Тема 11. Социология управления как отрасль социологического знания
Сущность и содержание социального управления. Субъект и объект управления. Предмет социологии управления и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Взаимосвязь социологии управления и менеджмента.
Основные этапы формирования социологии управления. Школа научного управления. Доктрина «человеческих отношений». Научная организация труда в России. Анализ новых форм организации труда.
Лидеры и лидерство в управлении. Процесс возникновения лидера. Функции лидерства. Классификация типов лидера.
Конфликты в управлении и управление конфликтами. Причины возникновения конфликтов. Социальные, политические, национально-этнические, экономические, религиозные, культурные конфликты. Классификация конфликтов по масштабам, соотношению статусов конфликтующих, степени вовлечения в конфликт. Стадии протекания конфликта. Проблемы формирования культуры управления.
Тема 12. Методология и методика социологического исследования
Понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи. Значение анализа в конкретно-социологическом познании. Методология, методика, техника и процедура как органические составные части социологического исследования.
Место и роль методики в социологическом исследовании. Понятие процедуры. Типы процедур. Особенности техники социологического исследования.
Методы сбора социологической информации: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, метод экспертных оценок. Социальный эксперимент, социально-психологический тренинг, игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры).
Программа социологического исследования. Выборка в социологическом исследовании (генеральная и выборочная совокупность, объем выборки, репрезентативность). Сбор, обобщение, способы представления социологических данных (таблицы, графики). Виды многомерности статистического анализа – корреляционный, факторный, кластерный.
Интерпретация результатов социологического исследования. Статистика, количественный и качественный анализ в современной социологии.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
План
Семинарского занятия № 1
Вопросы:
1. Социология, ее предмет и место в системе социогуманитарного знания.
2. Становление социологической науки.
3. Классические социологические теории.
4. Нетрадиционный тип научности. Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса.
5.Специфика развития социологии в России.
6. Основные школы современной западной социологии.
Литература
1. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов /Отв. ред. Г.В. Осипов.-М.: Норма, Инфра-М, 1999.
2. Капитонов Э.А. История и теория социологии: Сочинения XIX века: Учеб. пособие.- М.: ПРИОР, 2000.
3. Коломейцев В.Ф. Из истории социологической мысли: Учеб. пособие. - М., 1999.
4. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник для студентов социологических факультетов. - М.: Союз, 2000.
5. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
6. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. -М.:Изд-во «Институт практич. психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
7. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии /Рец. Ю.Н. Давыдов, В.В. Тангер.- Минск.: ЗАО «Экономпресс», 2000
8.Социология в России (под ред. В.А. Ядова. – 2-е издание, перераб. и дополн., - М., изд. ИС РАН, 1998
Методические рекомендации:
В первом вопросеследует отметить, что социология как наука начала развиваться с середины Х1Х века. На протяжении истории ее предмет, функции, структура постоянно менялись.Как учебная дисциплина социология сформировалась с 90-х годов Х1Х века.
Социология–это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, его институтов, социальных отношений и социальных общностей. Основанием, на котором выстраивается «здание» социологии выступают такие понятия как «статус» и «роль». Статус определяет статическое положение человека, а роль – это динамическая характеристика статуса. Любой статус состоит из ролей, а те – из прав и обязанностей.
Основой любого общества является его социальная структуракаксовокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Социальными институтами выступают семья, производство, религия, образование, армия, государство, собственность.
Особое внимание следует уделить раскрытию такого ключевого понятия для социологии как социального. Социальное–это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в их деятельности и проявляющаяся в их отношениях друг к другу в общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного человека оказывается под влиянием другого или их группы (общности).
Далее необходимо определить объект и предмет социологии как науки, дать характеристику методов, используемых данной наукой, определить ее основные функции: познавательную, методологическую, идеологическую, критическую, прикладную, гуманистическую и прогностическую.
Второй вопрос посвящен становлению социологической науки. Подобно тому, как математика, построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и социология находит свое начало в философских советах по различным житейским проблемам. Примером служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условий для деятельности с наибольшей пользой. Индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов (государства, семьи, права). Они впервые поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
Новый этап – эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – далеко не полный перечень великих средневековых ученых. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место человека в нем. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Ж.Ж.Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки неравенства, выявлять роль религии в социальных процессах.
