Становление и основные этапы исторического развития социологии

А. А. Радугин, К. А. Радугин

СОЦИОЛОГИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Для студентов и преподавателей вузов, техникумов и учащихся старших классов школ, колледжей, гимназий, лицеев

МОСКВА «ВЛАДОС» 1995

[2]

ББК 87.6 Р156

Рецензенты: кафедра философии Воронежского лесотехнического института; Ю.Л. Ярецкий, канд. ист.наук, доц. кафедры политологии и социологии Воронежского государственного аграрного университета.

Социология: Курс лекций /А.А.Радугин, К.А.Радугин. - М.: Владос, 1995 - 192 с.

ISBN 5-87065-024-0

Курс лекций написан в соответствии с «Требованиями» (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально—экономические дисциплины».

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов и преподавателей вузов, техникумов, учащихся старших классов школ, колледжей, гимназий, лицеев.

[3]

ОТ АВТОРОВ

В настоящее время в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой реформы — изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей. Важными составляющими этого процесса являются гуманизация и гуманитаризация образования. Государство ориентирует преподавателей и студентов на освоение мирового, в том числе и отечественного социально-гуманитарного знания, преодоление имевших место в недалеком прошлом догматизма и идеологической тенденциозности. Значительная роль в процессе социально-гуманитарной подготовки принадлежит социологии. Главная функция социологического образования — сформировать социальное мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

18 августа 1993 года Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию принял директивный документ «Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В этом документе определяется тот круг проблем, которые должен знать каждый выпускник по каждой дисциплине данного цикла, а также отмечается, что этот минимум должен быть дополнен изучением материала по дисциплине, связанного с профилем вуза и научными интересами преподавателя.

Предлагаемый вам курс лекций по социологии представляет собой одну из первых попыток обобщить, систематизировать обширный теоретический материал по проблемам- курса, содержащийся в зарубежной и отечественной литературе. При разработке структуры курса, а также при содержательном рассмотрении вопросов авторы стремились максимально реализовать все требования государственного стандарта, а при изложении проблем — избегать односторонних оценок и интерпретаций и представить позиции ведущих специалистов. Курс лекций адресуется студентам и преподавателям вузов, аспирантам и научным работникам, учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев и колледжей.

[4]

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Предмет и объект познания социологии. Понятие социального.

Социология и другие науки об обществе.

Структура социологии.

Функции социологии.

1. С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения но самый разнообразным проблемам. Социологические службы парламента. Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и эконо­мическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенности уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллек­тивах, удовлетворенность населения транспортным обслу­живанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы препо­давателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социо­логических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социо[5]логия». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социоло­гического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоре­тического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития в функциони­рования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки -это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые, изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Соци­альное с точки зрения российского социолога Г.В.Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общес­твенных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общес­твенной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные [6]отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Предста­вители различных школ и направлений высказывали и выска­зывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии французский мыслитель О.Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М.Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, соци­альных общностей, социальных институтов. Широкое распро­странение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, соци­альные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и зако­номерностях развития и функционирования исторически опре[7]­деленных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в дея­тельности личностей, социальных общностей, классов, народов. (С. 25).

2. Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смеж­ных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии.

В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера еще очень трудно отличить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология пере­плетается с социальной философией.

Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыс­лению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели суще­ствования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направ­ленности, движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет себя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, втор­гаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете [8]исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является иссле­дование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания, действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самосто­ятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе и теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических зако­номерностей, выработала определенные процедуры эмпири­ческого исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, например, демографии и социологии брака и семьи, экономической теории и экономической социо­логии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индиви­дуального «я», сфера социологии — это проблемы межлич­ностного взаимодействия — «мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, [9]взаимодействий и отношений, рассматривает личностные цен­ностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса будет посвящена следующая тема. Здесь же мы огра­ничимся формальными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института.

В этом процессе можно выделить рад необходимых мо­ментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализацию: 1) формирование самосознания ученых, специ­ализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных пери­одических изданий; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений; лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) создание специ­ализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин; национальных и международных ассоциаций. Соци­ология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.

3. Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация озна­чает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разра­ботку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех [10]относительно независимых уровней: 1 - уровень фундамен­тальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности, и принципы данной области; 2 -уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3 - социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся техно­логий. Данная классификация позволяет вычленить: в структуре социологии 3 уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими 3 уровнями, социологи выделяют так­же внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межлич­ностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприка­сающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осущес­твляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отрас­левые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здраво­охранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология, семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру ис­следуемых объектов.

Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный [11]или индивидуальный характер, социальная организация сов­местного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения работника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повы­шения трудовой активности, производительности труда и т.д.

4. Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскры­вает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы поз­нания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой богатый фактический мате­риал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социо­логические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социаль­ными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы испол­нительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общес­твенной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в [12]будущем. В этом проявляется прогностическая функция социо­логии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология способна:

1) оп­ределить, каков диапазон возможностей, вероятностей, откры­вающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процес­сов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные пос­ледствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное пла­нирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социо­логов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отно­шений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

Литература

Борокноев А. О. и др. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социологические исследования. 1991. № 5.

Вебер М- Основные социологические понятия //[13]М. Вебер. Избр. произведения. М., 1990. С. 601 - 628.

Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. С. 153 - 160.

Дюркгейм Э. Метод социологии //Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 391 - 566.

Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения //Социологические исследования. 1991. № 5.

Руткевич М. Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса //Социологические исследования. 1991. № 7.

Руткевич М. Н. Социология, власть, общественное мнение //Социологические исследования. 1993. № 7.

Сорокин П. А. Социология как наука //Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 156 — 189.

Субочев Н. С, Субочева О. Н. Социология в вузе: два подхода к разработке учебных процессов //Социологические исследования. 1992. №8.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М. 1986.

Тощенко Ж. Т. Методологические проблемы социологии как основа построения курса //Социологические исследования. 1993. № 10.

СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Наши рекомендации