Социологический реализм Э.Дюркгейма.

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко­торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту­пает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу.Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека. К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Понятие социального факта.

Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.Соц.факты Д. подразделял на:

• морфологические (плотность населения);

• образующие материальный субстрат общественной жизни,

• духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Социальные факты существуют вне индивида и обладают по отношению к нему принудительной силой. Социальные факты необходимо рассматривать как вещи. Они проявляются объединенными действиями индивидов на основе коллективного сознания последних. Следовательно, социальное превосходит индивидуальное, отсюда требование подчинения индивидуального коллективному.

Коллективное сознание и его содержание.

Коллективное сознание, по Дюркгейму, формирует определенные образцы поведения индивидов, их нормы и ценности и т. д., которые существуют объективно в качестве социальных фактов. Признание объективности социальных фактов позволило ученому сделать вывод о том, что общество есть та область действительности, где действуют свои особые законы, независимые от сознания и воли отдельных индивидов. По Дюркгейму, социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача — не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни.Коллективное сознание - по Э. Дюркгейму – духовное единство общества:

– не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний;

– существующее независимо от индивидуальных сознаний в виде обычаев, морали, права, традиций, знаний и иных социальных факторов;

– оказывающее сильное влияние на индивидуальное сознание.

Коллективное сознание создает моральную общественную среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе. Формами коллективного сознания являются: коллективные представления и коллективные чувства.Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой.

Роль разделения труда в развитии общества.

Социальная солидарность возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.Органическая солидарность основана на разделении труда и ей соответствует кооператив.право.1893 г. – теория о разделении обществен.труда. Исследуя типы правовых отношений, отражающих солидарность в обществе, Дюркгейм доказывает, что разделение труда создает новый тип взаимодействия людей в обществе — органическую (или естественную) солидарность. В этом для него — социальная функция экономического процесса разделения труда, а.Именно в разделении труда индивид осознает свою зависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, Дюркгейм признавал и моральное разделение труда.

Типы социальной солидарности: механическая и органическая.

Типы социальной солидарности.

Механическая солидарность преобладает, по Э. Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах. Это, используя его собственную терминологию, солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего: язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде устных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Это солидарность по принципу «свой – чужой».

Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах, – это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь, чем дальше, тем сильнее отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись: обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих «социальных частиц». Каждый из людей по отдельности несовершенен, дополняя друг друга, они создают мощную интеграцию. Такой тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность. При всей убедительности выделения двух типов солидарности и утверждения о преобладании их в различных по уровню развития обществах дифференциация эта носит в значительной мере аналитический характер. Конечно, и в современных индустриальных обществах встречается немалое число проявлений механической солидарности: например, в основе семейных и родственных уз. Национальные, религиозные и даже партийно-политические отношения есть не что иное, как проявления механической солидарности, поскольку строятся на основе взаимосвязей типа «свой – чужой».

Метод социологизма.

Для понимания "социологизма" необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический. 1) Онтологическая сторона "социологизма", то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях: 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами". Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. Общая концепция человека: человек - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. 3. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения: значение же индивидуальной реальности признается вторичным. Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам. 2) Методологическая сторона "социологизма" тесно связана с онтологической и симметрична ей.

Взаимосвязь между социальной солидарностью и типом права.

Социальная солидарность основана на разделении труда ии для социального анализа социальной солидарности Дюркгейм обращается к анализам типов права. Социальная солидарность-это моральное явление. Видимый символ соц солидарности-право!

« Социальная жизнь. Повсюду где она существует, неизбежно стремиться принять определенную форму и организоваться, и право ничто иное, как сама эта организация в ее наиболее устоцчивом и точном выражении. В праве отражаются все существенные черты социальной солидарности: число различных отношений между людьми прямо пропорциональны числу определяющих их юридических правил.

И эти юридические правила он классифицирует в соответствии с различными санкциями, которые с ними связаны.Санкции бывают репрессивные и реститутивные

1. Репрессивные-они состоят в страдании, причиняемом индивиду или его принижении. Их цель-нанести ущерб имуществу и свободе индивида. Случай уголовного права. Уголовное право с репрессивными санкциями соответствует механической солидарности или солидарности по сходствам. Таоке право составляет основу юридических концепций низших обществ, в которых не развито индивидуальное сознание, а преобладает коллективное, племенное. Связь механ. Солидарности- это связь, нарушение которой составляет преступление.

2. Не обязательно влечет за собой страдание индивида, а состоит только в восстановлении прежнего порядка вещей. Приведение нарушения связей к их нормальной форме.

-тем, что инкриминируемый поступок силой приводится к норме или тем, что он аннулируется, те лишается социальной ценности.. Реститутивные санкции относятся к органической солидарности, связывают индивида с обществом только косвенно. Органическая солидарность вызывается разделением труда и ему соответствующему кооперативному праву, основанному на реститутивных санкциях. Чем примитивней об-во, тем больше доля уголовного права в системе права.

Связь механической солидарности-это связь нарушения, которое составляет преступление. Признаки преступления:

1. Оно задевает чувства всех нормальных индивидов об-ва.

2. Эти чувства сильно запечатлены в сознании

3. Они определены и могут быть понятыми раззлиичными способами

Преступление- это поступок, задевающий сильныие и определенные состояния коллективного сознания.

Наказание-это внушенная страстью реакция, различная по степени интенсивности, осуществляемая обществом через посредства установленного органа в отношении тех членов об-ва, которые нарушили правила поведения.

Правила, санкционируемые уголовным правом, выражают более существенный социальные сходства, т е общие чувства и состояния коллективного сознания, пораждающие согласия относительно общей реакции. Механическая солидарность прямо связвает индивида с обществом и материально выражается в уголовном праве. Наказание ,выделяет 3 признака: 1) Реакция внушающая страстью кол-го сознания ,различной интенсивности ( в наказании ,вместе с удовлетворением присутствует самозащита об-ва) 2)Реакция исходит от общества, 3) Осуществляется через посредство специально установленного органа

Понятие аномии.

Аномия—это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление.Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения.о Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. Аномия - это состояние ценностно-нормативного вакуума ,когда старе норма отмирают , а новые еще не сформировались. Аномия - продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами девиантного поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются или цели, или средства, или и то и другое сразу.

Исследование самоубийств.

Типы: 1)аномическое (Свойственно для развитых обществ с ограниченной солидарностью. Аномия – это состояние ценнотно-нормативного вакуума, когда старые нормы отмирают, а новые еще не сформировались. Состояние аномии- панический ужас. Носит массовый характер. Аномия делает человека не способного адаптироваться. Самоубийство делает связь между прогрессом просвещения и ростом чисел самоубийств, что одно не может развиваться без другого. Причины: состояние морального распада, дезорганизация, ослабление социальных связей, разрушение коллективного сознания и религиозности.). 2) Альтруистическое (Свойственно для низших органических слоев. Приобретают массовое явление. Обусловлены религиозно. Язычество, буддизм и альтруизм питают неуемлемую жажду самоубийства. Человек делает так, как обычай. ). 3) Эгоистическое ( Свойственно для развитого общества. Люди, которые не соотносят свои желания с другими. Желания не удовлетворяются и человек теряется.) 4) Фаталистические ( Существуют в военном обществе. Имеют индивидуальный характер).

Наши рекомендации