Возникновение феноменологии и этнометодологии

В 60-е годы с претензией на новый стиль теоретизирования (в отличие от стиля структурных функционалистов и радикальных эмпириков) стали выступать социологи-феноменологи. Их не устраивало представление о методологии как совокупности приемов, предназначенных для обнаружения неизменных свойств социальной реальности, отказ от попыток определить природу исследуемых социальных объектов, сугубо естественнонаучное отношение к анализу личности и ее деятельности. Для них сама социальная реальность представлялась как искусственная по своей природе, то есть сотворенная самими действующими индивидами. Наши представления о реально существующих объектах, подчеркивали социологи-феменологи, не отделимы от них самих; и наоборот, объекты, с которыми мы имеем дело, тесно связаны с нашими представлениями об этих объектах, зависящих от накопленного каждым из нас социального опыта.

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Традиция рассматривать социальные феномены как конституируемые (становящиеся объектами) посредством интерпретирующей деятельности членов общества была заложена австрийским (затем американским) философом и социологом А. Шюцом (1899-1959)в 50-х годах. Исследуя структуру повседневного мышления, Шюц разработал концепцию интерсубъективного мира повседневной жизни. Этот мир, с его точки зрения, существовал до нашего рождения и интерпретировался нашими предками как социальный мир. С это й интерпретацией можно познакомиться в семье и школе. В организованности интерсубъективного мира можно убедиться и при личном знакомстве с ним. Наличный опыт взаимодействия подтверждает или отвергает наши ожидания типичных соответствий. Социальная реальность представляет для нас как субъектов действия существующий до нас интерсубъктивный мир; только благодаря воспитанию и обучению в семье и школе, накоплению собственного опыта взаимодействия с окружающими нас людьми мы в состоянии приобщиться к интерсубъективному миру; такое приобщение позволяет нам ставить перед собой реальные цели и достигать их.

Феноменологи не ограничивают анализ структуры социального мира выделением из всей совокупности отношений между людьми только прямых межличностных (партнерских). Взаимодействие современников может носить опосредованный характер. А. Шюц выделял также и отношения современников с предшественниками, а также отношения современников с преемниками. Действительность является основой для формирования научных понятий, удовлетворяющих потребности повседневной практики.

Такой подход к анализу структуры социального мира позволил А.Шюцу уточнить содержание понятий, которыми оперировали функционалисты, исследуя социальную структуру общества как социальной системы: «социальное действие», «социальная функция», «социальная роль». Социальное действие, с точки зрения А.Шюца,- это продуманное, спроектированное поведение человека во взаимодействии с другими людьми.

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Этнометодология Г.Гарфинкеля. Г. Гарфинкель (р. 1917)разработал этнометодологию как целый ряд методов превращения повседневных действий индивидов в очевидно разумные и практически объяснимые. Он рассматривал все социальные события и действия как одинаково важные предметы социологического иссле дования. Чтобы при интерпретации социальных событий и действий социолог смог учесть их специфику, он должен не обращаться к терминам специального научного языка, а использовать те выражения разговорной речи, в которых наиболее полн о фиксируется эта специфика и которые в процессе интерпретации событий и действий обнаруживают свою собственную рациональность. Такие выражения он объясняет индексичными и считает, что предмет этнометодологии составляют навыки и техника использования рациональных свойств индексичных выражений в повседневной жизни [3].

Этнометодологи изучают методы, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир. Социальная жизнь упорядочена только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла социальной жизни.

Анализируя жизнь современного общества и его отдельных структурных образований, феноменологи стараются действовать в духе положений этнометодологии Гарфинкеля о том, что: только участникам взаимодействия удается настолько полно совместить их с точки зрения на происходящие с ними события и собственные действия, насколько всем им удается составить общее представление о конкретных условиях протекания этих событий и осуществления этих действий; не все интерпретируемые взаимодействующие события и действия интерпретируются одновременно, они интерпретируются систематически и в определенной последовательности в интерпретации и от биографий участников взаимодействия. Важнейшая предпосылка развития и передачи научного знания - замена индексичных выражений объективными.

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Г. Гарфинкель исходит из того, что для осмысления социального мира члены общества в повседневной жизни используют так называемый документальный метод - части образца (например, наличие типичных признаков явления или предмета) представляют как “документ”, предполагающий существование образца.

По Гарфинкелю, в повседневной жизни люди постоянно соотносят части образца для описания ситуации в целом, а также для упорядочения социальной реальности. Эксперимент: студентов попросили кратко изложить свою личную проблему, по которой они нуждались в совете, а затем задать вопросы специалисту-психотерапевту, специалист находился в соседней комнате, и участники эксперимента не могли видеть друг друга. При этом на вопросы студентов психотерапевт мог отвечать только “да” или “нет”. Студенты не знали, что ответы “да” или “нет” были заранее предопределены в соответствии с таблицей случайных чисел. Несмотря на то, что ответы были произвольны и не имели отношения к содержанию вопросов, студенты сочли их полезными и осмысленными.

Эксперименты такого рода проливают свет на то, как люди в целом в своей повседневной жизни постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир. Этот эксперимент также иллюстрирует центральную идею этнометодологии – идею “индексации”, согласно которой смысл любого предмета или поведения обусловлен его контекстом, является “индексированным” в конкретной ситуации. Отсюда следует программное положение этнометодологии: черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.

Основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, противопоставляемой рациональности научной. Социолога-феноменолога, полагает Гарфинкель, как и функционалиста, интересуют процессы социализации личности и интеграции общества. Однако если в основе парсоновской теории социализации лежит понятие интернализации, то теория социализации, по Гарфинкелю, основана на понятии идентификации, т.е. причисления себя к какой-либо группе.

Феноменологическая социология, марксизм и неомарксизм. Если точки зрения на социальный мир и его природу функционалистов и феноменологов слишком разнятся, считает Гарфинкель, то у феноменологов и марксистов можно найти во взглядах на природу социального нечто общее. Феноменологи признают определенное влияние марксизма на социологию, полагая, что под влиянием марксистского анализа диалектических отношений практики как самосознающей деятельности и исторических условий ее возникновения формировалась и феноменологическая парадигма, то есть исследование проблемы порождения обыденных миров.

Социологи-неомарксисты не сомневались в том, что черты личностей, сформированные в определенных социальных условиях, значительно влияют на организацию общества как социальной системы, и одними из первых попытались определить степень такого влияния [3].

Энтони Гидденс (р. 1938), британский социолог. Ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через социальные действия осуществляется воспроизводcтво структур. Для описания этого взаимодействия Гидденс использует термин “structuration” (структурация). Таким образом, люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры [3].

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru В социальной жизни Гидденс различает два вида структур: правила и ресурсы. Правила - это процедуры, которым индивиды могут следовать в социальной жизни. Ресурсы могут быть локализованными (полезные ископаемые, земля, средства производства) или властными (способность одного индивида подчинить себе другого). Властные ресурсы могут существовать лишь в том случае, если они воспроизводятся в процессе человеческой интеракции.

Социальная система как образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве (например, государство или бюрократия - образцы поведения на какой-то период времени). Люди – агенты, пользующиеся «общим знанием», как вести себя и поступать с вещами.

Для социолога само понятие “агент” предполагает людей, способных трансформировать окружающий их мир посредством своих действий, а также воспроизводить его. Агенты стремятся к стабильности общества.

Представление о двойственности структуры, по мнению Гидденса, позволяет разрешить спор между детерминистами, которые верят, что человеческое поведение всецело зависит от внешних сил, и волюнтаристами, считающими, что люди, обладая свободной волей, действуют только в соответствии со своими желаниями. Ни первые, ни вторые в принципе не правы, но в каждой позиции есть элементы истины. Он полагает, что только в исключительных обстоятельствах, когда используется непосредственная физическая сила, люди не свободны в своих действиях. Во всех остальных случаях, даже тогда, когда люди заявляют, что у них нет выбора, на самом деле у них есть возможность сделать что-то иначе.

В обществе поведение людей, по Гидденсу, безусловно, сдерживается наличием властных отношений: то, что ограничивает одного, позволяет другому действовать более разнообразно.

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Чтобы социология смогла преодолеть разрыв между действием и структурой, потребуются, заявляет Гидденс, новые исследования возможностей воспроизведения структуры под влиянием целенаправленных действий людей-агентов [3].

Ален Турен (р. 1925) – французский социолог. Акционализм, дополняющий функционалистские и структуралистские концепции.

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Основные темы акционалистского анализа – историческое сознание, социальность как осознанное отношение к другому и экзистенциальное, или антропологическое, сознание. Социология Турена ориентирована на практику и становится активным фактором форм ирования общественных движений и изменений [3].

Предметом социологии Турен считает социальные отношения, которых, однако, не бывает в “чистом” виде, поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся в движении.

Общество – это не только воспроизводство и приспособление, но и творение, само-производство. Данное свойство общества – самонаблюдение и самоопределение своей практики – Турен именует “историчность”.

«На наших глазах возникают общества нового типа» - постиндустриальное или технократическое, но чаще всего программируемое. Доминирующим фактором развития становятся не экономические условия (при росте экономики), а социальные силы, особенно способность к планированию, организации и контролю. Основная проблема современного общества – не эксплуатация как экономическое условие, а отчуждение, которое Турен рассматривает в рамка общественных отношений: «Наше общество – это общество отчуждения, но не потому, что оно толкает людей в нищету или использует принуждение полицейского характера, а потому, что оно соблазняет, манипулирует, интегрирует» [3].

В программируемом обществе общественная интеграция – не только участие в процессе труда, но и вовлечение индивидов в тотальную систему коммуникации; культурная манипуляция затрагивает потребности и характер поведения во всех сферах жизни, политический контроль силен, как никогда ранее. Отчужденный человек в таком обществе соучаствует и остается зависимым, поскольку соучаствует лишь в той мере, в какой это допускает правящий класс. Это «зависимое участие» определяет отчуждение, но оно служит также уменьшению социальных конфликтов и характеризует отношения между развитыми и развивающимися странами.

В программируемом обществе господствующими группами становятся технократы, бюрократы и инженеры.

Турен считает, что сейчас само понятие социологии сомнительно, поскольку исчезает понятие общества. Это целое сегодня находится в состоянии распада, потому что значительная часть нашей жизни имеет теперь не национальный, а транснациональный характер и потому что целое все меньше основывается на законном порядке и все больше напоминает своего рода менеджмент, причем люди перестают чувствовать себя гражданами. Социальное мышление разрушается. На первый план выходит вопрос: «Когда уже не существует трансцендентных принципов легитимации социального порядка, может ли быть социальная жизнь чем-то иным, чем сплетением интересов, монетарных отношений обмена, стратегий власти, способов обогащения и развлечения?» [3].

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. В чем сущность феноменологии как социологического направления? С какими именами связано его становление и развитие?

2. Что означает «концепция интерсубъективного мира повседневной жизни» А. Шюца?

3. Что означает термин «этнометодология» согласно Г. Гарфинкелю?

4. Поясните следующую цитату Г. Гарфинкеля: «Социальная жизнь упорядочена только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла социальной жизни».

5. Что лежит в основе социализации индивида по Г. Гарфинкелю?

6. Что означают термины «структурация» и «агенты» в учениях Э. Гидденса?

7. Что А. Турен считал предметом социологии? Каковы суждения исследователя о постиндустриальном обществе?

Неофункционализм

Интерес к вопросу о взаимосвязи и взаимодействии между чертами личностей и организацией общества как социальной системы неомарксисты не только не утратили в 80-е гг., но и осознали необходимость еще больше сосредоточить свое внимание на решении этого вопроса, учитывая достижения всех социологических школ и направлений. Некоторые из них, заняв в теоретической социологии позицию, которая к середине 80-х гг. была определена как неофункционализм, прежде всего учли, что: социологи в исследовании эволюции общества обязаны принимать во внимание все точки зрения различных социальных сил.

