Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Философия

Методические указания

к практическим занятиям для курсантов направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» и специальностей: 26.05.05 «Судовождение», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», очной формы обучения

Керчь, 2015 г.

Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………
1. Как готовиться к практическим занятиям по дисциплине «Философия»………………………………………………………………………….
2. Тематика практических занятий……………………………………………………
2.1 Практическое занятие №1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре…………………………………………………………………………………..  
2.2 Практическое занятие №2 Мировой философский процесс: древневосточная философия………………………………………………………………………………  
2.3 Практическое занятие № 3. Космоцентризм античной философии……………
2.4 Практическое занятие №4. Философия Средневековья и эпохи и Возрождения
2.5 Практическое занятие №5. Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия…………………………………………………………  
2.6 Практическое занятие № 6. Особенности становления и развития русской философии……………………………………………………………………………..  
2.7 Практическое занятие № 7. Философская онтология: проблема бытия…………………………………………………………………………………….  
2.8 Практическое занятие № 8. Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика………………………………………..  
2.9 Практическое занятие № 9. Социальная философия. Общество как объект философского анализа.…………………………………………………………………  
2.10 Практическое занятие № 10. Философская антропология. Проблема человека в истории философии ……………………………………………………………………  
2.11 Практическое занятие № 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности……………………………………………….  
2.12 Практическое занятие №12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей…………………………………………………  
3. Критерии оценивания устного ответа на практическом занятии………………
4. Методические указания к написанию и оформлению реферата…………………………......................................................................................  
5. Критерии оценивания рефератов………………………………………………….
6. Перечень типовых вопросов для подготовки к экзамену……………………….
7. Список рекомендуемой литературы………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………
   

ВВЕДЕНИЕ

Важность изучения философии объясняется необходимостью сформировать у курсантов способность ориентироваться во множестве концепций, идей, уметь раскрывать связь между явлениями действительности, анализировать и обобщать различные процессы, происходящие в обществе. Изучение курса «Философия» позволяет не только раскрыть значение философии в современной культуре, осознать ее глубинную связь с отдельными науками, но и овладеть философским инструментарием для будущей специальности и ориентироваться в социокультурном знании.

Предлагаемые методические указания предполагают участие курсантов в разнообразных видах деятельности: осмыслении лекционного материала, работе на семинарских занятиях, самостоятельной подготовке по отдельным темам курса. Поэтому в издание включены планы практических занятий, вопросы для обсуждения, основные понятия, практические задания. В зависимости от объёма часов преподаватель может отбирать на аудиторные практические занятия, определённые темы из предложенных в данных методических указаниях. При подготовке к занятиям курсанты могут пользоваться литературой, которая имеется в библиотеке и читальном зале КГМТУ.

В результате изучения дисциплины «Философия» курсант должен:

Знать: специфику социокультурного развития своей страны, региона проживания;основные философские течения и школы;современные концепции картины мира на основе достижений естественных и общественных наук, специфику культуры научного мышления, обобщения, анализа и синтеза фактов и теоретических положений;основные этапы развития мировой философской мысли, ключевые положения основных отраслей философского знания.

Уметь:давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;логически обосновывать высказанное положение;понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

Владеть:историческими методами анализа социальных явлений и процессов;общефилософскими методами анализа;культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

1.КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Цель практических занятий – закрепление и углубление материала лекций, выработка у курсантов навыков самостоятельного применения теории, самоконтроля своих знаний.

Подготовку к практическому занятию следует начинать сразу после получения темы и основных вопросов к ней. Основной формой работы курсанта по подготовке к практическому занятию является самостоятельное изучение первоисточников, важной учебной и научной литературы, которую рекомендует преподаватель.

Прежде всего, следует основательно изучить материал лекции по конспекту, прочесть соответствующие разделы в учебных пособиях, затем изучить рекомендованные пособия, составить тезисы, выписать непонятные вопросы и выяснить их у преподавателя до практического занятия. По каждому вопросу практического занятия следует составить развернутый план ответа. Для практического занятия у курсанта должна быть отдельная тетрадь, где он конспектирует первоисточники по теме и другую литературу, содержащую дополнительную информацию по изучаемой теме.

Практическое занятие – это форма активной работы курсантов. Поэтому следует внимательно слушать ответы других курсантов, критически анализировать, записывать в тетрадь замечания, делать уточнения, вступать с дополнениями.

