Семинар. Тема 1. Социология молодежи в системе социологического знания

Министерство образования и науки Российской Федерации

Семинар. Тема 1. Социология молодежи в системе социологического знания - student2.ru РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социологии Кафедра социальной антропологии и социологии социальной сферы
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой _________ Д.К. Танатова Протокол № 5 от 2 марта 2012 г.  

САЗОНОВА А.Л.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Направление подготовки 040100.62«Социология»

Квалификация (степень) бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Москва-2012

УДК 316

ББК 60.542.15

С 14

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология молодежи» подготовлена Сазоновой Анной Львовной, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры социальной антропологии и социологии социальной сферы РГСУ

Рецензенты:

Танатова Д.К., д.с.н., проф., заведующий кафедрой социальной антропологии и социологии социальной сферы РГСУ,

Селезнев И.А., к.с.н., доц., старший научный сотрудник ИСПИ РАН.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология молодежи» утверждена на заседании кафедры социальной антропологии и социологии социальной сферы (Протокол № 5 от 2 марта 2012 г.).

Сазонова А.Л. «Социология молодежи»Учебно-методические материалы. – М.: Изд-во ­­РГСУ, 2012. – с.45

© Издательство РГСУ, 2012

© Сазонова А.Л., 2012

1. Цели освоения дисциплины «Социология молодежи»

Целью изучения дисциплины является более глубокое понимание молодежи как социально-демографической и социокультурной группы, ее места и роли в современном обществе, социокультурных проблем молодежи, анализ социальной жизни молодежи в различных ее проявлениях.

Задачи дисциплины:

· усвоить социологические теории молодежи как часть социологического знания, а также ознакомиться с междисциплинарным подходом ювенологии;

· научить студентов применять системный анализ при исследовании социальных проблем молодежи;

· конкретизировать общие навыки социологического исследования применительно к исследованиям молодежи, мониторингу состояния молодежных общностей различного уровня.

2. Место дисциплины «Социология молодежи» в структуре ООП

Профессиональный цикл, вариативная часть (Б3, В.12)

Особая актуальность научного изучения молодежи как важной части российского социума определяется ее реальной и потенциальной ролью в научно-техническом и социально-экономическом развитии страны и общества.

Формирование научных социологических знаний о молодежи неразрывно связано с комплексом знаний всех общественных наук: социальной философии, психологии, педагогики, экономики, социальной статистики, правоведения, ювенологии.

Социология молодежи опирается также на общетеоретическую социологию и смежные специальные социологические дисциплины, такие, как социология возраста, социология семьи, социология личности, экономическая социология, социология социальной сферы, социология социальной политики и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология молодежи»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

· ОК-10 – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

· ПК-2 – способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;

· ПК-5 – умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;

в организационно-управленческой деятельности:

· ПК-10 – способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности;

· ПК-11 – способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать · специфику социологии молодежи как социологической теории среднего уровня ОК10, ПК10; · историю и основные этапы становления и развития социологии молодежи в России и за рубежом ОК-10; · особенности молодежи как социально-демографической, социально-статусной, социокультурной группы, внутреннюю стратификационную структуру молодежи и ее место в системе общества ОК-10; · особенности процесса социализации современной российской молодежи и ее актуальную культуру ПК-5; · специфику и причины социальных проблем и противоречий в молодежной среде, в межпоколенческих отношениях ОК-10, ПК-5, ПК-11; · принципы комплексного применения методического аппарата и технологий социологического исследования при анализе процессов в молодежной среде ПК-2, ПК-11.
Уметь · оперировать категориями понятийного аппарата социологии молодежи ОК-10, ПК-10; · дать характеристику методологии основных социологических концепций и применять их в социальном исследовании молодежи ПК-5, ПК-10; · анализировать процессы в молодежной среде системно, одновременно рассматривая их как в системе общества, так и в его подсистемах ПК-5, ПК-10; · анализировать молодежь и молодежные процессы на различных уровнях: субъектном – как взаимодействие социальных субъектов; институциональном, - как взаимодействие социальных институтов; аксиологическом, как взаимодействие различных ценностных систем; культурологическом, как взаимодействие определённых видов культур ПК-10.
Владеть навыками · в проведении и организации социологического исследования молодежи и молодежных процессов ПК-2; · в применении контроля за организацией и проведением социальных исследований молодежных процессов ПК-11. · в интерпретации и анализе результатов социологических исследований молодежи ПК-2, ПК-5, ПК-10; · в области разработки комплексных мер по социальной поддержке различных групп молодежи ПК-2, ПК-11; · в информационно-аналитическом сопровождении деятельности субъектов государственной молодежной политики и социального управления ПК-2, ПК-11.