Общество неофункционалисты стали рассматривать как исторически определенную социальную систему и конкретный жизненный мир, как интерсубъективную и изначально очевидную данность мира самих субъектов жизнедеятельности. Ставшие неофункционалистами бывшие неомарксисты не отказываются от анализа общества со стороны его материального производства и в то же время интересуются коммуникативной рационализацией жизненного мира. Этот подход к исследованию общества и насущных общественных проблем наиболее полно проявился в творчестве немецкого социального философа и социолога Юргена Хабермаса (1929 г.р.), особенно в его работах «Теория коммуникативного действия» (1981) и «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990) [3].

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Cинтез концепции рациональности социального действия и концепции интеракции. Признавая необходимость системно-функционального анализа социальных явлений и процессов, Ю.Хабермас прослеживает повышение продуктивности капиталистической социальной системы, с одной стороны, за счет спецификации совокупно общественных функций, следовательно, за счет более высокого уровня дифференциации всей системы, а с другой стороны, за счет возрастающей подверженности ее кризисам.

Разделяет все действия по ориентации акторов на коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат.

Теория коммуникативного действия должна быть социальной теорией, которая стремится утвердиться как критическая. Связь коммуникативного действия и социальной критики затрагивает понятие рациональности. Если “труд” является сферой инструментального действия, в которой рациональность зависит от того, достигнута цель или нет (инструментальная рациональность), то в “интеракции” речь идет о соглашении, о переводе действия из монологического в диалогическое, а следовательно, о коммуникативной рациональности.

Господство определяется по отношению к коммуникации как неравные коммуникативные условия, требующие стратегии «против кого-то», а не консенсуса «с кем-то». Два типа действий: ориентированные на успех и ориентированные на понимание [3].

Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит понятие жизненного мира как основы понимания, понятие «коммуникативной компетенции» (подразумевает знание социальных условий и их интерпретации). По своей сути коммуникативная компетенция ориентирована на понимание и поэтому является интерсубъективной и диалогической; она нацелена на становление смысла и значения языковых выражений через коммуникацию.

Жизненные миры с повседневной коммуникативной практикой находятся в состоянии постоянного обмена с экономикой и государственным аппаратом через выполнение членами общества многообразных социальных функций, социальных ролей. Он различает три фундаментальных ресурса общественной интеграции: деньги, власть, взаимопонимание и солидарность. Границы жизненного мира должна защищать политическая коммуникация, зрелость которой зависит от культурного потенциала, накопленного обществом в ходе коммуникативной рационализации жизненного мира.

Накопление культурного потенциала общества в определенной степени связано с его модернизацией, в ходе которой у людей растет «сознание морально-психологической автономии», то есть они начинают понимать, что сами должны принимать решения по нормам совместной с другими людьми жизни и что эти нормы необходимо им самим вырабатывать с учетом определенных традиций совместного проживания.

Анализируя отношение действующего человека к миру, Хабермас выделяет в первую очередь стратегический аспект действия (действующий человек - объективный мир). В теории коммуникативного действия субъективный и объективный миры четко различаются. Поэтому в определении действия имеется в виду стратегический, норморегулирующий, драматургический аспект, подчеркивается взаимодополняемость всех этих аспектов. Ю.Хабермас выступает против претензии на всеобщность универсалистских принципов морали [3].

Центральным понятием теории коммуникативного действия является «дискурс» – аргументация и понимание людей с общим жизненным миром, связанные с коммуникативной рациональностью, освобожденной от инструментально-рациональных связей.

Понимает общество на двух уровнях: как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизводство или самоинтерпретация; как “систему” действий, каковой общество кажется постороннему наблюдателю. Система и жизненный мир – это два различных способа понимания мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний.

Жизненный мир – это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем трем мирам. Интерпретация происходит в какой-то конкретной “ситуации” – “отрывка” из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий.

Выделил в историческом развитии общества следующие этапы: неолитические общества, развитые культуры и модерновые общества.

Основной проблемой и спецификой современности, по Хабермасу, является разъединение системы и жизненного мира, что выражается в процессе овеществления современных жизненных миров и все большей их провинциализации. Жизненный мир становится достоянием частной жизни и выпадает из социальной системы, которая включает в себя деньги и власть, не зависящие от языка и коммуникации среды. Это означает не что иное, как поглощение жизненных миров системами.