Следует проанализировать социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
- В третьем вопросенеобходимо дать анализ классическому типу научности социологии, который был представлен такими видными социологами как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм.
Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе окончательно сформировалась в середине Х1Х века. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах Х1Хвека после опубликования французским философом, социологом, основателем школы позитивизмаО.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. Его «позитивный метод» означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании. Причем данных надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Конт в соответствии со своими представлениями о развитии делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Здесь он рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамики развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
Наиболее крупным представителем классического типа научности был французский социолог Э.Дюркгейм. В своих работах он разрабатывал новый социологический подход в понимании общества как социальной реальности. Его центральная категория – социальная солидарность.Все связи между людьми в обществе должны базироваться на ней. На поддержание социальной солидарности должно быть направлено разделение труда в обществе (под ним понимал профессиональную специализацию). Социальная солидарность может существовать лишь в высокоразвитом обществе, поскольку в нем возникает необходимость не только обмениваться результатами деятельности, но и выполнять взаимодополняющие функции.
Четвертый вопроссвязан с рассмотрением «понимающей социологии» Г.Зиммеля и М.Вебера. В основе нетрадиционного типа научности лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества. Отсюда признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознание) и наук о культуре (гуманитарного знания).
Они отвергали в качестве предмета исследования такие понятия как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид. Именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.
Вебер различает понятия «ценностное суждение» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Отнесение к ценности– это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.
Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм.
Главным инструментом познания у М.Вебера выступают «идеальные типы». Они не имеют эмпирических прообразов в самой реальности, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые самим исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения наиболее типических черт реальности. По его мнению, такими идеальными типами выступают понятия «капитализм», «бюрократизм», «религия» и другие. М.Вебер разграничивает идеальный тип на исторический и социологический. Исторический идеальный тип отражает живую историю и на его основе формирует понятия, социологический же создает понятия как продукт деятельности ученого.
Таким образом, предметом понимающей социологии становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких видах, главным из которых является целерациональное действие. Оно направлено на достижение личностью ясно осознаваемых целей и использования для этого соответствующих средств. Чем меньше рациональности в действиях, тем оно становится менее понятным. Рационализация социального действия – главное направление исторического процесса.
Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса представляет собой своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии. Предметом социологии в марксизме является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов.
Наиболее важными принципами материалистического учения об обществе Маркса и Энгельса являются: признание закономерности общественного развития; открытие принципа детерминизма, т.е. признание существования причинно-следственных связей и зависимостей; утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества; выдвижение концепции развития общества как естественноисторического процесса; утверждение тезиса о том, что в обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей.
В пятом вопросераскрывается специфика развития социологии в России. В России возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими прежде всего в экономической сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе.
Можно выделить три основных этапа в ее становлении:
1-ый этап – с середины Х1Х века до 1918 года,
2-ой этап – с начала 20-х годов до конца 50-х годов,
3-й этап – с начала 60-х годов до наших дне.
На первом этапе своего становления социология в России развивалась в рамках натуралистического и психологического направлений. К первому можно отнести школы географического детерминизма (Л.И.Мечников), органицизма (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд). Географическая школа выделяла значимость географического фактора (климата, ландшафта, системы рек). Ведущего положения это направление не заняло, как и другое – органицизм. Это направление представляло общество («социальное тело») в качестве живого целостного организма и отождествляло социальное с биологическим. Считали социальную структуру общества аналогичной органам живого организма. Общество живет той же жизнью, что и все биологические организмы.
Психологическое направление связано с развитием субъективной социологии (П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский).Основополагающие идеи были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л.Лаврова. П.Л. Лавровсчитал, что социология самым тесным образом связана с историей. История изучает формы проявления солидарности в обществе, социология – прогресс смены неповторяющихся явлений. Социологическому наблюдению подлежат: «животные общества», в которых выработалось индивидуальное сознание; существующие формы человеческого общежития; общественные идеалы как основа солидарности и справедливого общества; практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Значительное внимание он уделял разработке теории общественного прогресса. По мнению Лаврова сущность общественного развития состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкостью и динамичностью. Личность не только главная движущая сила общества, но и мерило общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для ее всестороннего развития.