4. Объём дисциплины «Социология молодежи» и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,

144 академических часа.

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 144часа

Аудиторные занятия 64 часа, в том числе интерактивных занятий 14часов

Самостоятельная работа 80 часа.

Часы на подготовку к экзамену входят в самостоятельную работу.

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самост. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (сем., практ.) Лабораторные Конт. раб. Рефераты/эссе Курс. раб/ пр. Расч.-графич. работа Контр.точки по мод.-рейт.сист. Зачет Экзамен
    Раздел 1.                                                      
    Тема 1.             *                      
    Тема 2.                                    
  Тема 3.     *          
  Тема 4.     *          
    Раздел 2.                                              
    Тема 5.               *                  
    Тема 6.               *                    
  Тема 7.     *          
  Тема 8.           *    
  Тема 9.                
  Тема 10.     *          
  Тема 11.                
  Раздел 3.                          
    Тема 12.   *            
  Тема 13.     *          
  Тема 14.     *          
  Раздел 4.                          
  Тема 15.                  
  Тема 16.     *       *    
Общая трудоемкость часы                               4 сем
з.е.                        
                               

Количество часов по учебному плану

(заочная форма обучения)

Всего часа

Аудиторные занятия часа, в том числе интерактивных занятий часов

Самостоятельная работа часа

Часы на подготовку к экзамену входят в самостоятельную работу.

5. Содержание дисциплины «Социология молодежи»

