Занятие 5. Социологический реализм Э.Дюркгейма
Понятие социального факта. Социальный факт как основа социальной реальности, несводимой к другим формам реальности (биологической, психологической и т.д.). Социологический антиредукционизм. Метод социологизма. Объективность социального факта и его принудительная сила. Призыв «рассматривать социальные факты как вещи». Морфологические и духовные факты. Коллективное сознание и его содержание. Роль разделения труда в развитии общества. Типы социальной солидарности: механическая и органическая. Взаимосвязь между социальной солидарностью и типом права.Аномия как ценностно-нормативный вакуум. Исследование самоубийств с позиций социологизма.
& Литература:
1. Дюркгейм Э. Разделение труда. Метод социологии. М., 1992.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.
4. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
5. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.
6. История социологии. Минск, 1997.
7. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.
9. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.
10. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.
11. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.
12. Осипова Е.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001.
13.Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003. С. 8 – 15.
Контрольные вопросы к теме:
1. Что такое в понимании Дюркгейма социальный факт?
2. Что означает призыв «рассматривать социальные факты как вещи»?
3. В чем выражается принудительная сила социального факта?
4. Каким образом, с точки зрения Дюркейма, разделение труда играет определяющую роль в развитии общества?
5. Как Дюркгейм характеризует механический и органический типы солидарности?
6. Что является «видимым символом социальной солидарности»?
7. Каким образом юридическая концепция общества зависит от типа социальной солидарности?
$Тема эссе:
Самоубийство: исследование с позиции социологизма.
Литература:
1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Спб., 1998.
Занятие 6. «Понимающая» социология М.Вебера.
Социология, «свободная от ценностей». Концепция идеальных типов. Чистые и генетические идеальные типы. Социологический номинализм. Теория социального действия. Социальное действие и «понимание». Типы социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Рационализация социального действия как тенденция исторического процесса. Учение о формальной рациональности. Теория легитимного порядка. Понятие эмпирической легитимности. Гарантии легитимности порядка: внешние (условность и право) и внутренние (эмоции, ценности, вера). Три основания легитимности: традиционное, легальное и харизматическое. Социология религии Вебера. Обусловленность экономической, политической и социальной жизни общества религиозной этикой. «Хозяйственная этика мировых религий». «Протестантская этика и дух капитализма».
& Литература:
1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
2. Вебер М. Город. Пг.(Петрогорад), 1923.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4. Вебер М. О буржуазной демократии в России. Социс. 1992. № 3.
5. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
6. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.
7. Давыдов Ю.Н. М. Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.
8. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
9. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.
10. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
11. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.
12. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1997.
13. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.
14. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.
15. Кюэн Ш.-А. Социологи и одержимость пониманием. Неопозитивистское прочтение Макса Вебера. - Социс. 2001. № 12.
16. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003. С. 8 – 15.
17. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1991.
Контрольные вопросы к теме:
1. Какова роль идеального типа в развитии социологического знания?
2. Какое действие, с точки зрения Вебера, можно назвать социальным?
3. Почему свою концепцию Вебер называет «понимающей социологией»?
4. Перечислите типы социальных действий в порядке убывания рациональности.
5. Чем Вебер обосновывает свой тезис о рационализации социального действия как тенденции исторического процесса?
6. Что такое «формальная рациональность»?
7. Чем эмпирическая легитимность отличается от нормативной?
8. Почему внутренние гарантии легитимности стабильнее внешних?
9. Каким образом религиозная этика, по мнению Вебера, определяет хозяйственную и политическую жизнь?
$Темы эссе: