Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Пермский национальный исследовательский

Политехнический университет

Чайковский филиал

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

д-р техн. наук, проф.

______________ Н. В. Лобов

«___» _____________ 201__ г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Направление подготовки: 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств

Профиль подготовки:01 Автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении и энергетике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Специальное звание выпускника: бакалавр-инженер

Факультет: профессиональной подготовки Чайковского филиала ПНИПУ

Кафедра:Автоматизации, информационных и инженерных технологий

Курс:2 Семестр: 4

Трудоёмкость:2 недели

Кредитов по рабочему учебному плану: 3 ЗЕТ

Часов по рабочему учебному плану: 108 АЧ

Вид контроля: дифференцированный зачет в 4 семестре

               

Чайковский

Программа учебной практики разработана на основании:

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

· Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом министерства образования и науки Российской Федерации «25» октября 2011 г. номер «2520» по направлению подготовки 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств;

· Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;

· Положения о порядке проведения практики студентов ПНИПУ;

· компетентностной модели выпускника ООП по направлению подготовки 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств, профилю 01 Автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении и энергетике, утверждённой «24» июня 2013 г.;

· рабочего учебного плана очной формы обучения по направлению подготовки 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств, профилю 01 Автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении и энергетике, утверждённого «29» августа 2011 г.

Программа согласована:

с рабочими программами дисциплин, участвующих в формировании компетенций и их составляющих:«Социология и политология» (Б1.В.01),. Математика 1(Б2.Б.1), Физика (Б2.Б.2), Математика 2 (Б2.В.1), Теория автоматического управления 1 (Б3.Б.5), Метрология, стандартизация и сертификация (Б3.Б.6), Теория автоматического управления 2 (Б3.В.2), Технологические процессы автоматизированных производств 2 (Б3.В.5), Введение в направление (Б3.В.6).

Разработчик: ст. преп. М.А.Шергина

Рецензент: канд. техн. наук, доц. Т.Н. Иванова

Программа учебной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры автоматизации, информационных и инженерных технологий ЧФ ПНИПУ «09» февраля 2015 г., протокол № 22.

Заведующий кафедрой автоматизации,

информационных и инженерных технологий,

канд. техн. наук, доц. Т.Н. Иванова

Программа учебной практики одобрена методической комиссией факультета профессиональной подготовки «____» ____________ 20___ г., протокол № _____.

Председатель методической комиссии

ЧФ ПНИПУ Т.А. Черепанова

СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

микропроцессорных средств автоматизации,

канд. техн. наук, доц. А.Б.Петроченков

Начальник управления образовательных

программ, канд. техн. наук, доц. Д.С. Репецкий

Введение

Учебная практика предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 220700.62 «Автоматизация технологических процессов и производств», профилю подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств в машиностроении и энергетике». Она является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Учебная практика, являясь одним из важнейших этапов обучения, способствует закреплению полученных теоретических знаний и приобретению практических навыков работы в сфере автоматизации технологических процессов и производств.

Во время учебной практики студент получает основные сведения для выбора будущей специальности, выполнения студенческих исследовательских работ. Проведение учебной практики предоставляет необходимые знания для освоения дисциплин направления подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств», выполнения курсовых проектов.

Целью учебной практики является освоение студентами практических навыков в области автоматизации технологических процессов и производств, управления жизненным циклом продукции, разработки компьютерных систем управления ее качеством. Для достижения поставленной цели студент должен в процессе прохождения практики научиться решать следующие профессиональные задачи в соответствии с осваиваемыми компетенциями и видами профессиональной деятельности:

- сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования технических средств систем автоматизации и управления производственными и технологическими процессами, оборудованием, жизненным циклом продукции, ее качеством, контроля, диагностики и испытаний(в области проектно-конструкторской деятельности),

- способность к практическому освоению и совершенствованию систем автоматизации производственных и технологических процессов, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством (в областипроизводственно-технологической деятельности).

