Видные советские педагоги 20-х гг. XX в.

Педагог (даты жизни) Взгляды на цели воспитания Взгляды на факторы воспитания Дидактические взгляды Роль школы и учителя Вклад в развитие педагогики
           

3. Выделите основные направления русской педагогической мысли в Зарубежье по следующим направлениям:

а) философско-образовательное направление (И.А.Ильин и др.);

б) религиозное направление (В.В.Зеньковский и др.);

в) гуманистическое направление (С.И.Гессен и др.).

Глава 16. Отечественная система образования и педагогическая мысль в 1930-е - 1950-е гг.

16. 1. Развитие отечественной системы образования в 1930-е -1950-е гг.

В СССР к началу 30-х гг. XX в. система образования представляла собой стройную структуру преемственных подсистем. Постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934 г.) были установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная (срок обучения 4 года), неполная средняя (семилетняя, включавшая и начальную) и средняя (общий срок обучения 10 лет). В городах и рабочих поселках фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1939 г. –колхозной) молодежи (ШКМ) были преобразованы в неполные средние школы. Такая модель организации школы по своей форме являлась одной из лучших в мире (см. схему 16.1.).

Схема 16.1[23].

Видные советские педагоги 20-х гг. XX в. - student2.ru

В период 1937 - 1941 гг. в работе школы серьезных изменений не произошло. Только с 1940 г. была введена плата за обучение в старших классах общеобразовательной школы и техникумах (до 1956 г.).

Условия военного времени – 1941-1945 гг. поставили перед школой следующие задачи: сохранение охвата всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечение их воспитанием в духе патриотизма.

В 1941-1942 гг. шла массовая эвакуация школ из прифронтовых районов в тыл – Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, на Урал. На новых местах недоставало школьных зданий, не было возможностей для материального обеспечения школьников и учителей. В связи с этим учебные занятия проводились в 2-3-4 смены. Позднее в освобожденных от оккупации районах нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование. Кроме того, призыв учителей в армию, переход их на другую работу привели к сокращению численности педагогических кадров.

Необходимость охватить обучением всех детей привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Такие школы давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы. В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с 5 по 10 класс, в которых обучались те, кто не имел законченного образования.

В 1944 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. К концу 40-х гг. наметилась тенденция к переходу на десятилетнее обучение.

В 50-е гг. значительно выросло производство, что привело к нехватке рабочей силы. Система школьного образования, основанная на принципе политехнизма, который продолжал оставаться незыблемым с 20-х гг. XX в., «оказалась оторванной от практики социалистического строительства», так как не готовила рабочих.

В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которого вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет (см. схему 16.2). В школе было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек, введена обязательная производственная подготовка. В большинстве школ обучение в 11 классе было посвящено профессиональной подготовке по одной из рабочих специальностей. Усилилась профориентационная работа школы, сводившаяся фактически к агитации выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из рабочих специальностей.

Кроме того, был учрежден новый тип учебных заведений –профессионально-технические училища (ПТУ). В них были преобразованы школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища. Главным отличием ПТУ стало то, что параллельно с профессиональным обучением здесь давалась и общеобразовательная подготовка, сходная по содержанию со школьной, но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет.

Схема 16.2.[24]

Видные советские педагоги 20-х гг. XX в. - student2.ru

Наши рекомендации