Требования к результатам освоения дисциплины

Социология

Программа дисциплины

Рекомендуется для

направление Полиграфия

профиль ПОЛ

квалификации (степени) выпускника бакалавр

Уфа 2012

1. Цель и задачи курса "Социология"

Цель курса.Курс имеет основной целью дать базовые представления о социологии как о научной дисциплине.

Выписка из Государственного Образовательного Стандарта

Индекс Наименования дисциплин и их основные разделы Всего часов
ГСЭ.Ф.09 Социология предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальные организации; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.

2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 2 зачетные единицы (72), из них 42 часа аудиторных занятий, 4 часа КСР, 26 часов самостоятельной работы.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.Дисциплина «Социология» включена в ГСЭ.В2. ФГОС ВПО. Преподавание дисциплины основаны на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Обществознания». Для изучения дисциплины студент должен знать:

· специфику наук об обществе, этапы развития знаний об обществе, основные направления общественной мысли;

· понятия социальной реальности, общества, культуры и личности, ценностей и норм, общественных отношений, социальных групп, социальных институтов, статусов и ролей, социальной дифференциации, стратификации и мобильности, власти и господства, социализации, семьи, общественного мнения (программа школьного курса «Обществознание»).

«Социология» как дисциплина сопряжена со следующими науками: «Политология», «Экономика», «Культурология».

Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Социология», впоследствии будут использованы при изучении учебных дисциплин «Политология», «Экономика», «Культурология» и др.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные социальные законы и закономерности, владеть культурой социологического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию социальной информации;

- понимать значение социальной культуры и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества;

- понимать сущность и значение социологической информации в развитии современного информационного общества;

- социальную значимость своей будущей профессии;

- иметь научные представления о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, факторах ее социального и девиантного поведения;

- движущие силы и закономерности развития современного социума, место человека в обществе, в социальной системе.

Уметь:

- анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы развития социума;

- толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

- работать в коллективе, в кооперации с коллегами, на основе научного знания о социальных группах, общностях и отношениях;

- включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, используя закономерности социальных отношений;

- на основе знания социальных законов разрабатывать программы социально-культурного просвещения различных категорий населения, проводить социологические исследования социальных проблем и пути их решения, исследовать социально-культурную динамику.

Владеть:

- основами социологического анализа решения социальных проблем;

- технологией применения социологического знания при решении социальных и профессиональных задач;

- способностью осуществлять социологическое сопровождение процесса социализации личности и подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;

- способностью использовать возможности социальной и образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- способностью выявлять и использовать в профессиональной деятельности возможности социальной среды региона, селения, этноса, социальной структуры общности.

Наши рекомендации