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины   Содержание темы
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МОЛОДЕЖИ
Тема 1 Социология молодежи в системе социологического знания   Социология молодежи как специальная социологическая теория. Социологические подходы к изучению молодежи. Цели, задачи и функции социологии молодежи. Предметные области ювенологии и социологии молодежи. Теоретические подходы в социологии молодежи (стратификационный, культурологический, функциональный, ресурсный, тезаурусный). Основные направления социологического анализа молодежи. Особенности социологического анализа проблем молодежи.
Тема 2 Молодежь как объект социологического исследования   Различные подходы к определению молодежи и молодости. Молодость как этап жизненного цикла. Возрастные границы молодости и исследовательские процедуры их фиксации. Возрастная статусная система, ее параметры. Социальная и возрастная стратификация молодежи. Социальные группы в структуре молодежи, их разнообразие и взаимодействие. Молодежь как целостность: проблемы дифференциации и единства. Многомерная модель молодежи. Юность как социальная проблема. Особенности юношеской рефлексии. Диалектика и механизмы преемственности поколений. Отражение современных общественных тенденций в проблеме «отцов и детей». Различные теории конфликта поколений.
Тема 3 Становление социологии молодежи как отрасли социологического знания за рубежом   Генезис и основные этапы становления социологии молодежи на Западе. Научные школы конституирования социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологии в 20-40-х гг. XX в.: психологическая (Т.Парсонс); культурно-антропологическая (Е.Сатерленд, А.Холлингед, Э.Хартшорн, представители чикагской школы); общесоциологическая (К.Манхейм, Х.Ортега-и-Гассет). Теория «потерянного поколения» в периоды после мировых войн. Развитие социологии молодежи в 50-60-е гг. (Г.Шельски, К.Беднарик, К.Кенистон, М.Гордон, А.Коэн, Д.Колеман и др.). Формирование концепций «контркультуры» и «конфликта поколений» в конце 60-х – середине 70-х гг. XX в. (Л.Фойер, Ф.Масгроув, Ч.Рейч, Т.Роззак и др.). «Стилевой» период в современной зарубежной социологии молодежи (М.Верст, К.Аллербек, Г.Гризе, Л.Розенмайер, и др.).
Тема 4 Развитие социологии молодежи в России   Социологические исследования влияния семьи на молодое поколение, проблем студенчества и рабочей молодежи в начале XX в. (П.Сорокин, М.Рубинштейн, А.Сперанский, А.Кауфман и др.). Эмпирические исследования по проблемам молодежи в послереволюционной России. Возрождение и развитие науки с середины 1960-х гг. (С.Н.Иконникова, И.М.Ильинский, Л.Н.Коган, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, М.Н.Руткевич, Т.Н.Кухтевич, Ф.Р.Филиппов, В.И.Чупров, В.Н.Шубкин и др.). Основные направления развития социологии молодежи в СССР, центры ее развития в постперестроечной России.
Раздел 2. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
Тема 5 Социализация и адаптация молодежи   Сущность социализации, ее концептуальное осмысление в социологии молодежи. Этапы социализации. Особенности юношеского этапа социализации. Условия и факторы социализации. Особенности социализации современной молодежи. Социализация и самоидентификация, социализация и социальная адаптация. Сущность и основные характеристики социальной адаптации. Социализация молодежи как фактор внедрения социальных изменений в обществе. Понятие «ювентизации».
Тема 6 Социальные девиации в молодежной среде   Понятие социальной девиации и делинквентности. Биологические, психологические и социологические теории девиации. Относительность девиации, плюрализм границ девиации в индустриальном и постиндустриальном обществе. Правосознание современной российской молодежи. Специфика девиантного поведения молодежи. Формы негативного девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные отклонения, социальный паразитизм, аномия; их социальные причины и тенденции проявления у современной молодежи. Способы профилактики отклоняющегося поведения молодежи в семье и в обществе.
Тема 7 Молодежные субкультуры и особенности молодежной коммуникации   Факторная обусловленность культуры молодежи. Культура общества и молодежная культура: проблемы взаимоотношения и взаимодействия. Молодежные субкультуры и их особенности. Специфика и классификация отечественных молодежных субкультур. Культурный уровень и ориентации современной российской молодежи. Стиль жизни современной российской молодежи и молодежный досуг: содержание и предпочтения. Молодежь и массовая культура. Молодежь и учреждения культуры. Феномен молодежной моды. Молодежь и чтение. Молодежь и кино. Молодежный сленг как отражение аудиовизуальной культуры. Музыкальные предпочтения молодежи. Тенденции развития коммуникационных процессов в молодежной среде, обусловленных информатизацией и глобализацией.
Тема 8 Молодежь в системе экономических отношений   Профессиональное самоопределение молодежи и состояние системы социально-профессиональной ориентации в России. Трансформации рейтинга престижности профессий в массовом сознании молодых россиян. Уровень трудовой активности современной молодежи. Мотивационная структура трудовой деятельности российской молодежи. Особенности экономического поведения молодежи. Динамика экономической культуры российской молодежи. Молодежь и рынок труда. Условия и факторы адаптации молодежи к рыночным отношениям. Социально-профессиональная адаптация молодежи в трудовых организациях. Социальные аспекты безработицы молодежи.
Тема 9 Молодежь в системе политических отношений   Динамика политических ориентаций молодежи. Аполитичность молодежи. Политическое сознание современной молодежи. Отношение молодежи к политике и политическим институтам. Политическая культура российской молодежи. Характеристика молодежных движений, партий, организаций. Проблемы патриотического воспитания и формирования гражданственности молодежи в современной России. Молодежь в сфере социального управления. Юность как важнейший этап профессионализации управленческих кадров. Социальные эксперименты по освоению практической управленческой деятельности (на примере функционирования молодежного правительства в Москве).