Н.К. Михайловский считал, что нельзя относиться к обществу как к агрегату физических тел и явлений. По его мнению, история управляется стабильными законами, ведающими порядком и сменой фаз исторического движения. Внутри исторических фаз личность «ставит цели в истории» и двигает к ним события.
Наряду с субъективной социологией, заметное место в этот период занимают работы М.М. Ковалевского, крупнейшего российского социолога и правоведа.Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод. С его помощью он стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, определить главные причины изменений в различных сферах жизни общества. Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. Происхождение классов он никак не связывал с возникновением государства. В его основе – рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда.
Параллельно с субъективной социологией и в борьбе с ней в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальным марксизмом (Г.В.Плеханов и В.И.Ленин ) и «легальным марксизмом» (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев и др.).
Второй периодразвития социологической мысли в России связан с приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена степень по социологии. В 1919 году был учрежден Социологический институт. Развивается теоретическая социология в работах: П.Сорокина «Основы социологии» в 2-х томах (1922), Хвостова В.М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса» (1928), Бухарина Н.А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922) и др. В них выявляются соотношение истории русской социологической мысли и социологии марксизма…
Наиболее яркими представителями этого периода были П.Б.Струве и П.А.Сорокин. П.Б.Струвеявлялся представителем «легального марксизма». Он считал, что цель развития – всесторонне развитая личность, а общественная организация – средство достижения этой цели, если «современное культурное человечество» хочет идти путем прогресса. Примат экономики над социологией, политикой, правом является неверной точкой зрения, хотя значение экономики чрезвычайно велико. При решении любых политических вопросов необходимо исходить из признания естественных, неотъемлемых прав личности. Единственно возможной формой общественного прогресса является путь реформ. Революции меняют только политическую надстройку, несут насилие, а реформы решают вопросы хозяйственной и экономической жизни страны.
П.А.Сорокин выделяет три типа культуры, лежащих в основе исторического процесса: чувственную, где преобладает непосредственное чувственное восприятие; идеациональную – в основе рациональное мышление; идеалистическую – господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений.
Основой социального анализа считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Сами социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные. Главное внимание сосредоточил на иерархии организованных групп. Внутри групп находятся страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Считал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Формы стратификации, расслоение людей можно смягчать или ужесточать, но нельзя отменить. П.А.Сорокин значительное внимание в своем творчестве уделил рассмотрению проблем социальной мобильности.
Третий этап – этап возрождения социологии как науки, начинается с конца 50-х годов на волне «хрущевской оттепели». Следует остановиться на развитии социологических взглядов в СССР и России.
В шестом вопросеанализируются основные школы современной западной социологии. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи социологии считают, что если в Х1Х веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов ХХ века США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Целесообразно подготовить фиксированные сообщения с характеристикой современных западных социологических школ и направлений.
План
Семинарского занятия № 2
Вопросы:
1. Общество как целостная социокультурная система.
2.Социальная структура общества: типы и основные элементы.
3.Понятие и содержание социальной стратификации и социальной мобильности.
4.Социальная структура современного российского общества, динамика его изменений.
Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:
1.Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительный анализ
- Анализ социальной структуры современного американского общества.
- Средний класс на Западе и в России: социальные границы, тенденции развития.
- Богатство и бедность в современной России.
- Социальная мобильность в России.
Литература
1. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: социологический анализ. – М.: РОССПЭН, 2000.
2. Россия – 2000. Социально-демографическая ситуация. – М., 2001.
3. Средний класс в современном российском обществе: Материалы научной дискуссии. – М., 1999.
4. Средний класс в России: количественные и качественные оценки /Рук.авт.кол. Т.М. 3. Малеева. – М.: ТЕИС, 2000.
5. Социальная энциклопедия /Ред. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. М., 2000.
6. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1999.
7. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв-ред. З.Т. Голенкова. – М., 2000.
8. Уржа О.А. Стратификация и социальное управление. – М.: Союз, 1999.
9. Яковлев А.М. Социальная структура общества: Учеб. – М.: Экзамен, 2003.
Методические рекомендации:
Первый вопроспосвящен рассмотрению общества как целостной социокультурной системы. Необходимо дать определение данного понятия, раскрыть основные его элементы и признаки.
Изучая общество, выделяют, прежде всего, социальные элементы. Это – человеческий индивид, семья, класс, социальный слой, национальная общность, государство и другие социально значимые структуры. Однако общество – это социокультурный мир, т.е. мир не только социальных, но и культурных элементов (воспитание, образование, традиции, обычаи, художественная культура, факторы производства, распространения, хранения и потребления культуры). Нельзя рассматривать ни одного социального элемента, из составляющих общество, без воздействия на социум любого из перечисленных элементов культуры.
Основными функциями общества как социокультурной системы являются: гарантия и защита социального поля всех подсистем, особенно личности, в границах общества; разработка стандартизированных норм и духовных ценностей развития в виде структурированных ролей; объективная связь с процессом социализации; осуществление социального контроля и согласования деятельности социальных элементов с функционирующей системой.
Отдельно следует остановиться на типологии обществ: с точки зрения наличия письменности; уровней управления и степени социальной дифференциации; способа производства.
Во втором вопросеследует раскрыть генезис взглядов социологов и философов на социальную структуру общества, определить ее сущность и содержание, рассмотреть закон социального неравенства, а также исследовать социальные процессы, социальные отношения и их роль в формировании социальной структуры общества.
Целесообразно рассмотреть основания определения социальной структуры общества: формы собственности; состояние общественного труда; территориально-поселенческое основание; этническое, семейное, демографическое и нормативное основания. Особое внимание следует уделить определению типов, видов социальных структур и критериев их выделения, проанализировать основные элементы социальной структуры.
Третий вопроспосвящен анализу содержания социальной стратификации и социальной мобильности. Необходимо вычленить понятие социальной стратификации в концепции П.А. Сорокина, рассмотреть структурный функционализм и конфликтные теории о возникновении, структуре общественного неравенства и формировании социальной стратификации (М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).
Особое внимание необходимо сосредоточить на определении социальной стратификации как совокупности расположенных в вертикальном порядке социальных слоев в соответствии с различным престижем, собственностью и властью. Социальная стратификация означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов, семей или целых страт, но именно неравное их положение. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Стратификация как важнейший элемент общественной жизни тщательно изучается с помощью объективного и субъективного методов.
Важнейшими измерениями социальной стратификации являются: отношение к собственности, власти, размеры доходов, богатство, престиж, образование, профессия, квалификация, социальные нормы, модели поведения. Основными понятиями стратификационного анализа выступают: социальный класс, социальный слой, социальная группа.
Социальная стратификация непосредственно связана с социальной мобильностью, представляющей собойсовокупность социальных перемещений в обществе, т.е. изменений своего статуса. Следует подробно остановиться на видах (межпоколенной и внутрипоколенной) и типах (вертикальной и горизонтальной) социальной мобильности, а также индивидуальной и групповой мобильности. Каналами социальной мобильности являются: школа, армия, церковь, политические и профессиональные организации; институты, производящие и распределяющие ценности; семья и брак. Нужно остановиться на понятии маргинальности и ее типах: экономической, политической, религиозной; естественной, предписанной, экстремальной.
Четвертый вопроспосвящен рассмотрению социальной структуры современного российского общества, динамики его изменений. Следует проанализировать социально-экономические реформы 80-90 -х годов ХХ века и становление в современной России социальной структуры нового типа, основания и важнейшие характеристики социальной стратификации в стране на рубеже XX - XXI веков.
План
Семинарского занятия № 3
Вопросы:
1. Формирование социальных институтов и их институционализация.
2. Типология социальных институтов.
3. Институт как нормативная система и социальная организация.
4. Динамика социальных институтов и их жизненный цикл.
Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:
1. Явные и латентные функции социальных институтов.
2. Особенности процесса институционализации в кризисном обществе.
3. Образование как социальный институт общества, его эволюция и формы.
4. Студенческая семья как объект социологических исследований.
5. Средства массовой информации как социальный институт.
6. Социологический портрет бюрократа.
Литература:
1. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России. – Ростов-на-Дону, 2000.
2. Дерюгин П.П. Диагностика межличностных отношений: социологический аспект. - СПб., 2000
3. Калужский М.Л. Методологические основы анализа системных противоречий общественного развития. - Омск, 2000.
4. Парсонс Т. Система современного общества: Пер. с англ. / Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1997.
5. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв-ред. З.Т. Голенкова. – М., 2000.
6. Социальная энциклопедия /Ред. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. М., 2000.
7. .Франчук В.И. Основы современной теории обществ /Ин-т орг.систем. – М., 2001.
Методические рекомендации:
Первый вопроссвязан с рассмотрением процессов формирования социальных институтов и их институционализацией. Социальный институт выступает как ведущий компонент социальной структуры общества, вбирающий в себя и координирующий деятельность людей, упорядочивающий социальные отношения во всех сферах общественной жизни.
В наиболее общем виде социальный институт представляет собой: ролевую систему, включающую нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организации; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; определенный комплекс социальных действий. Социальные институты формируются многие тысячелетия в процессе культурной эволюции человечества. Они помогают личности и обществу приспосабливаться к окружающей реальности. Виды социальных институтов: семья и брак, образование, религия, право, средства массовой информации, государство.
Важную роль в генезисе социальных институтов играет институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему для удовлетворения общественных потребностей.
Следует обратить внимание на рассмотрение признаков и внешних свойств социальных институтов. В данном контексте основными признаками социальных институтов являются: установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, субординация в государстве); символические культурные признаки (флаг, обручальное кольцо, крест, икона); утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественное здание для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и аудитории для Вуза, храмы для религии); устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); идеология (демократия, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или ислам в религии).
Данные признаки добавляются еще и внешними свойствами. К ним можно отнести объективность (не зависят от нашего существования), принудительность (служба юношей в армии, родители заставляют учиться), моральный авторитет и легитимность(применение государством силы для преступников, террористов).
Этапы процесса институционализации: возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; разработка и принятие социальных норм, правил и процедур; материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.
Во втором вопросеисследуется типология социальных институтов.Главными, фундаментальными институтами выступают: потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство); потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки и культуры); потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт идеологии, религии).
Неосновные, частные институты возникают внутри главных институтов в виде практик, методов, приемов. В экономических институтах сюда относятся – конвертация валюты, защита собственности, маркетинг, рынок и т.д. В институте семьи и брака – отцовство и материнство, родовая месть, наследование и др. В отличие от основных институтов неосновные выполняют специализированную задачу, обслуживают конкретный обычай или потребность.
Особого внимания заслуживает анализ функций социальных институтов. Сюда относятся универсальные функции,охватывающие все стороны жизни общества по удовлетворению важнейших жизненных потребностей общества в обеспечении безопасности, уровня и качества жизни, духовных запросов. Сюда относятся: социализация людей; регулятивная; интегративная; коммуникативная функции и др.
Важную роль играют также и специфические функции,охватывающие деятельность лишь определенных институтов: воспроизводство населения (институт семьи); добывание средств существования (институт производства); наведение порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); отправление духовных ритуалов (культура и религия). Функции институтов постоянно изменяются в истории развития мировых цивилизаций. Они могут изменяться в объеме, трансформироваться, переходить друг к другу.
Целесообразно остановиться и на анализе дисфункций,их содержании, качественных характеристиках и реализации в различных общественно-политических системах, взаимодействии и развитии социальных институтов, тенденции их сегментации, определении тотальных институтов.
Третий вопроссвязан с рассмотрением института как нормативной системы и социальной организации. В нормативной системе все элементы должны быть согласованы и взаимоувязаны. Социальный институт как нормативная система представляет собой сложную конфигурацию обычаев, нравов, условностей, этикета, традиций, предписанных норм. Следует подробно остановиться на каждом из данных компонентов и показать динамику их развития в условиях трансформационных изменений современного российского общества.
Социальные институты следует рассматривать не только как нормативную систему, но и социальную организацию. Любая социальная организация имеет иерархию, т.е. систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при которых нижние контролируются и подчиняются верхним. Любая социальная организация в миниатюре напоминает общество со своими ролями, типами и формами распределения власти, лидерства, престижа, карьеры, правил поведения и сложившихся традиций и обычаев.
В четвертом вопросенеобходимо проанализировать динамику социальных институтов и их жизненный цикл, включающий три фазы: зарождение, фазу эффективности и фазу дезорганизации. Особое внимание нужно уделить проблемам эволюции социальных институтов и их функционированию. Данную динамику и жизненный цикл институтов можно проследить на примере производства, семьи, религии, политики, образования.
