Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Для успешного прохождения практики в качестве методов руководства используются технологии консультирования и тьюторства. Тьюторами выступают научный руководитель и закрепленный руководитель практики базового научно-исследовательского учреждения.
Магистрантами в ходе прохождения практики активно осваиваются следующие образовательные, научно-производственные и научно-исследовательские технологии:
А) образовательные
- инструктаж по технике безопасности;
- экскурсия по организации;
- инструктаж на рабочем месте;
- использование библиотечного фонда и баз данных организации;
- коммуникативные технологии собраний, совещаний, круглых столов, конференций, мозговых штурмов и обсуждений, интервью, переговоров и обсуждений;
- наставничество;
- консультирование;
- выполнение практических заданий;
- работа с первоисточниками, монографиями, учебниками и пр.;
Б) научно-производственные
- инновационные технологии, разработанные (или применяемые) в организации на основе современных достижений науки и передового опыта по теме магистерской диссертации, в том числе интенсивного и органического земледелия, ресурсосбережения, безотходного и бережливого производства, нанотехнологии производства пищевых продуктов и продуктов для АПК, маркетинговых исследований и коммуникаций, процессного и целевого управления, программно-целевого планирования и пр.,;
В) научно-исследовательские технологии
- постановки научных проблем;
- системного анализа социально-экономических явлений;
- причинно-следственного анализа;
- монографического метода;
- интервью, фокус-групп и анкетного опроса;
- корреляционно-регрессионного анализа
-многомерных группировок;
- экономико-математического моделирования и линейного программирования;
- экономико-статистического анализа;
- работы с библиографическими источниками:
- работы в среде Microsoft Office Excel, Microsoft Project, PowerPoint;
- рецензирования научных работ;
- устной и письменной презентации научных результатов.
Г) самостоятельная работа
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
Работы магистрантов
10.1. Рекомендации по проведению самостоятельного исследовательского проекта
Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом. Цель научного исследования – определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология – это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические. Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований.
Применительно к прикладным научно-исследовательским работам содержание этапов научного исследования можно представить следующим образом:
(1) Формулировка темы:
– общее ознакомление с проблемой, по которой следует выполнить исследование,
– предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений, – формулирование темы исследования,
– составление краткого (предварительного) плана исследований (черновик, набросок),
– разработка научно-технического задания,
– составление календарного плана научных исследований,
– формулировка гипотезы, описывающей ожидаемые результаты,
– предварительная оценка ожидаемых результатов.
(2) Формулирование цели и задач исследования:
– подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы,
– изучение научно-технических отчетов по теме различных организаций соответствующего профиля,
– составление аннотаций источников,
– составление рефератов по теме,
– анализ, сопоставление, критика прорабатываемой информации,
– обобщение, критика, составление собственного суждения по проработанным вопросам,
– формулирование методических выводов по обзору информации,
– формулирование цели и задач исследования.
(3) Моделирование:
– изучение физической сущности (природы) процессов и явлений, определяющих основные качества исследуемого объекта,
– выполнение предварительных (поисковых) экспериментов,
– формулирование гипотезы, выбор и обоснование физической модели,
– математизация модели,
– получение аналитических выражений,
– теоретический анализ полученных закономерностей.
(4) Экспериментальные исследования:
– разработка цели и задач эксперимента,
– планирование эксперимента,
– разработка методики программы исследований,
– выбор средств измерений,
– конструирование приборов, макетов, аппаратов, моделей, стендов, установок и других средств эксперимента,
– обоснование способов измерений,
– проведение эксперимента в лаборатории, на опытных участках, на заводах, в фирмах,
– обработка результатов измерений.
(5) Анализ и оформление результатов научных исследований:
– общий анализ теоретико-экспериментальных исследований,
– сопоставление экспериментов с теорией,
– анализ расхождений,
– уточнение теоретических моделей,
– повторение дополнительных экспериментов и их анализ до тех пор, пока не будет достигнута цель исследования,
– переформулировка предварительной гипотезы в утверждения – научный результат проведенного исследования,
– формулирование научных и производственных выводов,
– составление научно-технического отчета,
– рецензирование,
– составление доклада,
– корректировка рукописи.
Внедрение результатов и определение экономической эффективности:
– внедрение результатов исследования на производстве,
– определение экономического эффекта.
10.2. Рекомендации по подготовке публикации по результатам научно-исследовательской практики
Результаты проведенных научных исследований могут быть представлены в виде устного доклада на собрании сотрудников или конференциях, письменного отчета, статьи в журнале, диссертации, монографии. Обычно они появляются в указанном порядке.
