Вопрос 5. Видные российские социологи.
Социологический неопозитивизм П. Сорокина.
Питерим Александрович Сорокин (1889-1968 г.г.) – русско-американский социолог. Крупнейший мыслитель XX века.
Социологические воззрения П.А. Сорокина сформировались под влиянием работ Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, Е. Де Роберти.
Научные принципы системы социологии П. Сорокина:
ü социология как наука строится по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);
ü социология должна изучать мир таким, какой он есть (субъективное вмешательство в науку должно быть исключено);
ü социология должна быть "объективной дисциплиной", то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;
ü социология должна быть точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений;
ü разрыв с идеей монизма (сведение любого явления к одному началу); вместо монизма – социологический плюрализм.
Объекты неопозитивистской социологии Сорокина:
ü социальная деятельность и поведение людей;
ü социальные группы и структура общества в целом;
ü происходящие в обществе социальные процессы.
Предмет социологии (по словам Сорокина): общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Речь идет о "психико-рефлекторном" взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление ("социальная клеточка"), из которых образуются более сложные общественные явления.
П. Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология включает следующие разделы:
ü социальная аналитика – изучает структуру социального явления и его основные формы;
ü социальная механика (социальная физиология) – изучает процессы взаимодействия людей (их поведение);
ü социальная генетика – изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.
Практическая социология– прикладная дисциплина. Опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.
П. Сорокин создал теорию стратификации,согласно которойобщество делится настраты (слои), которые различаются между собой по:
ü уровню доходов;
ü видам деятельности;
ü политическим взглядам;
ü культурным ориентациям и т. д.
Основные формы социальной стратификации (расслоения общества):
ü экономическая;
ü политическая;
ü профессиональная.
Мобильность: меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другой страт. Он выделял горизонтальную и вертикальную мобильность.
П. Сорокин считал, что социальная стратификация и социальная мобильность – естественное и неизбежное явление.
Основные труды: “Преступление и кара, подвиг и награда” (1914 г.), “Проблемы социального равенства” (1917 г.).
Плюралистическая социология М. Ковалевского.
Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916 г.г.) русский социолог, правовед. ВоззренияМ.Ковалевского восходят к социологии О.Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.
v Эволюционистская концепция Ковалевского:
ü закономерный характер развития общества;
ü поступательность исторического процесса;
ü социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).
Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.
Мировоззренческий и методологический смыслсоциологического плюрализма М. Ковалевскогозаключается в том, что факторам общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придается постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.
Проявление плюрализма Ковалевского – положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О.Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.
v Теория общественного прогресса ("ядро социологии Ковалевского"): основной закон социологии – закон прогресса;
ü задача социолога – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;
ü все народы участвуют в мировом прогрессе, который приведет их к объединению в "мировое солидарное общество".
Основные труды: “Происхождение современной демократии” (т.1-4, 1895-1897 г.г.), “Современные социологии” (1905 г.), “Социология” (т.1-2, 1910г.), “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1939 г.).
Психологическое направление в социологии. Е. Де Роберти, Н. Кареев.
Евгений Валентинович де Роберти (1843-1915 г.г.) (точнее – Де Роберти де Кастро де ла Серда) – представитель позитивистской философии. Развил концепцию, получившую название "робертизма": гносеология – часть социологии как основа науки о разуме. Стремился "поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории".
С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность.
Психическая деятельность развивается под влиянием:
ü биологических факторов;
ü социальной деятельности (ведущее звено, по мнению Де Роберти).
Де Роберти выделял:
ü индивидуальную психику;
ü коллективную психику – совокупность чувств, восприятий, образа мыслей тех или иных социальных групп, национальных общностей.
Коллективная психология – психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности.
Основные труды: “Социология” (1880 г.), “Новая постановка основных вопросов социологии” (1909 г.).
Николай Иванович Кареев(1850 – 1931 г.г.)–историк и социолог. Он указывал на две основные стороны социологии:
ü социология – система взглядов "на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу";
ü социология решает, какие методы применяются к изучению общественных явлений.
Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией. Она опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:
ü интеллектуальная (ум);
ü эмоциональная (чувства);
ü волевая.
В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны.
Основные труды: “Введение в изучение социальных наук” (1903 г.), “Введение в изучение социологии” (1907 г.).