План
Семинарского занятия № 4
Вопросы:
1. Личность как субъект социальной жизни и основные факторы ее развития.
2. Понятие, формы и институты социализации личности.
3. Причины и социальная сущность девиантного поведения.
4. Основные способы социального контроля девиантного поведения.
Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:
1. Субъективистские и объективистские трактовки роли и места личности в общественной жизни.
2. Личность и общество: проблема их оптимального взаимодействия.
3. Свобода личности: либеральная, диалектическая и вариативная трактовки вопроса.
4. Отчуждение личности: исторические этапы, формы, пути преодоления.
5. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях.
6. Индивидуализм и коллективизм как принципы воспитания и самовоспитания личности.
7. Стратегия выживания личности в кризисных условиях.
8. молодежная преступность: причины и способы преодоления.
Литература:
1. Артемьев А.И. Социология личности. – 2 изд.- М., 2001.
2. Дерюгин П.П. Диагностика межличностных отношений: социологический аспект. – СПб., 2000.
3. Дюркгейм Э. Норма и патология// Рубеж: Альманах социальных исследований. 1992. № 2.
4. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теория девиантного поведения. – СПб., 2000.
5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
6. Сливак В.А. Актуальные проблемы управления персоналом: социально-психологический подход: Учеб. Пособие. – СПб., 1998.
7. Социальная энциклопедия /Ред. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова и др. – М., 2000.
8. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. – М.: Изд-во ИС РАН, 1998. –Глава 29. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.
9. Социальная конфликтология: Учебное пособие /Н.П. Дедов и др. М., 2002.
10. Парсонс Т. О структуре социального действия: Пер. с англ. –М., 2000.
Методические рекомендации:
В первом вопросенеобходимо рассмотреть понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», проанализировать биологическое и социальное в развитии человека, дать характеристику личности как субъект социальной жизни, показать специфику социологического подхода к изучению личности.
Для анализа возникновения и развития личностных черт следует разделить и дать социологический анализ основных факторов, оказывающих влияние на формирование личности: биологической наследственности, физическому окружению, культуре, групповому опыту, уникальному индивидуальному опыту.
Во втором вопросе анализируются проблемы социализации личности. Социализацияпредставляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности. Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Необходимо проанализировать основные концепции социализации: теории врожденного поведения и детерминирующей роли среды, теорию деятельностной природы сознания и поведения К. Маркса, психоаналитическую теорию социализации З. Фрейда, К. Юнга; стадиальную теорию социализации Ж. Пиаже, М. Мида, Ч. Кули; процесс социализации в теории символического интеракционизма Дж.. Мида; теорию фундаментальных потребностей, лежащих в основе мотивации личности (А. Маслоу, К. Левин).
Представляет интерес исследование первичной и вторичной социализации, а также его институтов. Выделяются следующие стадии социализации как процесса освоения ролей: имитация – механическое повторение наблюдаемых действий; игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли; групповое членство – освоение своей роли но глазами группы, когда работает мнение других людей, т.е. осознание ролевого соответствия игрока как бы извне.
Третий вопроспосвящен изучению причин и социальной сущности девиантного поведения. Необходимо проанализировать взаимосвязь понятий «девиантное поведение» и «делинквентное поведение», дать их характеристику. Характерной чертой девиантного поведения выступает культурный релятивизм,т.е. относительность любых социальных норм.
Девиантное поведение подразделяется на две группы: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии и поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития. Формами девиантного поведения являются: пьянство и алкоголизм; наркомания; преступность; самоубийство; проституция; азартные игры; психические расстройства; гомосексуализм.
Следует особо остановиться на анализе причин девиантного поведения группы риска: социальном неравенстве, приводящем к маргинализации значительного количества населения; ухудшению демографических показателей общества; морально-этическому фактору; влиянию окружающей среды, которая благосклонно относится к проявлению девиантного поведения; роли семьи, позитивно или негативно влияющей на детей и подростков.
Отдельно следует остановиться на проблемах преступности, ее характерных особенностях, видах, причинах возрастания в условиях перехода России к рыночным отношениям.