Самым распространенным видом научных публикаций являются тезисы докладов и выступлений. Это изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по выбранной автором теме. Более значимые научные результаты, которые требуют развернутой аргументации, публикуются в форме научной статьи. Выбор места публикации является важным вопросом для автора. Прежде всего, такой выбор зависит от того, насколько узкой теме посвящена статья. Важен и тип статьи: существуют журналы и конференции более теоретические по своему характеру или более прикладные. Наиболее предпочтительными и значимыми для молодых ученых являются публикации, прошедшие рецензирование, а также опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАКом.
При выборе темы публикации важно учесть тематику издания (журнала, сборника), для которого Вы готовите свою статью, имеющийся у Вас как автора «задел» по данной тематике и наличие собственных творческих идей. В процессе подготовки стоит изучить опубликованные по данной тематике материалы, которые могут оказаться полезными в Вашей работе. Работа может быть посвящена предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д. Тема научной публикации должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях рассматриваемого явления, его влиянии на другие события и явления, сравнении и т.п.
Подготовка тезисов докладов на конференции – наиболее распространенный вариант публикации результатов практики. Научные конференции периодически проводятся в вузе, где учится магистрант, а также в других вузах и организациях, имеющих отношение к науке. Нужно только внимательно следить за информацией о них. В таких условиях тезисы докладов – это наиболее доступные научные труды для молодых ученых. Основное преимущество тезисов докладов и выступлений – это краткость, которая одновременно является и основным требованием, предъявляемым к ним. Обычно объем тезисов, представляемых к публикации, составляет от одной до пяти страниц компьютерного текста (на стандартных листах формата А4, кегль 14). Другим требованием является информативность. Для наглядности тезисы могут быть снабжены цифровыми материалами, графиками, таблицами. Основные положения исследования должны излагаться четко и лаконично.
Структуру тезисов можно представить следующим образом:
− введение: постановка научной проблемы (1 – 3 предложения), обоснование актуальности ее решения (1 – 3 предложения);
− основная часть: основные пути решения рассматриваемой проблемы, методы, результаты решения;
− заключение или выводы (1 – 3 предложения).
Научная статья должна представлять собой законченную и логически цельную публикацию, посвященную конкретной проблеме, как правило, входящей в круг проблем, связанных с темой исследования, в котором участвовал автор. Цель статьи – дополнить существующее научное знание, поэтому статья должна стать продолжением исследований. Объем статьи превышает объем тезисов и составляет примерно 3 – 20 страниц в зависимости от условий опубликования. Статья должна быть структурирована также, как и тезисы. Каждая статья должна содержать обоснование актуальности ставящейся задачи (проблемы). Освещение актуальности не должно быть излишне многословным. Главное показать суть проблемной ситуации, нуждающейся в изучении. Актуальность публикации определяется тем, насколько автор знаком с имеющимися работами. Необходимо дать четкое определение той задачи или проблемы, которой посвящена данная публикация, а также тех процессов или явлений, которые породили проблемную ситуацию.
Публикация может быть посвящена исключительно постановке новой актуальной научной задачи, которая еще только требует своего решения, но большую ценность работе придает предложенный автором метод решения поставленной задачи (проблемы). Это может быть принципиально новый метод, разработанный автором или известный метод, который ранее не использовался в данной области исследований. Следует перечислить все рассмотренные методы, провести их сравнительный анализ и обосновать выбор одного из них.
Представление информации следует делать максимально наглядным. Для того чтобы сделать цифровой материал, а также доказательства и обоснование выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций более наглядными следует использовать особые формы подачи информации: схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Необходимо четко пояснять используемые обозначения, а также давать определение специальным терминам, используемым в публикации. Даже термины, которые (по мнению автора) понятны без пояснений, желательно оговорить словами «… понимаются в общепринятом смысле» и дать ссылку на соответствующие источники.
В заключительной части работы следует показать, в чем состоит научная новизна содержания работы, иными словами, то новое и существенное, что составляет научную и практическую ценность данной работы. Статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами. Каждый вывод в научной работе должен быть обоснован определенным методом. Например, логическим, статистическим или математическим.
Стиль изложения научной работы может быть различным. Различают стиль научный, отличающийся использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и занимательность изложения. Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться выразительности речевых средств (экспрессии). Необходимо избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняет понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным.