Предпосылки возникновения социологии. Тема 2 Основные этапы развития социологии

Тема 2 Основные этапы развития социологии

Критерии выделения отдельных этапов истории социологии

Можно выделить три вида критериев периодизации развития социологии:

1) Временной (19, 20 века);

2) Пространственный (страны в которых активно развивалась социология);

3) Содержательный (направления, школы, течения, парадигмы).

Попытки периодизации истории социологии предпринимавшиеся неоднократно редко учитывали эти критерии в их сочетании и единстве. В некоторых трудах не дается никакой периодизации, что затрудняет систематизацию материала.

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологичес­кой науки.

Первый этап охватывает 19 век и начало 20 века, получил название классического, этап возникновения и развития классической социологии, связан с существование теоретической социологии.

Второй этап охватывает весь 20 век, это этап развития современной социологии, характеризуется развитием теоретической социологии, с появлением и развитием эмпирической социологии.

Современный этап определяется взаимодействием теоретической (область развития социологии, содержание которой составляет добывание теоретического знания, создание общих и специальных социологических теорий) и эмпирической социологии (область социологии которая связана с получением фактологического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью конкретных методов). Представляется, что еще какое то время для 21 века центральным звеном будет взаимоотношение, взаимодействие теоретической и эмпирической социологии.

Предпосылки возникновения социологии

1) Систематизированный скептицизм (сомнение), данный термин в оборот ввел американский социолог Роберт Мертон: появление сомнения в отношении законов общества, характера поведения больших групп в результате общественных потрясений.

2) Великая Французская революция: она провозгласила идеалы свободы и равенства, братства и счастья, устранила от власти помещиков феодалов; революция разрушила средневековое сословно-монархическое устройство, социально значимые формы поведения, закрепленные в традициях; на смену ценностям Царства Божия приходят ценности благосостояния, жажды власти, славы, комфорта и удовольствий, данными ценностями определяется поведение как бедных так и богатых, в больших масштабах возникаю социальные катаклизмы.

3) Промышленная революция:вместе с техникой приходит новый социальный порядок которых характеризуется появлением фабричной системой хозяйствования, урбанизация, взаимодействие больших групп людей, строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные миграционные потоки, меняется традиционные уклад жизни, привычные образцы социального поведения, возникает слой управленческой бюрократии, капиталистические отношения.

4) Радикальные изменения в ментальности: стали разрушаться традиционные религиозные ценности, возникают колледжи и университеты, появляется представление, что с помощью наук можно контролировать мир и даже управлять мир, особую популярность приобретают естественно естественные науки, мыслители задаются вопросом почему приход к идеалам всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, прогресс науки и техники был столь драматичен, сопровождался межличностными раздорами, обнаруживается пробел знания в области познания общества, у которого были выявлены невиданные ранние несовершенства,

Никто не мог предсказать к чему приведет развитие фабричной системы хозяйствования, борьба за власть, изменение образа жизни и поведения людей.

Выделилось три подхода:

1) Ратовал за возвращение к феодальному прошлому, полагая, что порядок, основанный на наследственной власти, жестком механизме регулирования поведения людей с помощью религиозных представлений и традиций лучше хаоса и дезорганизации, в котором оказалось общество. Однако большинство мыслителей считало, что такой возврат просто невозможен.

2) Его составили разнообразные социалистические теории. Сен-Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн и другие стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале, полагая, что для их реализации достаточно убедить правителей прекратить межчеловеческие раздоры и принять их «самый справедливый» способ обустройства жизни.

3) Третий подход образовал собственно основоположник социологии - О. Конт. Ученый сделал ставку на создании теории, основанной на эмпирических исследованиях реального общественного бытия, пытаясь выявить законы его развития, найти как причины возникновения деструктивных сил, раздоров и несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов свободы и справедливости.

1) Возвращение к феодальному прошлом.

2) Социалистические теории, умозрительные проекты основанные на социальном идеале.

3) Создание теории основанной на исследование реального общественного бытия, выявление законов его развития.

Наши рекомендации