На стыке между системой и жизненным миром возникают новые конфликты (проблематика окружающей среды, сверхсложность, перегруженность коммуникативных структур и т.п.). Поэтому невозможно понять проблемы современного общества, анализируя только системные процессы; необходима их критика на основе противоположной системному рассмотрению концепции, например, на основе анализа коммуникативного действия с позиций жизненного мира.

Хабермас считает, что критическая теория не должна заниматься идеологиями, поскольку характерной чертой современности является фрагментация обыденного сознания и колонизация его системами. Распад общего понимания жизненных миров обусловливает конец идеологий; место “ложного сознания” занимает фрагментарное сознание. Точно так же устаревшим становится понятие классового сознания, и поэтому критическая теория общества должна обратиться к критике культурного обнищания и исследованию условий для воссоединения рационализованной культуры с повседневной коммуникацией, основанной на витальной передаче от поколения к поколению [3].

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Системная теория Н.Лумана. Исследование противостояния человека, как целостной личности, и общества, как универсальной социальной системы, можно найти в работах коллеги Ю.Хабермаса по перу и соотечественника Никласа Лумана (1927 г.р.). Основные из этих работ: «Теория общества или социальная технология?», написанная совместно с Хабермасом и опубликованная в 1971 г., и «Социальная система» (1984). Во второй половине 80-х годов он занимается решением вопроса о самоописании современного общества, совершенствуя разработанную им в 70-х гг. системную теорию. В этой теории он радикализует функционализм Парсонса, учитывая достижения социологов-феноменологов. В отличие от Парсонса, он представляет социальные системы как более динамичные образования, возникающие в процессе выработки определенного согласия между участниками взаимодействия по поводу их действий и переживаний. Поэтому социальное действие в той или иной социальной системе Луман рассматривает как событие для этой системы, так как от каждого действия, соотносимого действующим лицом с другими действиями в данной системе, зависит существование и развитие такой системы.

Общество как социальная система, с точки зрения Н.Лумана, на основе коммуникации вычленяется из окружающего его мира и представляет собой операционально замкнутую социальную систему. Оно выступает как единое образование благодаря своему отличию от окружающего мира. Общество как социальная система эволюционирует в процессе более полного вычленения из окружающей среды. Так же как Дюркгейм, а затем и Парсонс, Н.Луман различает по типу дифференциации сегментарное общество народов с архаическими устоями жизни и стратифицированное общество с высокой общей и прежде всего материальной культурой.

Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru Дж. Александер о неофункционализме. Исследуя теоретическую логику в социологии, американский социолог Дж. Александер (1945 г.р.)в начале 80-х годов приходит к выводу о том, что социальная наука развивается из-за стремления лучше понять эмпирическую реальность и увеличить концептуальные возможности. Новыми эмпирическими возможностями обусловливается переход от одной теоретической концепции к другой. Феноменологические теоретические концепции 70-х годов лучше отвечали потребностям разработки программ, организации и проведения эмпирических социологических исследований, чем теоретические постро ения структурных функционалистов 60-х годов. Поэтому феменологам в 70-е годы удалось сущест Возникновение феноменологии и этнометодологии - student2.ru венно «потеснить» структурных функционалистов в области теоретических изысканий. Но одновременно увеличенные собственными теоретическими концепциями социологи "забыли" о достижениях своих предшественников.

В 1985 гг. Дж. Александер вводит в научный оборот термин «неофункционализм», отмечая вступление функционалисткой традиции в социологии в этап реконструкции. Описывая социальные системы, неофункционалисты представляют их не как многообразные варианты конкретных взаимодействий целостных личностей, а как предельные возможности таких взаимодействий. Успешно решается вопрос преодоления разрыва между макро- и микросоциологией, формируется новая социологическая парадигма. Существенные сдвиги в социологическом анализе, произошедшие в 80-е годы, начинают учитываться при написании учебников по социологической теории в конце 80-х - начале 90-х гг. (Э.Гидденс, Р. Коллинз, Дж. Ритцер, Н. Смелзер).

Вопросы для контрольной проверки знаний:

1. Как рассматривали общество привержены неофункционализма? Кто впервые ввел данное понятие?

2. В чем смысл теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса?

