Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания

Социология (от латинского societas – общество и греческого logos – слово, учение) – это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Вообще социологию можно определить как научное изучение общества и общественных отношений. Как всякая наука, социология имеет свой объект – определенную часть реальности, которую она изучает, и свой предмет – аспект, грань, сторону, позицию, с которой этот объект рассматривается

Для того, чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора – с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, – с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политические науки имеют своим предметом крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблем, связанных с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (и прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека и его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении – определить систему связей между отдельными частями структуры.

Прежде всего, отметим, что каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

При изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того, чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).

Итак, объектом социологии выступает не общество в целом, а социальная реальность, т.е. окружающая нас жизнь общества. Предмет социологии – это свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, или окружающей нас социальной жизни

Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни:

а) первый или высший социологический уровень – это общесоциологическая теория.

б) второй или средний уровень – это специальные (частные) социологические теории.

в) третий, или низший уровень – это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

Первый социологический уровень представляет собой общесоциологическую теорию, Общесоциологическая теория дает представление об обществе как о целостном организме, системе его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно-классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития

Для среднего уровня социологических знаний – специальных (частных) социологических теорий – методологической основой служит общесоциологическая теория. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально-структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам, социального взаимодействия.

Специальные социологические теории конкретизируют положения общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевиденья, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, её интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворённость; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дают специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес могут представлять следующие: социология управления, исследующая социальные основы управленческой деятельности и управленческих отношений; социология труда, рассматривающая труд как основной социальный процесс в жизни общества; социология организаций – наука о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая систему образования как социальный институт; социология воспитания – наука о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи – исследующая закономерности функционирования этого важного социального института; социология свободного времени – отрасль знаний о деятельности, социальных отношений и ориентации людей в сфере досуга; социология молодёжи и социология личности – теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.

Наконец, третий уровень социологической системы знания – конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение конкретных социальных процессов и явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Существует много видов конкретно-социологических исследований. Они различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д. По целям все социологические исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели и задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социальных процессов, решения разнообразных практических задач жизнедеятельности общества.

В современной социологии практикуется также выделение ещё двух важнейших направлений – макро – и микросоциологии. Макросоциология ориентируется на исследование больших социальных общностей, систем и групп, а также на изучение глобальных социальных процессов. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макросоциология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.

На долю микросоциологии приходится исследование социальных процессов, явлений и тенденций, протекающих в относительно небольших социальных системах, таких, как семья, коллектив, малая социальная группа. Тем самым она ориентирована на эмпирическое описание явлений и событий, протекающих в основном в форме непосредственных социальных контактов. Это обусловливает её направленность преимущественно на социально-психологические методы исследования. Иными словами, микросоциология стремится к постижению целостности социальной жизни через изучение интеракции, т.е. социального взаимодействия индивидов.

Наши рекомендации