Четвертый вопрос предполагает исследование основных способов социального контроля девиантного поведения. Целесообразно остановиться на роли права в системе социального контроля, агентах формального и неформального контроля, внешнем контроле и самоконтроле, общественном мнении как механизме социального контроля.
Основными способами социального контроля являются: адекватность методов и средств воздействия на личность конкретным видам девиантного поведения; существенное сужение репрессивных мер воздействия; создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи населению; нравственное возрождение и духовное развитие общества и граждан; контроль за деятельностью средств массовой информации, недопущение показа сцен, пропагандирующих жестокость и безнравственность; подготовка соответствующих кадров социологов, социальных работников, воспитателей, психологов.
План
Семинарского занятия № 5
«Место и роль социологии управления в управленческой деятельности»
Вопросы:
1. Сущность и содержание социального управления.
2. Основные этапы формирования социологии управления.
3. Лидеры и лидерство в управлении.
4. Конфликты в управлении и управление конфликтами.
5. Проблемы формирования культуры управления.
Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:
1. Политический конфликт и способы его разрешения.
2. Социальные конфликты в основных сферах жизни общества.
3. Возникновение и динамика социального конфликта.
4. Конфликты и конфликтный потенциал в современной России
5. Классификация типов лидера.
Литература:
1. Гаврин А.С. Социальное управление многофункциональным городом. – М., 2000.
2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Иванов О.И. Методология социологии: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: Социолог. общ-во им. М.М. Ковалевского, 2001.
4. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001.
5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. –СПб., 1999
6. Социальная конфликтология: Учебное пособие /Н.П. Дедов и др. М., 2002.
7. Удальцова М.В. Социология управления. – М.; Новосибирск, 1998.
8. Удальцова М.В. Социология управления: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.
9.Шексня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – М., 2002.
Методические рекомендации
Сущность и содержание социального управления рассматривается в первом вопросе.Следует определить, что является объектом и предметом исследования в менеджменте, социологии и социологии управления. Важно подчеркнуть, что в своих исследованиях социология управления взаимодействует со многими научными дисциплинами: экономикой, менеджментом, социальной психологией, социологией труда, социологией политики, стратегией социального управления, социологией организации и др. Так, в отличие от менеджмента, социология управления изучает производственную деятельность людей как носителей совокупных общественных отношений, анализирует мотивы желания и ценностные ориентации индивидов в процессе производства, определяет условия и факторы производственной среды, вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятия решений на различных уровнях управленческой деятельности, организует систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах и т. п.
В наиболее общем виде социология управления как часть общей социологии изучает закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры, процессы, исследует механизм социальных изменений, закономерности социальных действий и поведение в системах управления.
Социология управления исследует: органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем (подбор, расстановка, воспитание управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми в процессе управления) постановку и реализацию социальных целей управления с точки зрения социальных критериев (анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений, разработка системы учета интересов, мнений и предложений людей); проблемы воздействия на управляемые подсистемы (вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности); вопросы внутригруппового регулирования и социальную самоорганизацию (вопросы лидерства, конфликтологии).
Социология управления выступает как прикладная наука в сфере индустриальной социологии. Она изучает различные управленческие структуры в обществе, системы и механизмы в сфере общественного производства. Изучаются ею различные методы и принципы стимулирования и мотивации трудовой деятельности,
Во втором вопросе, посвященном генезису формирования социологии управления, следует остановиться на характеристике социально-экономических условий и предпосылок, позволяющих поставить на рубеже XIX-XX веков науку на службу производству. Особенно продуктивно такая деятельность велась в США, где группа передовых инженеров во главе с Фредериком Тейлором создала школу научного управления. Разработанная Тейлором программа "Достигающий рабочий" была направлена на социальное и профессиональное развитие работников. Она предусматривала поручение рабочему возможно более сложных, но посильных заданий, материальное и моральное поощрение стремления стать первоклассным представителем в своем профессиональном разряде.
Новым этапом в развитии промышленных организаций стала разработка в 30-е годы теории «человеческих отношений» и ее применение на предприятиях США и Западной Европы. Основные положения этой теории были сформулированы группой ученых Гарвардского университета во главе с Элтоном Мейо. Эмпирическим материалом для нее послужили обобщенные результаты знаменитых Хоторнских экспериментов, проведенных в 1927-1932 г. на заводе «Вестерн электрик компани» в г. Хоторне близ Чикаго. Отдельно следует остановиться на базовых социальных установках в теории «X» и «У» американского социолога Д. Макгрегора.
