивная критика коллег (Е. М. Акимкина, А. Я. Анцупова, М.З. Блюмис, Э. Н. Вольфсона, В, С. Дудченко, М. П. Киреева, Ю. Я. Ко­ротких, 10. Д. Красовского, М. Е. Пашковой, Г. И. Пролиско, Е. И. Прони­ной, С. Л. Прошанова, А. П. Посадского, В. М. Розина, Э. В. Сайко, Н. Д. -Сорокиной, В. Н. Суровцева, Н. О. Товуу. В. В. Щербины, В. Н. Шаленко и др.) позволила наметить дальнейшие перспективы в области методоло­гии и технологии исследования конфликтов.

Особую благодарность я выражаю В. А. Ядову за то, что ему удалось насколько возможно смягчить первоначально самоуверенный тон автора этой книги.

Идейным вдохновителем написания этой книги была Т. М. Дридзе, имен­но она своей трудной судьбой и многогранной, интересной жизнью, как Человек и Ученый показала и раскрыла мне «блеск и нищету» конфликтов в научной среде.

Л. Н. Цой

Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru Введение

Характерной чертой трансформации общественного сознания в России является разрушение единой идеологии, единого политико-экономическо­го пространства. Это способствует появлению такой ситуации, которая позволяет самому человеку (группе людей) выбирать и защищать те осно­вания, на которых будут строиться отношения с миром, с другими, с собой, имеется в виду основания мировоззренческого и морально-этического пла­на. Сознательное возвращение к этим основаниям позволяет обнаружить и объяснить многие поступки и действия человека (или социальной группы) в конфликтной ситуации или в ситуации высокой степени неопределенно­сти. Так как именно в этих ситуациях стихийно, а потому наиболее ярко предъявляются глубинные ценности, часто скрытые за фасадом приобре­тенных и окультуренных внешних форм взаимодействия между людьми и социальными группами.

Необходимо признать, что все социальные процессы, связанные с транс­формацией общества, сопровождаются обострением социальных конфлик­тов и социальной напряженностью. Возрастающее количество и разнооб­разие конфликтов, острота конфликтных ситуаций, — являются показате­лями вовлечения все новых социальных и профессиональных групп, об­щественных движений в процессы демократизации общества.

Практика применения широкого спектра способов протеста показыва­ет, насколько разрушительными могут быть последствия разного рода кон­фликтов. Политические решения, здравый смысл и жизненный опыт не­обходимо, с одной стороны, подкреплять научными исследованиями все­го комплекса проблем, связанных с конфликтами, а с другой — содержа­тельной критикой и проблематизацией появляющихся новых идей и под­ходов формирующейся отечественной конфликтологии. Эта область, как никакая другая, требует постоянного развития, критического анализа и проблематизации.

К процессу осмысления человеческой природы побуждает и огромный исторический опыт человечества. Люди мучительно переживают процесс

_1_6_______ JJ.H Цой. Практическая конфликтология_____________

отчуждения от власти, собственности, окружающего мира и от знаний. Со­циальная практика показывает, что те цели, которые они ставят перед со­бой, оборачиваются зачастую прямо противоположными результатами. Со­зданные ими организации, социальные структуры, институты обнаружи­вают парадоксальную враждебность человеку. В историито и дело возни­кает опасность тоталитаризма, чреватого злодеяниями и преступлениями против человечества.

Исследование социальных конфликтов долгие предыдущие годы было «идеологизировано» Поэтому особенно актуальными на сегодняшний день становятся задачи разработки технологий диагностики конфликтов, принципов и методов профессионального вмешательства в конфликт с целью оказания помощи управленческим кадрам в принятии решений, связанных с управлением, профилактикой и сохранением социально - по­зитивных конфликтов. Но эти разработки должны быть результатом не только теоретического разума [77, с.211-217], к ним должно быть привле­чено внимание всего общества и каждого человека. Ибо взаимодействия конфликтующих сторон должны быть подчинены тем социальным тех­нологиям, которые осознаны и приняты как социальные и правовые нор­мы обществом в целом

