Жизнь и научная деятельность Э. Дюркгейма. Предпосылки социологии Э. Дюркгейма

Жизнь и научная деятельность Э. Дюркгейма. Предпосылки социологии Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Контом, Марксом и Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, потом поступил с третьей попытки в Высшую школу в Париже. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. Совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании». Обладая хорошими ораторскими способностями, Э.Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни.

На протяжении своей научной карьеры Дюркгейм стремился претворить в жизнь три основные цели. Прежде всего, он желал видеть социологию полноценной академической дисциплиной. Во-вторых, Дюркгейм пытался проанализировать то, как общества поддерживают свою сплочённость и слаженность в условиях модерна, когда религиозные и этнические факторы уже не способны служить связующим звеном человеческого общежития. Исследуя социальную интеграцию, Дюркгейм писал о праве, религии, образовании и иных институтах. Третий интерес социолога был связан с прикладными формами научного знания. В годы студенчества на Дюркгейма оказали влияния два неокантианца, Шарль Ренувье и Эмиль Бутру. Дюркгейм заимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к исследованию нравственности, антиутилитаризм и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма повлиял Нюма-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода. В качестве одного из фундаментальных влияний Дюркгейм воспринял социологический позитивизм Огюста Конта, искавшего способы применения метода естественных наук в областях знания, связанных с обществом.

Э. Дюркгейм о предмете социологии и о структуре социологического знания.

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).

Жизнь и научная деятельность Э. Дюркгейма. Предпосылки социологии Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Контом, Марксом и Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, потом поступил с третьей попытки в Высшую школу в Париже. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. Совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании». Обладая хорошими ораторскими способностями, Э.Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни.

На протяжении своей научной карьеры Дюркгейм стремился претворить в жизнь три основные цели. Прежде всего, он желал видеть социологию полноценной академической дисциплиной. Во-вторых, Дюркгейм пытался проанализировать то, как общества поддерживают свою сплочённость и слаженность в условиях модерна, когда религиозные и этнические факторы уже не способны служить связующим звеном человеческого общежития. Исследуя социальную интеграцию, Дюркгейм писал о праве, религии, образовании и иных институтах. Третий интерес социолога был связан с прикладными формами научного знания. В годы студенчества на Дюркгейма оказали влияния два неокантианца, Шарль Ренувье и Эмиль Бутру. Дюркгейм заимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к исследованию нравственности, антиутилитаризм и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма повлиял Нюма-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода. В качестве одного из фундаментальных влияний Дюркгейм воспринял социологический позитивизм Огюста Конта, искавшего способы применения метода естественных наук в областях знания, связанных с обществом.

Наши рекомендации