Примеры для самостоятельного решения
Пример 1. Студенты сдавали экзамены по математике и физике. Есть ли связь между результатами экзаменов (α = 0,01)?
: нет связи между результатами экзаменов.
Результаты экзаменов по математике | Результаты экзаменов по физике | |||
Пять | Четыре | Три | Два | |
Пять | ||||
Четыре | ||||
Три | ||||
Два |
Ответ: отклоняется.
Примеры 2-9. Студенты сдавали экзамены по математике, прослушав курс лекций. Через 2 года этот экзамен был повторен. Есть ли связь между результатами экзаменов? Доверительная вероятность равна p.
Результаты экзаменов сразу после лекций | Результаты экзаменов через 2 года | |||
Пять | Четыре | Три | Два | |
Пять | a | f | m | s |
Четыре | b | g | n | t |
Три | c | h | j | x |
Два | d | k | q | y |
Примеры 2 – 9 | ||||||||
a | ||||||||
b | ||||||||
c | ||||||||
d | ||||||||
f | ||||||||
g | ||||||||
h | ||||||||
k | ||||||||
m | ||||||||
n | ||||||||
j | ||||||||
q | ||||||||
s | ||||||||
t | ||||||||
x | ||||||||
y | ||||||||
p | 0,95 | 0,99 | 0,95 | 0,99 | 0,95 | 0,99 | 0,95 | 0,99 |
Глава 6. Многофункциональные статистические критерии.
Многофункциональные статистические критерии могут использоваться по отношению к самым разнообразным выборкам и позволяют решать задачи сопоставления уровней исследуемого признака, сдвигов в значении исследуемого признака и задачи сравнения распределений.
Суть многофункциональных критериев состоит в определении того, какая доля данных в выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом, и какая доля этим эффектом не характеризуется.
Критерий Фишера
Назначение критерия. φ* – критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок объемами n1 и n2 соответственно по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Он оценивает значимость различий между процентными долями этих двух выборок.
Ограничения критерия.
а) ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равна нулю;
б) ограничения на n1 и n2:
если n1 = 2, то n2 ≥ 30;
если n1 = 3, то n2 ≥ 7;
если n1 = 4, то n2 ≥ 5;
если n1, n2 ≥ 5, то возможны любые сопоставления.
Гипотезы:
: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Алгоритм подсчета φ* – критерия.
1. Определить процентные доли лиц, у которых есть исследуемый эффект, и тех, у которых этого эффекта нет. Сделать это для выборки 1 и выборки 2.
2. Из специальной таблицы по процентным долям лиц, у которых есть эффект, для каждой из сопоставляемых долей определить значения φ1 и φ2, где φ1 (φ2) – значение, соответствующее большей (меньшей) процентной доле.
3. Эмпирическое значение φ*эмп вычислить по формуле:
φ*эмп = (φ1 – φ2)· .
4. Задать уровень значимости α. По таблице VIII определить значение φ*кр.
5. Если φ*эмп > φ*кр, то гипотеза отклоняется на уровне значимости α. Если φ*эмп < φ*кр, то гипотеза принимается на уровне значимости α.
Пример. Две группы студентов в количестве 20 человек (n1 = 20) и 25 человек (n2 = 25) тестировались. В первой группе с тестом справились 12 человек, во второй группе – 10 человек. Процентные доли успешных студентов в первой и второй группах 60% и 40% соответственно. Значимо ли различаются эти процентные доли при данных n1 и n2? Уровень значимости α = 0,05.
Решение. Сформулируем гипотезы.
: Доля лиц, справившихся с тестом, в первой группе не больше, чем во второй.
: Доля лиц, справившихся с тестом, в первой группе больше, чем во второй.
Из таблицы X приложения определяем φ, соответствующее процентным долям в каждой из групп. φ1 (60%) = 1,772, φ2 (40%) = 1,369.
Теперь подсчитаем эмпирическое значение по формуле:
φ*эмп = (φ1 – φ2) ,
где φ1 – угол, соответствующий большей процентной доле;
φ2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;
n1 – объем выборки 1;
n2 – объем выборки 2.
φ*эмп = (1,772 – 1,369)· = 1,34.
При уровне значимости α = 0,05 в таблице VIII приложения найдем φ*кр = 1,64. φ*эмп < φ*кр, следовательно, гипотеза принимается. Доля лиц, успешно справившихся с тестом, в первой группе не больше, чем во второй.