Эволюционный путь развития России, который сегодня для большин­ства в обществе людей является предпочтительным в силу того, что он предполагает наименьшую степень разрушения, вовсе не означает того, что общество не будут потрясать конфликты, так как трансформация структур и всей социальной системы невозможна без увеличения и обо­стрения социальных конфликтов [64, с 348-351]. Поэтому Россия сегод­ня -это общество всеобщего риска, обострения крайних форм конфлик­тов и насилия [96, с.3-17]

В России социология управления и социология конфликта находятся еще на стадии формирования новой диалектико-созидательной парадигмы и на сегодня не имеют действенной теоретической модели и практического ме­ханизма конструктивного конфликтного взаимодействия [64].

Существенной проблемой является то, что научные разработки социо­логов в области социальных конфликтов в большей степени представляЕОТ собой аналитические, мониторинговые, рекомендательные или совещатель­ные «постфактум — опусы». Конфликтующие стороны и конфликтная си­туация для ученых пока остаются объектом исследования, находящимся на дистанции от исследователя.

Целью данной книги является обобщение новых и наиболее перспек­
тивных идей современных исследователей, с точки зрения их применения
в практике управления конфликтами. "~ш

Введение



Глава IV. Инновации и традиции в подготовке - student2.ru Задачи:

• Раскрыть потенциал российской конфликтологической мысли с
точки зрения возможного становления конфликтологии как Науки.

• Показать, что нового внесли российские исследователи (социоло­
ги) в развитие конфликтологической мысли за последние десять
лет.

• Выявить проблемы и механизм взаимодействия между теорией и
практикой и возможности их взаимного обогащения.

• Предложить авторскую типологию и классификацию конфликтов.

• Обосновать социально-значимые подходы и перспективные идеи
развития практической конфликтологии и профессионального вме­
шательства в конфликты.

• Выявить возможности управленческого консультирования, как осо­
бого вида деятельности и сформулировать профессиональные тре­
бования к деятельности конфликтолога - практика, т. е. человека,
могущего осуществлять профессиональное вмешательство в кон­
фликтные ситуации и конфликты.

• Описать методологические подходы и технологию вмешательства
социологов в городской конфликт. Зафиксировать проблемы в ра­
боте с конфликтующими сторонами.

• Сформулировать новые проблемы и задачи, стоящие перед конф­
ликтологами России (теоретиками и практиками).

Главы книги расположены в соответствии с последовательностью эта­пов вмешательства конфликтолога-практика в конфликтную ситуацию. Первая глава посвящена становлению отечественной конфликтологии, так как интерес к этому вопросу не ослабевает. Вторая глава книги представля­ет собой проблематизацию и критику положений и тезисов некоторых оте­чественных исследователей с целью налаживания научной коммуникации. Этот этап непременно присутствует в практике взаимодействия конфлик­толога с конфликтующими сторонами, но предметом критики и проблема-тизации в этом случае является содержание реального конфликта. Пред­ставления и знания конфликтолога-практика подвергаются и должны под­вергаться критике и проблематизации со стороны всех участников конф­ликта, точно также как и работы теоретиков. Третья глава отвечает на воп­рос. «Какую реальную помощь могут оказать разработки теоретиков в пла­не профессионального вмешательства в конфликты и управления ими?» В четвертой главе показываются возможности управленческого консульти­рования. На вопрос: — «А что собственно сделали Вы лично, что дает вам право вмешиваться в конфликты?», можно найти ответы в пятой главе, в которой описаны опыт работы, технология и проблемы, связанные с вме-



ЛИ Цой Практическая конфликтология

шательством социологов в городской конфликт Книга посвящена перспек­тивному развитию практической конфликтологии в России, поставлены цели, задачи и представлена технология подготовки специалистов к про­фессиональному вмешательству в конфликтные ситуации.

Полемика и дискуссии с оппонентами вплетены в ткань книги, с учетом разворачивающегося содержания.

В квадратных скобках даны ссылки на использованную литературу, спи­сок которой приведен в конце работы.

ГЛАВА 1

Методология исследования конфликтов Становление конфликтологии в России

§1. Проблема становления конфликтологии как самостоятельной науки

Наши рекомендации