Известные советско-российские социологи, ушедшие из жизни до 1985 г.: (2 биографии и творчество на выбор). Сорокин

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) -философ, основоположник христианского экзистенциализма. Учился на естественном факультете Киевского университета. Исключен из университета за участие в революционном студенческом движении, сослан в Вологодскую губернию. С 1904 вел активную деятельность в религиозно-философских обществах Петербурга. В "Философии свободы" /1911/ подверг критике западную философию за разрыв связей с бытием, в "Смысле творчества" /1916/ разработал концепцию антроподицеи. В 1918 создал Вольную Академию Духовной Культуры, в 1920 избран профессором Московского университета. Выслан из России в 1922. В 1924 перебирается в Париж и обосновывается в его пригороде - Кламаре, где создает "Философию свободного духа" /1927/, "О назначении человека" /1931/, "Я и мир объектов" /1934/ и многие другие труды - всего его перу принадлежит более 500 книг и статей. Дружеские узы в разное время связывали его с С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, Е.Н.Трубецким и др. Помогал французскому Сопротивлению. В 1946 ему возвращено гражданство СССР. Автор исследования по отечественной философии - "Русская идея. Основные проблемы русской мысли конца XIX века и начала XX века" /1946/. О своем интеллектуальном развитии рассказал в книге "Самопознание". Взгляды Б. сформировались под влиянием Гераклита, Оригена, Григория Нисского, Я.Беме, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Основная идея Б. состоит в том, что свобода не детерминирована бытием, не определяется даже Богом, но имеет примат над ними и открывает возможность творчества нового, еще не бывшего в мире. В философии истории философ раскрыл механизм обездушивания культуры и ее перехода в цивилизацию. Б. отверг нормативную этику и противопоставил ей этику творчества, в которой корень зла усматривается в объективации результатов творчества.БЕРДЯЕВ принадлежит к той группе мыслителей, которая стремится развить христианское мировоззрение. Их деятельность представляет собой наиболее оригинальное выражение русской философской мысли".

Основные работы:Смысл творчества, 1916, Миросозерцание Достоевского, 1923, Философия свободного духа, т. 1-2, 1927-28, Русская идея, 1946, Самопознание, 1949

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) - Русский минералогкристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г.В. Вернадского. Родился в Петербурге. Детство будущего ученого прошло на Украине. В1876 г. семья вернулась в Петербург. Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В. Докучаев. В 1885 г защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.В 1888 г Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене и Париже.С 1890 по 1898 гг. читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета. Развивая теорию генезиса минералов. В 1891 г защитил магистерскую диссертацию. В следующем году вышел его «Курс кристаллографии».Был избран профессором Московского университета. Его научная карьера развивалась по восходящей. В 1906 г. Вернадский был заведующим Минералогическим музеем, а в 1908 г стал экстраординарным академиком Российской Академии наук в Петербурге. Жил попеременно в Петербурге и Москве.В декабре 1909 г выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом «Парагенезис химических элементов в земной коре», положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов». Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца XIX — начала XX в., входил в земское и конституционно-демократическое движения, вместе с П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым и др. учредил «Союз Освобождения». После событий февраля 1917 г. был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В ноябре 1917 г. вынужден был скрыться и уехал в Полтаву.После прихода большевиков был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 г стал его ректором. Встречался с П.Н. Врангелем, просил о содействии университету. Впоследствии получил возможность заниматься научной работой в Советском Союзе.Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 г. уехал шесте с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне, выпустил на французском языке книгу «Геохимия».В конце 1930-х гг. Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 г инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР. В 1944 г вышло в свет последнее произведение ученого «Несколько слов о ноосфере». Умер Вернадский в Москве 6 января 1945 г





В своей теоретических взглядах (“Научная мысль как планетарное явление” и др.), имеющих важное значение для современной социально - экологической мысли, Вернадский отмечает то, что “до сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление, свободно и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей ее среде, как нечто ей чуждое. Социальные силы, в них проявляющиеся, считаются в значительной степени свободными от среды, в которой идет история человечества... Сам человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается пока человек существует, и ничем существенным не отличается от других биосферных явлений”.

Наши рекомендации