Прочтите рассуждения Питирима Сорокина о главнейших школах в области социологии и поясните, что положено в их основу

Наиболее целесообразным я считаю нижеследующую группировку социологов в отдельные течения. В зависимости от того, какие явления признаются тем или иным социологом лежащими в основе социальных явлений, можно различить три основные школы:

1) биологическую,

2) психологическую,

3) автономно – социологическую.

Биологическая школа, в лице отчасти Спенсера, а в особенности в лице Новикова, Лилиенфельда, Иоффе и др., утверждает что социальные явления по своей природе есть явления биологические, что общество – это организм, что социальные процессы тождественны с биологическими процессами, что, наконец, первые следует объяснять принципами и законами биологии. Короче, согласно биологистам, социология есть лишь глава биологии.

В отличие от этого направления психологическая школа в социологии выдвигает иное положение. Она в лице Тарда, Уорда, Болдуина и множества других социологов, настаивает на психической природе общественных явлений. Согласно ей, общество само по себе есть психическое явление; его»думою» является обмен идеями, чувствами, волевыми устремлениями, т.е. чисто психическими актами. Вне их – нет общества. Вот почему социальные законы суть законы человеческой психики; вот почему основой социологии должна быть психология, вот почему авторы этой школы пытаются все социальные явления объявлять данными индивидуальной или массовой психологии.

Наконец, автономно - социологическая школа расходится с обоими очерченными направлениями. В лице Дюркгейма, Леви - Брюле, Де – Роберти, Зиммеля и др. она выдвигает тезис полной автономности социологии и своеобразности социальных явлений.

Такова одна классификация современных социологических течений. Рядом с нею может быть дана и другая, кладущая в основу своего деления принцип «фактора» или той силы, которая данным социологом признается главной причиной общественных явлений, действием которой он объясняет все социальные процессы.

С этой точки зрения все социологические теории можно разделить на две основные группы:

1) на теории, пытающиеся все общественные явления свести и объяснить действием одного фактора или, по меньшей мере, выделяющийся из ряда многих факторов один главный и основной. Будем называть их теориями монистическими,

2) на теории, которые объясняют общественные явления действием многих факторов и не выделяют из них ни одного в качестве главного. Это будут теории плюралистические.

Источник Руденко Р.И. Практикум по социологии М.,1999 с 157 – 159.

Прочтите взгляды неопозитивистов на содержание и понятия социологии и отметьте согласны ли вы с их утверждением.

Сообразно утверждениям неопозитивистов составными частями социологии должны быть:

1) история наук и основанная на ней теория познания;

2) история религии и философских систем и основанная на ней теория миропонимания;

3) история изящных искусств и построенная на ней теория той формы истины, которую люди зовут красотой, или еще теория эстетического отношения к природе, включая в последнюю и человека;

4) история техники, в обширном смысле слова, история полезных и прикладных искусств (промышленности, а также политики, управления, суда и т.п.) и построенная на ней теория действия или поведения (разумеется, более или менее нравственного, т.е. общественно и лично целесообразного).

Источник Социология в России XIX – начало XX веков. Тексты/Под ред. В.И. Добренькова М., 1997 с 162.

Литература

Основная:

1. Кондрауров В.И., Страданчеков А.С. Социология. Курс лекций М. ИНФРА – М, 2001.

2. Основы социологии. Учебное пособие. Под общей редакцией М.В.Прокопова, М. 2001.

3. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н., Социология. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс» 2001.

4. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс» 2002.

5. Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов М. Издательство «Экзамен» 2003.

6. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Социология Учебное пособие.М. Издательство – торговая корпорация «Дашков и К» 2003.

7. Маршак А.Л. Общая социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

8. Общая социология: Учебное пособие / Под общей редакцией про. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА – М. 2004.

9. Волков Ю.Г. Социология. Издание 2-е / Под общ. ред. Д.ф.н., проф. В.И.Добренькова, Ростов-на-Дону 2005.

Дополнительная:

1. Социологический энциклопедический словарь. Редактор – координатор – академик РАН Г.В.Осипов. М, 1998.

2. Социология в России XIX - начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под редакцией В.И. Добренькова. М, 1997.

3. Громов И., Мацкевич А., Семёнов В., Западная социология. Санкт – Петербург, 1997.

4. Руденко Р.И. Практикум по социологии. Учебное пособие для вузов. М, Издательство УОНИТИ – ДАНА, 1999.

ТЕМА: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И МЕТОДИКА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Тезаурус темы: научный метод, гипотеза, эмпирическое познание, социологические исследования, генеральная совокупность, программа исследований, выборка (отбор), опрос, интервью, наблюдение как метод сбора информации, синтез, обобщение, тенденция, анализ, репрезентативность, парадигма, социограмма, социометрия, социальный эксперимент, техника исследования, общественное мнение, методы социологических исследований.

План

1. Общественное мнение. Социологические исследования.

2. Программа исследования. Объект. Предмет.

3. Основные методы социологических исследований.

Наши рекомендации