Научная организация труда в России зарождается примерно в тот же период, что и в США и Европе. Первые попытки применения принципов научного управления делаются на Урале (г. Лысьва) и в Петербурге (завод «Айваз» — школа профессора Н. И. Савина).
Социальные изменения, происшедшие в США и странах Европы, оказались столь значительными, что привели к формированию новой базовой установки относительно современного рабочего, которая отражена в теории Уильяма Оучи. Ее основные положения заключаются в следующих моментах: современный работник имеет интерес к работе, поэтому следует практиковать политику пожизненного найма; в силу достаточной общеобразовательной и профессиональной подготовки его следует привлекать к принятию решений; работник стремится к развитию своих способностей, поэтому следует предусмотреть неспециализированную карьеру, т. е. ротацию, перемещение работников пя подразделениям и должностям, деятельность в которых может не совпадать с базовой» профессиональной подготовкой; современный работник стремится к счастью, и предприятие должно проявлять ощутимую заботу о развитии его личности.
Третий вопрос охватывает проблему лидерства в управлении Лидер — человек, способный увлекать за собой других, генерировать и проводить решения, затрагивающие и определяющий условия жизни людей. Формальный лидер несет ответственность и наделен полномочиями, неформальный — не несет никакой ответственности, располагает только морально-психологическими инструментами воздействия в процессе управления.
Процесс возникновения лидера включает следующие стадии: человек испытывает стремление к превосходству; он начинает демонстрировать доминирующее поведение; его доминирующее поведение находит воплощение в конкретных результатах деятельности коллектива; окружающими начинает ощущаться факт его лидирования; они признают за ним статус лидера.
Лидерство в первую очередь не звание, а деятельность, предполагающая реализацию определенных функций: организационной (постановка цели, организация принятия решения, проработка путей его реализации, воздействие на группу в целях координации, распределение ролей, обязанностей и ответственности); информационной (сбор, переработка и хранение информации, своевременное оповещение группы об оперативных и перспективных задачах, учет потребностей и ролей); социализационной (обеспечение процесса социализации (адаптации) индивида в группе, воспитание, формирование моральных норм, привычек и т. д).
Число лидеров в группе определяется численностью группы; дифференцированностью группы по возрасту, полу, роду деятельности; степенью сплоченности. Отдельно следует остановиться на классификации типов лидера, их преимуществах и недостатках.
В четвертом вопросе целесообразно проанализировать конфликты в управлении и управление конфликтами. Конфликт социологии понимается как процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей. Он определяется объективными и субъективными причинами и протекает в двух формах: противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действии сторон на индивидуальном и групповом уровнях.
В более узком смысле конфликт есть частный вид социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. Его источниками обычно являются: конкуренция, соперничество, социальная дифференциация, антагонистические интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки и т. д.
Конфликты, как и все в природе социальных отношений, не возникают вдруг из ниоткуда. У них есть предпосылки, причины и поводы. Конфликты возникают на почве распределения: материальных благ, что является основой экономической конкуренции; социальных благ, выраженных в престиже, социальной оценке значимости индивида или организации, в социальной поддержке; психических или духовных благ, представленных такими понятиями, как любовь, дружба. Целесообразно дать отдельную характеристику политических, социальных, экономических, национально-этнических, религиозных, культурных конфликтов.
В зависимости от масштаба конфликта различают: внутриличностные, предполагающие конфликт взаимоисключающих целей отдельного индивида или несоответствие его целей и возможностей; межличностные — конфликты между личностями, защищающими свои личные интересы; личностно-групповые, когда интерес вступает в противоречие с интересами группы; межгрупповые — каждый из участников реально или вербально противоборствует интересам другой группы и защищает интересы своей группы.
Классификация конфликтов включает также разделение: по соотношению статусов конфликтующих; степени вовлечения в конфликт; объективным и субъективным носителям и причинам. Причины многих конфликтов кроются в амбициозности людей, их слабости, недостатке информации, отсутствии стратегических жизненных ориентиров. Важную роль играет анализ стадий протекания конфликта.
План семинарского занятия № 6