ЗАНЯТИЕ 1. Реализм и символизм: эстетика и поэтика

  1. Концепция романаГ.Флобера: роман «Мадам Бовари»
  2. Поэтика сюжета романа «Мадам Бовари». Смысл подзаголовка.
  3. Флобер и традиция французского реализма первой половины XIX в.
  4. Проблема героя в романе. Идеал и действительность как способ самоопределения героя и читателя.
  5. Авторская позиция в романе.
  6. Символизм в театре: творчество М. Метерлинка. Одноактные пьесы. Феерия «Синяя птица».

Литература

  1. Метерлинк М. Синяя птица. Непрошенная.
  2. Флобер Г. Госпожа Бовари.
  3. Гюстав Флобер о литературе, искусстве, писательском труде. В 2-х томах. М., 1984.
  4. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. М,, 1993.
  5. Набоков В.В. Гюстав Флобер. Госпожа Бовари // В. Набоков. Лекции о зарубежной литературе. М., 1998.
  6. Ефременко О.С. Рождение принципов условной постановки в «неподвижном театре» Мориса Метерлинка // Вестник Новосибирского государственного театрального института. 2009. № 1. С. 32-44.
  7. Храповицкая Г.Н. Символ и символическое искусство // Культурология. 2008. № 1. С. 219-232.

ЗАНЯТИЕ 2. Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков

1. Эстетика натурализма. Натуралистическая картина мира и человека. История термина.

2. Теория натурализма у Э.Золя (ст. «Экспериментальный роман»). Э.Золя и И.Тэн. Представление о «научности» стиля. Принципы «куска жизни», «эксперимента», «иллюзионизма».

3. Художественная практика натурализма. Поэтика натуралистической прозы. «Тереза Ракен» Э.Золя как образец натуралистического романа.

4. Натурализм и реализм.

5. Новеллистка Ги де Мопассана. Эволюция жанра новеллы.

6. Натуралистические и реалистические тенденции в творчестве Мопассана.

Литература

  1. Золя Э. Тереза Ракен. Западня.
  2. Золя Э. Экспериментальный роман // Э. Золя. Собр. соч. в 26 тт. Т. 24.
  3. Мопассан Ги де. Новеллы.
  4. Мопассан Ги де. Статьи о литературе: Гюстав Флобер. Бальзак по его письмам. Эволюция романа в девятнадцатом веке // Ги де Мопассан. Полн. Собр. соч. в 12 тт. Т.11. М., 1958.
  5. Натурализм во Франции и творчество Э.Золя // Зарубежная литература конца XIX — начала XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др.; Под ред. В. М.Толмачёва. — М.:Издательский центр «Академия», 2003. С.49 – 76.
  6. Тэн И.-А. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: МГУ, 1987.

ЗАНЯТИЕ 3. Драматургия второй половины XIX века



  1. «Новая драма» как вектор развития европейского театра. Особенности тематики, сценического пространства, актерской игры.
  2. Драматургическое творчество Г.Ибсена: общая характеристика.
  3. «Кукольный дом»: социально-философская проблематика, композиционно-жанровые особенности.
  4. Интеллектуальная драма Б. Шоу. Авторское предисловие к пьесе «Дом, где разбиваются сердца»: композиция, содержательные задачи, эстетические функции.
  5. Система персонажей и образ капитана Шотовера.
  6. Смысл финала. «Интеллектуальный конфликт» и его сценическая функция.

Литература

  1. Ибсен Г. Кукольный дом.
  2. Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца // Б. Шоу. Полн. собр.пьес в 6 томах. Л., 1978- 1981 (авторские предисловия Б. Шоу смотрите по этому изданию).
  3. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // А. Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.
  4. История западноевропейского театра. Ч.2. Театр западной Европы XIX-XX веков. 1889-1917. М., 1984.
  5. Меркулова М.Г. Английская «новая драма» конца XIX – начала XX века: становление национальной модели драматургии // Филология и культура. 2013. № 2 (32). С. 157-160.
  6. «Новая драма» // Зарубежная литература конца XIX — начала XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др.; Под ред. В. М.Толмачёва. — М.:Издательский центр «Академия», 2003. С. 76 – 109.

МОДУЛЬ 2

ЗАНЯТИЕ 4. Характеристика литературных направлений и поэтика модернистского романа

1. Смысл названия романа Ф. Кафки «Замок».

2. Композиция романа: Землемер К. – Замок – Деревня (соотношение и их

взаимодействие в романе). Роль вставных новелл (назовите запомнившиеся

новеллы).

3. Основные темы романа (индивидуальное приключение души, подчиненность

повседневному, одиночество, вина…).

4. Оппозиция «Я» и «ДРУГИЕ» в романе «Замок» («Каждый человек безвозвратно

потерян в самом себе» – из дневниковых записей Ф.Кафки).

5. Роль и функция в романе помощников землемера К.

6. Женские образы романа (Фрида, Амалия, Ольга).

7. Концепция главного героя романа (землемер К.).

8. Философский смысл прихода героя в Деревню.

9. Надежда и абсурд в жизни героев Кафки.

10. Своеобразие писательской манеры Ф.Кафки.

11. Ваш вариант названия романа.

12. Д. Джойс и реформа зарубежного романа XX века.

Литература

1. Кафка Ф. Замок // ИЛ. 1988. №№ 1-3 и другие издания.

2. Колесников А.В. Процесс в замке (об отчуждении в литературе и о литературе) // Философские науки. 1991. № 10. С.150-161.

3. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., Логос, 1998.

4. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1994.

5. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.93-101.

6. Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки //ИЛ. 1995. №8.

7. Набоков В. Франц Кафка. Превращение //В.Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 2000. С. 325 - 364.

8. Кундера М. Кастрирующая тень святого Граты //Кундера М. Нарушенные завещания. М., 2004. С. 39 – 58.

9. Кундера М. Дороги в тумане // Кундера М. Нарушенные завещания. М., 2004. С.201 – 244.

10. Бакирова Е.В. Протагонист как наблюдатель: структурирующая роль взгляда в романе Франца Кафки «Замок» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 368-372.

ЗАНЯТИЕ 5. Литература критического реализма XX века

1. К предыстории вопроса: варианты моделей идеального государства (Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон, С. де Бержерак, Ф.Рабле, Вольтер, Л.-С.Мерсье, Е.Замятин…).

2. Композиционные особенности романа О.Хаксли «О дивный новый мир» (оппозиция: Заоградный мир – Инкубаторий).

3. Основные темы романов О.Хаксли и Д.Оруэлла (государственное устройство, политика, власть, народ, производство, нравственность, религия…).

4. Забвение истории в тоталитарном государстве («История сплошная чушь» – Форд у О.Хаксли; «подновление» истории в романе Д.Оруэлла).

5. Человек в системе тоталитарного государства:

а) Джон в резервации и Инкубатории;

б) Уинстон Смит на службе и дома: отсутствие свободы.

6. Формы протеста против существующей системы:

а) «отравление цивилизацией» и попытка спастись бегством в мир Природы

(О.Хаксли);

б) мимикрия, тайный бунт против Системы, поражение (Д.Оруэлл).

7. Судьба науки и искусства в романах О.Хаксли и Д.Оруэлла.

8. Художественное начало романов О.Хаксли и Д.Оруэлла.

9. Язык в подчинении: глава «Новояз» романа Д.Оруэлла. Шекспировские аллюзии и их «угасание» в финале романа О.Хаксли.

Литература

Наши рекомендации