Социология культуры как отрасль социологического знания

В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина «культура» в самых различных отраслях науки и практики. На­иболее удачное определение этого понятия дано английским этнографом и антропологом Эдвардом Тейлором: «Культура — то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, за­коны, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и дости­гаемые человеком как членом общества». Понятие «культура» также мо­жет использоваться для характеристики особенностей поведения, созна­ния и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). В самом широком смысле «культура» является синонимом «цивилизации». В социологическом контексте под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм.

Программы деятельности, поведения и общения, составляющие кор­пус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накаплива­емый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от по­коления к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

Социология культуры — отрасль социологии, изучающая законо­мерности развития и функционирования культуры в обществе; форми­рование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения.

Сущность социологического подхода к исследованию культуры за­ключается в раскрытии закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, выявлении социальных функций культуры.

Социология изучает роль культуры в регуляции социального взаимо­действия, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов обще­ственной жизни людей.

Основные теоретические подходы в исследовании культуры:

1. функционализм: каждый элемент культуры функционально необ­ходим для удовлетворения человеческих потребностей; система культуры — характеристика социальной системы;

2. символизм: элементы культуры — прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценност­ные модели и т. д.);

3. адаптивно-деятельностный подход: культура — способ деятель­ности, а также система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобра­зующую деятельность людей.

Социальные функции культуры:

1. адаптационная функция: усваивая культурные образцы и культур­ные навыки, биологический индивид становится социальным су­ществом, способным взаимодействовать с окружающими людьми;

2. смыслополагающая, или мировоззренческая, функция: культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию;

3. функция легитимации: культура обосновывает и поддерживает сло­жившийся социальный порядок;

4. интеграционная функция: на базе общих ценностей, норм и пред­ставлений культура объединяет человеческую общность;

5. функция идентификации: на основе выработанных культурой идей и представлений о реальности человек создает собственный «образ себя», определяет свою идентичность;

6. функция социального изменения: изобретения и новации в куль­турной сфере могут служить фактором изменения общества;

7. регуляторная функция: культурные ценности и нормы регулируют

поведение индивидов в обществе. Элементы культуры:

1. язык — построенная определенным образом знаковая система, слу­жащая для объективации содержания как индивидуального созна­ния, так и культурной традиции;

2. ценности — объекты и явления, выступающие как значимые в жиз­недеятельности общества, социальных групп и отдельных инди­видов;

3. нормы — средство регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и цен­ностями принято называть культурным разрывом. Культурные универсалии —- общие черты, свойственные всем куль­турам. К ним относят труд, образование, спорт, ритуалы, системы род­ства, язык и т. д.

В масштабе отдельного общества различают: элитарную культуру, на­родную культуру, массовую культуру.

Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, которые в силу своей исключительности доступны в основ­ном узкому кругу людей (элите).

Народная культура создается анонимными творцами. Ее существо­вание практически неотделимо от повседневной жизни.

Массовая культура (феномен общества XX века) — это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступ­на, ориентирована на самую широкую аудиторию. Потребление ее про­дуктов не требует специальной подготовки.

Субкультуры — культуры определенных социальных групп (напри­мер, молодежная субкультура).

Одной из наиболее важных проблем социологии культуры является проблема соотношения культуры и социальной структуры. Некоторые ис­следователи, например Макс Вебер и Дэниел Белл, рассматривали куль­туру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации и специфическую логику развития. Согласно Марксу и его последователям, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без определенно­го экономического базиса. С точки зрения Толкотта Парсонса, в отноше­нии «культура — социальная структура» доминирует именно культура.

Социальная структура и культура в реальности теснейшим образом переплетены. Каждый элемент социального взаимодействия имеет некое культурное значение. Однако не все культурные значения, символы, идеи воплощаются в социальном взаимодействии. Парсонс, Бергер, Лукман отмечали способность «культурных содержаний» существовать в виде «резервуара» символов и понятий, никак не соотносящихся с социальной действительностью (например, культура античной Греции существует до сих пор, хотя античное общество давно исчезло с исторической арены).

Заметное влияние на культуру общества оказывает социальная стра­тификация. В обществах, где ярко выражено социальное неравенство, можно выделить культуру высших и низших слоев или классов. При этом культуры иерархически соотносящихся слоев имеют разный «статус». Культура привилегированных слоев понимается как «высшая», а куль­тура «низов» — как «низшая». Культура легитимирует существующее в обществе социальное неравенство и тем самым придает устойчивость стратификационной системе.

Наши рекомендации