Учебная практика проводится в сторонних организациях, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Наряду с выполнением обязанностей на рабочем месте студенты работают над выполнением основных разделов индивидуального задания. Индивидуальное задание на практику разрабатывается руководителем принимающей организации и утверждается заведующим кафедрой. Основными разделами задания являются:

- информационный поиск – подбор литературы по данной проблеме, вариантам решения, по связанным с темой экономическим, экологическим и др. вопросам;

- выполнение теоретических и экспериментальных исследований по теме работы студента.

Организационное руководство практикой осуществляют руководители практики из числа преподавателей кафедры «Автоматизации, информационных и инженерных технологий», утвержденные приказом ЧФ ПНИПУ.

Учебная практика рассчитана на период двух недель в объеме 108 академических часов. Время прохождения практики определяется в соответствии с календарным графиком согласно приказу ПНИПУ.

Описание планируемых результатов обучения при прохождении практики

Описание планируемых результатов обучения при прохождении практики представлено в виде компетенций студента, формируемые в результате прохождения практики.

Выполнение учебной практики обеспечивает формирование следующих планируемых результатов освоения образовательной программы в виде заданных компетенций:

- способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-1).

Планируемые результаты учебной практики формируются частями заданных компетенций:

ОК-3.Б5.П1 – Умение работать в коллективе.

ОК-8. Б5.П1 – Наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности.

ПК-1.Б5.П1 – Способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов, средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний.

По итогам прохождения учебной практики обучающийся должен демонстрировать результаты образования, представленные следующими компонентами частей компетенций:

Знать:

- социально-психологические особенности коллективного взаимодействия (ОК-3.Б5.П1-з1);

- перспективы развития автоматизации технологических процессов и производств (ОК-8.Б5.П1-з1);

- технологические процессы и соответствующее производственное оборудование в подразделениях предприятия – базы практики (ПК-1.Б5.П1-з1);

Уметь:

- вести диалог, деловой спор, общаться в коллективе, работать в команде (ОК-3.Б5.П1-у1);

- принимать и реализовывать решения на основе групповых интересов (ОК-3.Б5.П1-у2);

- оценить социальную значимость своей будущей профессии (ОК-8.Б5.П1-у1);

- применять методы и технологии анализа исходных информационных данных для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации этих процессов (ПК-1.Б5.П1-у1);

Владеть:

- навыками проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации (ПК-1.Б5.П1-в1).

Структура и содержание практики

Объем практики составляет 3 зачетных единицы, продолжительность практики составляет 2 недели (108 академических часов).

Таблица 1 – Структура учебной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Всего, час. Основные виды работы на учебной практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля и промежу-точной аттестации
Ознако-митель-ные лекции, собрание Инструктаж по технике безопасности Сбор фактического и литературного материала   Обработка, систематиза-ция факти-ческого и литературного материала
1 этап (начальный)     Проверка конспектов, собеседо-вание
2 этап (основной) (сбор, обработка и анализ полученной информации)     Проверка материалов, собеседо-вание  
3 этап (итоговый) (подготовка отчета по практике)         Зачет по практике (проверка отчета, защита отчета) – 4 час.
  Всего: 108 ак.час.