3. Что означает термин «жизненные миры» согласно Ю. Хабермасу и какую функцию они выполняют?

4. Что означает категория «дискурс», занимающая центральное место в теории Ю. Хабермаса?

5. Какие исторические этапы развития общества выделял Ю. Хабермас?

6. Как представляет общество Н. Луман и почему? Что означает социальное действие, согласно ученому?

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Общество и природа в социальных учениях

2. Общество и человек в социальных учениях

3. Потребности и психологические (природные) особенности людей

4. Факторы исторического развития общества

5. Политическое устройство общества и власть

6. Государство и право в социальных учениях

7. Бедность и богатство (материальное благополучие)

8. Понимание «идеального» и «нормального» в общественной жизни

9. Социальное неравенство и дифференциация

10. Эмпирические исследования общественной жизни

11. Роль религии в общественной жизни

12. Война и мир, социальные противоречия

13. Организация экономической жизни общества, труда и быта

14. Индивидуализм и коллективизм

15. Вопросы собственности

16. Справедливость в учениях об обществе

17. Управление обществом

18. Индивидуальные, групповые и общественные интересы

19. Роль знаний, образования, разума

20. Права и обязанности человека

21. Конфликты и их изучение

22. Социальные системы и системный подход в социальных учениях

23. Структура общества

24. Поведение людей

25. Национальный вопрос

26. Интеграция социология с другими науками

27. Социальные ценности и нормы

28. Объяснение общества и общественной жизни

29. Социальные функции и их объяснение

30. Закономерности общественной жизни

31. Проблемы свободы и зависимости в обществе

32. Производство, распределение и перераспределение благ

Список рекомендуемой литературы:

1. Аберкомби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкомби, С. Хилл, Б. С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. – Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 1997. – 420с.

2. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.

3. Социология: учебник / Ю. Г. Волков [и др.] – М. : Гардарики, 2000. – 474 с.

4. Воронцов, А. В. История социологии. XIX – начало XX века: в 2 ч. Ч. 1: Западная социология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 423 с.

5. Воронцов, А. В. История социологии. XIX – начало XX века: в 2 ч. Ч. 2: Русская социология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 477 с.

6. Гайденко, П. П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. – Изд. 2-е, стереотипное. – М. : КомКнига, 2006. – 368 с.

7. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

8. Григорьев, С. И. Начала современной социологии: учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов – М. : Магистр, 1999. – 248 с.

9. Зборовский, Г. Е. История социологии: учебник / Г. Е. Зборовский. – М. : Гардарики, 2007. – 608 с.

10. Иванов, Д. В. Парадигмы социологии: учеб. пособие. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. – 72 с.

11. История социологии в Западной Европе и США : учебник для вузов / ответствен. редактор Г. В. Осипов. – М. : Издательство НОРМА, 2001. – 576 с.

12. История социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Елсукова [и др.] – 2-е изд, перераб. и доп. – Мн. : Высш. шк., 1997. – 381 с.

13. Капитонов, Э. А. Социология XX века. / Э. А. Капитонов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 512 с.

14. Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия для студентов вузов / А. И. Кравченко. – М. : Академия, 1997. – 352 с.

15. Кравченко, А. И. Социология: учеб. / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. – 536 с.

16. Курбатов, В. И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: учебное пособие / В. И. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 416 с.

17. Лоусон, Т. Социология. А-Я: словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод; пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М. : ФИАР-ПРЕСС, 2000. – 608с.

18. Общая социология. хрестоматия / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; пер. В. Г. Кузьминов; под общ. ред. Н. И. Лапина. – М. : Высш. шк., 2006. – 783 с.

19. Проблемы теоретической социологии. – С.-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 248 с.

20. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М. : Феникс, 1994. – 688 с.

21. Современная западная социология: словарь. – М. : Политиздат, 1990. – 432 с.

22. Сорокин, П. Система социологии: Части I, II, III / П. Сорокин. – Сыктывкар, 1991

23. Социология. Наука об обществе: учебное пособие / под общей редакцией проф. В. П. Андрущенко, проф. Н. И. Горлача. – Харьков : Институт востоковедения и международных отношений, 1996 – 668 с.

24. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.