Практическое занятие – подготовка курсанта к сдаче зачета и экзамена по дисциплине «Философия» Основная цель экзаменов и зачетов по дисциплине «Философия» – обобщить и закрепить изученный материал, привести знания в стройную систему, проверить навыки и умения связывать теорию с жизнью.

Завершение подготовки к экзаменам и зачетам включает в себе несколько обязательных моментов:

1) прежде всего, необходимо повторить программу курса, отметить, что усвоено хорошо, а что нуждается в дополнительном изучении;

2) готовиться нужно по темам курса: вначале просмотреть конспект лекции, учебники и конспекты дополнительной литературы;

3) при завершении работы над главой важно мысленно воспроизвести усвоенный материал, составить развернутый план ответа;

4) готовясь к экзамену по философии, осмыслить, какие знания из области других научных дисциплин можно использовать;

5) после повторения всех тем курса необходимо кратко повторить основные положения по темам.

Такая подготовка к экзамену по дисциплине «Философия» позволяет, на наш взгляд, глубже осознать предмет и методы науки, связи между различными ее сторонами и место в ряду других научных дисциплин. Экзаменатор, оценивая ответ курсанта, учитывает и его содержание, культуру речи, наличие навыков философского мышления и активность на прошедших практических занятиях.

2. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Направление подготовки: 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Наименование темы Количество часов по формам обучения
очная
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 10
Тема 1 Предмет философии. Место и роль философии в культуре.  
Тема 2. Мировой философский процесс: древневосточная философия
Тема 3. Космоцентризм античной философии.
Тема 4.Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 5.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия.
Тема 6.Особенности становления и развития русской философии.
Раздел 2.Основные понятия и проблемы философии 7
Тема 7. Философская онтология: проблема бытия.
Тема 8.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика.
Тема 9.Социальная философия. Общество как объект философского анализа.
Тема 10. Философская антропология. Проблема человека в истории философии.
Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности.  
Тема12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей.
Итого 17

Специальность: 26.05.05 Судовождение

Наименование темы Количество часов по формам обучения
очная
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 18
Тема 1 Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
Тема 2. Мировой философский процесс: древневосточная философия
Тема 3. Космоцентризм античной философии.  
Тема 4.Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 5.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия.  
Тема 6.Особенности становления и развития русской философии.  
Раздел 2.Основные понятия и проблемы философии 16
Тема 7. Философская онтология: проблема бытия.  
Тема 8.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика.
Тема 9.Социальная философия. Общество как объект философского анализа.
Тема 10. Философская антропология. Проблема человека в истории философии
Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности.
Тема12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей.
Итого 34

Специальность: 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок

Наименование темы Количество часов по формам обучения
очная
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 10
Тема 1 Предмет философии. Место и роль философии в культуре.  
Тема 2. Мировой философский процесс: древневосточная философия
Тема 3. Космоцентризм античной философии.
Тема 4.Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 5.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия.
Тема 6.Особенности становления и развития русской философии.
Раздел 2.Основные понятия и проблемы философии 7
Тема 7. Философская онтология: проблема бытия.
Тема 8.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика.
Тема 9.Социальная философия. Общество как объект философского анализа.
Тема 10. Философская антропология. Проблема человека в истории философии
Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности.  
Тема12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей.
Итого 17

Специальность: 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Наименование темы Количество часов по формам обучения
очная
Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития 10
Тема 1 Предмет философии. Место и роль философии в культуре.  
Тема 2. Мировой философский процесс: древневосточная философия
Тема 3. Космоцентризм античной философии.
Тема 4.Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 5.Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия.
Тема 6.Особенности становления и развития русской философии.
Раздел 2.Основные понятия и проблемы философии 7
Тема 7. Философская онтология: проблема бытия.
Тема 8.Сознание и познание. Ступени познания и их формы. Научное познание и его специфика.
Тема 9.Социальная философия. Общество как объект философского анализа.
Тема 10. Философская антропология. Проблема человека в истории философии
Тема 11. Культура и цивилизация. Человек, культура и глобальные проблемы современности.  
Тема12. Аксиология: учение о ценностях. Социальные ценности как особый вид ценностей.
Итого 17

Темы практических занятий

Практическое занятие № 1.

Раздел 1. Становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Наши рекомендации