Таблица 2 – Содержание учебной практики

Наименование разделов и тем практики Результаты обучения при прохождении практики (формируемые компетенции и их компоненты) Содержание учебной информации, необходимой для овладения компетенциями Описание показателей и критериев оценивания сформированности компетенций Связь с учебными дисципли-нами
1 этап (начальный) Вводное занятие   Задачи и краткое содержание учебной практики. Вводный инструктаж по технике безопасности, противопожарной защите. Инструкции по охране труда, по противопожарной защите, технике безопасности. Документы уставные, нормативно-правовые документы.   Знает правила внутреннего распорядка, охраны труда, противопожарной защиты организации. Ознакомлен с системами и средствами автоматизации производствен-ных процессов, применяемыми на предприятии/ организации. Проверяется по качеству отражения указанных вопросов в Отчете по практике студента). Введение в направление; Теория автоматичес-кого управле-ния 1, 2; Социология и политология
2 этап (основной)   ОК-3.Б5.П1: ОК-3.Б5.П1-з1 – знает социально-психологические особенности коллективного взаимодействия; ОК-3.Б5.П1-у1 – умеет вести диалог, деловой спор, общаться в коллективе, работать в команде. ОК-3.Б5.П1-у2 – умеет принимать и реализовывать решения на основе групповых интересов.   ОК-8.Б5.П1: ОК-8.Б5.П1-з1 – знает перспективы развития автоматизации технологических процессов и производств; ОК-8.Б5.П1-у1 –умеет оценить социальную значимость своей будущей профессии.   ПК-1.Б5.П1: ПК-1.Б5.П1-з1 – знает технологические процессы и соответствующее производственное оборудование в подразделениях предприятия – базы практики; ПК-1.Б5.П1-у1 – умеет применять методы и технологии анализа исходных информационных данных для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации этих процессов; ПК-1.Б5.П1-в1 – владеет навыками проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации.     Документы, характеризующие организационную структуру пред-приятия или организации на которой студент проходит практику. Информационное обеспечение деятельности предприятия, организации, состав и функции, выполняемые каждым подразделением предприятия (организации).   Ознакомлен с делопроизвод-ством предприятия/ Организации. Знает организацию проектно- конструкторской, технологической, метрологической деятельности предприятия; должностные обязанности и инструкции работников. Знает технологические процессы и соответствующее производственное оборудование в подразделениях предприятия – базы практики. Знает правила эксплуатации средств автоматизации, измерительных приборов и технологического оборудования, имеющегося в подразделении, а также их обслуживания. Знает действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации средств автоматизации технологических процессов и производств, автоматических и автоматизирован-ных систем контроля, диагностики, испытаний и управления. Знает правила оформления технической документации Умеет работать в коллективе. Умеет применять для разработки проектов автоматизации технологических процессов и производств, измерений, диагностики, испытаний и управления процессом современные информационные технологии. Проверяется во время зачета по практике. Введение в направление; Теория автоматичес-кого управле-ния 1,2; Метрология, стандартиза-ция и сертификация Технологические процессы автоматизированных производств2 Философия, Социология и политология
3 этап (итоговый) Обобщение материалов. Оформление отчета по практике Иметь способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям. Знать нормы современного русского литературного языка, основные принципы и правила, на которых строится содержание и композиционно-логическая структура устного выступления, формы и средства взаимодействия оратора и аудитории. Знать действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации автоматизирован-ных технологических процессов и производств. Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Уметь самостоятельно разработать текст и конспект речи в соответствии с темой, целью выступления, с учетом специфики аудитории; подготовить и провести публичное выступление; Владеть навыками литературной, деловой, публичной, научной письменной и устной речи. Материалы, собранные в результате практики Владеет способами обработки и систематизации статистических, документальных, нормативных и иных источников документации, научных публикаций по теме. Умеет проводить анализ, обобщение полученных результатов и их оформление в соответствии с требованиями ГОСТ. Проверяется по качеству выполнения индивидуального задания, представленного в Отчете по практике студента.     Философия, Социология и политология

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

При организации практики студента как вида учебной деятельности в основном используются практико-ориентированные технологии обучения, развивающие навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества и включающие в себя:

- ситуационно-ориентированные технологии (проведение ситуационных ролевых игр, тренингов и т.п.);

- личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие индивидуализацию содержания и форм выполняемых работ;

- технологии, основанные на проектном подходе, ориентированном на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность студентов;

- деятельностно-ориентированные технологии (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности);

- технологии, основанные на проведении групповых дискуссий;

- технологии, реализуемые с использованием анализа и решения ситуационных задач и т.д.

Во время прохождения учебной практики студент использует современные компьютерные системы, Интернет-ресурсы, библиотечные ресурсы учебного заведения и программное обеспечение предприятия (вуза).

Наши рекомендации