25. Социология: учебное пособие / А. Н. Елсуков [и др.]; под ред. А. Н. Елсукова – Мн. : НТТТТ «ТетраСистемс», 1998. – 560 с.

26. Социология: учебное пособие / под ред. проф. Э. В. Тадевосяна. – М. : Знание, 1995. – 272 с.

27. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 912 с.

28. Фролов, С. С. Социология: учебник. – 3-е изд., доп. / С. С. Фролов. – М. : Гардарики, 1999. – 344 с.

Иллюстрационный материал:

1. Ксенофан Колофонский: википедия [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F1%E5%ED%EE%F4%E0%ED#mediaviewer/File:Xenophanes_in_Thomas_Stanley_History_of_Philosophy.jpg (дата обращения : 15.12.2014)

2. Демокрит, Эпикур и Аристотель [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.mlahanas.de/Greeks/Atoms.htm (дата обращения : 15.12.2014)

3. Socrates [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://meandyou.munix-music.de/9/greek-philosopher-socrates (дата обращения: 15.12.2014)

4. Платон [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.aip.org/history/cosmology/ideas/greekworldview.html (дата обращения : 15.12.2014)

5. Эпикур [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.apps-builder.com/user/preview/58167/iEpicurus (дата обращения : 15.12.2014)

6. Сервий Туллий [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://photo.scrolls.combats.com/~Servius Tullius (дата обращения : 15.12.2014)

7. Аквинский Фома [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://umich.edu/~engtt415/ethics/ (дата обращения : 15.12.2014)

8. Петрарка Франческо [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.bridgemanimages.com/de/search/keyword/cowl (дата обращения : 15.12.2014)

9. Помпанацци Пьетро [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://wreferat.baza-referat.ru/Помпонацци (дата обращения : 15.12.2014)

10. Аврелий Августин [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://hristiane.info/page/5595/?cat=0 (дата обращения : 15.12.2014)

11. Мор Томас [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.timetoast.com/timelines/st-thomas-more-autobiography (дата обращения : 15.12.2014)

12. Кампанелла Томмазо [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://blogrider.ru/blogs/164802/posts/id/5540527/5_sentyabrya_v_istor…Томмазо Кампанелла (Tommaso Campanella) (дата обращения : 15.12.2014)

13. Левкипп [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.tcd.ie/trinitylongroomhub/events/details/2014-04- (дата обращения : 15.12.2014)

14. Де Местр Джозеф [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.searchquotes.com/quotes/author/Joseph_Marie_De_Maistre/1225… (дата обращения : 15.12.2014)

15. Милль Джон [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Society/Ideology/image1979218_Джон_Стюарт_Мил… (дата обращения : 15.12.2014)

16. Спенсер Герберт [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.dailykos.com/story/2012/04/09/1081885/-Social-Darwinism-Fro… (дата обращения : 15.12.2014)

17. Токвилль Луи [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.emersonkent.com/history_notes/alexis_de_tocqueville.htm (дата обращения : 15.12.2014)

18. Сен-Симон Анри [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://blogerma.ru/?p=3754 (дата обращения : 15.12.2014)

19. Фурье Шарль [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://fixquotes.com/authors/charles-fourier.htm (дата обращения : 15.12.2014)

20. Конт Огюст [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://groundupradio.com/images/auguste-comte-sociology (дата обращения : 15.12.2014)

21. Конт Огюст [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.thg.ru/education/200508101/print.html (дата обращения : 15.12.2014)

22. Спенсер Герберт [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://mirnash.ru/educator44.htm (дата обращения : 15.12.2014)

23. Спенсер Герберт [Электронный ресурс] .– Режим доступа: http://www.countries.ru/library/culturologists/spenser.htm (дата обращения : 15.12.2014)

24. Спенсер Герберт [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=273 (дата обращения : 15.12.2014)

25. Маркс Карл [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://vcpi.clan.su/blog/karl_marx_quotes_about_equality/2014-03-11-38 (дата обращения : 15.12.2014)

26. Маркс Карл [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://lichnosti.net/photo_13853.html (дата обращения : 15.12.2014)

27. Маркс Карл [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://eternaltown.com.ua/биографии/4233 (дата обращения : 15.12.2014)

