Политическая модернизация в РБ .Традиции и инновации

31.Политическая деятельность: понятие, субъекты, способы, виды Политическая деятельность - это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов.Способы политической деятельности: Компромисс (соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок), Консенсус (учитывается мнение как большинства, так и меньшинства)Конформизм (пассивное принятие существующего порядка), политический экстремизм террор).Формы политической деятельности:Мирные: реформа (изменение), переговоры, соглашения, выборы, демонстрации, манифестации, забастовки. Они предполагают постепенное, качественное изменение политических отношений, соблюдение законности и правопорядка.Насильственные: война, революция, восстание, заговор, путч, переворот, террор и др. Они предполагают проведение радикальных преобразований

32. Политическое участиеПолитическое участие - восприятие, осмысление и оценивание гражданами политической жизни общества, их реагирование на политические события, их вовлеченность в политический процесс. Цель: оказать влияние на процесс принятия и реализации политических решений.Типы: организованное и неорганизованное; постоянное и эпизодическое легитимное и нелегитимноеэффективное и неэффективное; автономное (сознательное) и мобилизованное (вынужденное).Легитимные формы: выборы (голосование); партийно-ориентированное участие (участие в работе партий); проблемно-ориентированное участие (участие в политической жизни общества). Нелегитимные формы: гражданское непослушание (участие в несанкционированных акциях протеста), политическое насилие.Уровни: активный (руководство); промежуточный (участие); наблюдательный (чтение политической литературы); апатичный (пассивный).Мотивы: желание жизненного успеха и общественного признания, стремление к получению выгоды, дохода, высокого социального статуса.

33.Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения. Политический конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования. Причины: - расхождения между субъектами политики в базовых ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуации и перспектив развития общества. Такие конфликты возникают между властью и оппозицией, иногда внутри самой власти; противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная политика, принимаются властью ошибочные решения; сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия; осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям и стремление повысить ее политический статус. ТИПОЛОГИЯ:посфере распространения:(внутриполитические и внешнеполитические межгосударственные конфликты);по типу политической системы:( конфликты тоталитарных, командно-бюрократических и демократических политических систем);по характеру предмета конфликта: (конфликты политических интересов, статусно-ролевые конфликты, а также конфликты политических ценностей и политической идентификации). А. Рапопорт выделяет три вида социальных конфликтов: схватка, дебаты и игры. Задачи, лежащие в основании стратегии управления конфликтами: 1)воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование; 2)вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать; 3)минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической жизни.Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы: достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций; соглашение, основанное на взаимных уступках; истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта; обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника. Примирение на основе принуждения, в основе которого: явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой; изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении; уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага. Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. Политический кризис («кризис» – решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние) – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности. Политический кризис -- сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы.Виды полит. кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитическийиобщенациональный.Правительственный кризис - потеря исполнительной власти контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис -фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну.





Наши рекомендации