Тема 10 Семья, любовь и секс в социальных представлениях и повседневной практике молодежи. Проблемы молодой семьи.   Трансформация института семьи в индустриальном и постиндустриальном обществе и процесс депопуляции населения. Динамика брачно-семейных отношений в России. Демографические установки молодежи. Ценность семьи, любви и секса в молодежном сознании. Половая мораль и сексуальное поведение молодежи и тенденции их изменения. Любовь в структуре гендерных отношений молодежи. Современная брачная ситуация и уровень подготовки молодежи к вступлению в брак. Молодая семья: особенности, проблемы, потенциал. Факторы успеха и дестабилизации семейной жизни молодежи. Анализ проблем функционирования института «гражданского брака» в молодежной среде.
Тема 11 Студенчество как специфическая социально-статусная группа общества   Потенциальная роль студенчества в социально-экономическом развитии и научно-техническом прогрессе общества. Проблема доступности высшего профессионального образования. Анализ социальных последствий реформы высшей школы. Социальный портрет российского студенчества. Динамика структуры студенчества по группам специальностей и направлениям, в разрезе отраслевой структуры государственных и негосударственных ВУЗов. Перспективы тго стии и научнотрудоустройства выпускников. Социальные проблемы российского студенчества. Студенческая семья как социальное явление.
РАЗДЕЛ 3. СОВОКУПНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Тема 12 Совокупный социальный потенциал молодежи: сущность, структура. Система условий и факторов его реализации   Понятия «социальный потенциал» и «совокупный социальный потенциал». Структура совокупного социального потенциала молодежи, система эмпирических показателей. Соотношение индивидуального и социального, объективного и субъективного, стихийного и управляемого в процессе реализации совокупного социального потенциала молодежи. Проблемы неравенства стартовых возможностей для его реализации.
Тема 13 Ценности и жизненные стратегии молодежи, СМИ как фактор воздействия на систему поведения и деятельности молодежи     Понятия «ценности», «ценностные ориентации», «социальные установки». Специфика ценностных систем молодежи. Трансформации ценностных систем молодежи в постсоветский период как форма адаптации к новой социально-экономической реальности. Формирование жизненных стратегий: этапы и механизмы. Характеристика основных типов жизненных стратегий молодых россиян (стратегии жизненного благополучия, жизненного успеха, самореализации личности, жертвенности и др.). Информационные технологии воздействия на молодежь: формирование эталонов потребления, определенных культурных образцов, стереотипов поведения. Детерминация падения уровня культуры, нравственности, роста бездуховности, аномии, правового нигилизма, девиаций в молодежной среде характером и содержанием деятельности современных российских СМИ.
Тема 14 Государственная молодежная политика в трансформирующейся России   Сущность понятия «молодежная политика». Принципы государственной молодежной политики. Цели, задачи, приоритеты и противоречия государственной молодежной политики в современной России. Региональные аспекты молодежной политики. Концептуальные основы социальной защиты и поддержки молодежи. Пути и средства реализации молодежной политики в трансформирующейся России.  
РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Тема 15 Методология и методика организации социологического исследования по проблемам молодежи     Принципы и методы научного исследования молодежных процессов и отношений. Применение междисциплинарных методов сбора и анализа социальной информации при изучении молодежи: опрос и статистический анализ, наблюдение и эксперимент, кросс-культурный сравнительный анализ, анализ документальных источников. Проблема интерпретации понятий. Особенности организации и проведения социологического исследования социальных проблем молодежи в современном российском обществе.
Тема 16 Социологический анализ проблем молодежи в России, странах СНГ и в развитых странах   Анализ результатов социологических исследований: динамика молодежных процессов в России и в мире; отношение молодежи к семье, выбору профессии, политике, религии и т.д.; изучение форм воздействия СМИ на систему поведения и деятельности молодежи; влияние потребительского поведения на репродуктивное поведение молодой семьи. Особенности социализации современной молодежи. Динамика тенденций отклоняющегося поведения молодежи. Использование молодежи в социальных конфликтах. Оценка совокупного социального потенциала российской молодежи.

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии по дисциплине «Социология молодежи»

Семинар. Тема 1. Социология молодежи в системе социологического знания.

Цель:сформировать у студентов представление о социологии молодежи, её структуре и месте в системе социологического знания, её предметном поле и понятийном аппарате, формирование ОК-10, ПК-10.

Вопросы для обсуждения:

1. Социология молодежи как специальная социологическая теория, ее место в системе социологического и ювенологического знания.

2. Предмет и методы социологии молодежи.

3. Структура и функции социологии молодежи.

4. Основные направления социологического анализа молодежи.

Темы докладов, рефератов:

1. Социология молодежи как отрасль социологического знания.

2. Социология молодежи и психология молодежи: разграничение предметных полей.

3. Социология молодежи и педагогика: разграничение предметных полей.

4. Социология молодежи и антропология: разграничение предметных полей.

5. Социология молодежи и ювенология: разграничение предметных полей.

6. Специфика объекта и предмета социологии молодежи.

Образовательные технологии: Семинар.

Наши рекомендации