28. Вебер Макс [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-106069.html?page=160 (дата обращения : 15.12.2014)

29. Вебер Макс [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://labazov.livejournal.com/802652.html (дата обращения : 15.12.2014)

30. Энгельс Фридрих [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2011/10/23/8521 (дата обращения : 15.12.2014)

31. Кетле Жак [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post121385510/ (дата обращения : 15.12.2014)

32. Виллерме Уильям [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.snipview.com/q/Louis-Ren%C3%A9%20Villerm%C3%A9 uis-René Villermé (дата обращения : 15.12.2014)

33. Ле Пле Гийом [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=85 (дата обращения : 15.12.2014)

34. Бут Чарльз [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=32 (дата обращения : 15.12.2014)

35. Раунтри Бенджамин [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://mostevent.ru/view_social.php?id=1713 (дата обращения : 15.12.2014);

36. Баули Артур [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.npg.org.uk/collections/search/portrait/mw99959/Sir-Arthur-Lyon-Bowley (дата обращения : 15.12.2014)

37. Ленгерке Александр [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://peoplecheck.de/s/alexander+von+lengerke (дата обращения : 15.12.2014)

38. Вирхов Карл [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://rusplt.ru/ww1/history/protiv-natsionalizma-i-patriotizma-14458.… (дата обращения : 15.12.2014)

39. Вебб Сидней и Беатриса [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://nhpproxy.webcreatif.ch/cgi-bin/cgiproxy/nph-proxy.cgi/111110A/h… (дата обращения : 15.12.2014)

40. Вебер Макс [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.cs.mcgill.ca/~rwest/link-suggestion/wpcd_2008-09_augmented/wp/m/Max_Weber.htm (дата обращения : 15.12.2014)

41. Дюркгейм Эмиль [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://holmogorow.nigilist.ru/obshestvoznanie/elite.htm (дата обращения : 15.12.2014)

42. Дюверже Морис [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://persons-info.com/persons/DIUVERZHE_Moris/ (дата обращения : 15.12.2014)

43. Лебон Гюстав [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.livelib.ru/author/226999/quotes (дата обращения : 15.12.2014)

44. Тард Габриэль [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Tard/tard.html (дата обращения : 15.12.2014)

45. Кули Чарльз [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://krugosvet.ru/node/35748 (дата обращения : 15.12.2014)

46. Теннис Фердинанд [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://newsland.com/index/news/tag/90768/page/2/ (дата обращения : 15.12.2014)

47. Лилиенфельд П. Ф. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1231 (дата обращения : 15.12.2014)

48. Данилевский Н. Я. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.rulex.ru/rpg/portraits/35/35684.htm (дата обращения : 15.12.2014)

49. Кули Чарльз [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://mobile.studme.org/127010125998/sotsiologiya/psihologicheskiy_evolyutsionizm_amerikanskoy_sotsiologii (дата обращения : 15.12.2014)

50. Морено Жан [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://psi-i.blogspot.ru/2013/05/blog-post_2603.html (дата обращения : 15.12.2014)

51. Ландберг Джордж [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.pomninas.ru/catalog/articles/--0/landberg__djordj_ (дата обращения : 15.12.2014)

52. Сорокин П.А., Мертон Роберт [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.sociolog.net/photo.html (дата обращения : 15.12.2014)

53. Дарендорф Ральф [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://megabook.ru/article/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84%20%D0%A0%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%84 (дата обращения : 15.12.2014)

54. Шюц Альфред [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.koob.ru/schutz_a/ (дата обращения : 15.12.2014)

55. Гарфинкель Гарольд [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://postnauka.ru/books/1852 (дата обращения : 15.12.2014)

56. Турен Ален [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/library:0126663 (дата обращения : 15.12.2014)

Учебное электронное издание

Елена Алексеевна Морозова

Анна Валентиновна Мухачёва

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

электронное учебное пособие

(тексто-графические учебные материалы)

Редактор

Технический редактор

Заказ №

Подписано к использованию

Объем 14 Мб

Кемерово: КемГУ, 650043, Кемерово, ул. Красная 6

Наши рекомендации