Понимание социального индикатора. Принципы определения количества и качества социальных индикаторов в социологическом исследовании
Показатель нуждается в совокупности измерений качественного и количественного порядка.
Индикатор – «внешненаблюдаемый».
Индикатор – элементарная часть всего измерительного инструмента, составляющая его содержание.
Индикаторы – доступные наблюдению и измерению характеристики (признаки) изучаемого и управляемого социального объекта.
Отбор индикаторов производится по трем критериям:
а) содержательная репрезентация ключевых понятий (требование необходимости и достаточности индикаторов для эмпирического описания проблемы исследования);
б) обеспеченность индикаторов потенциальными источниками информации (документы, факты, предметы и поведение, доступное внешнему наблюдению; вербальная информация, получаемая методом опроса);
в) возможности методического обеспечения источников.
Описать проблему исследования в системе эмпирических индикаторов означает обеспечить переход от теоретического описания проблемы исследования к эмпирически регистрируемым фактам и поступкам.
Индикатор выбирается с учетом целей исследования, имеющихся ресурсов и целого ряда характеристик респондентов: уровень образования, знание языка, на котором проводится опрос, вероятность сознательных или бессознательных искажений при ответе. В связи с этим возникает необходимость для каждой переменной разрабатывать оптимальное число индикаторов, соответствующих прогнозируемым особенностям выборки.
Качество. Не должно быть лишних индикаторов.
Количество. В исследовании требуется такое количество индикаторов, кот. будет достаточно для получения более или менее достоверных результатов. Слишком большое количество индикаторов затруднит работу с данными, их последующий анализ.
Почему необходимо много индикаторов?
1: Показатель - включает в себя много разных проявлений и мы должны их учесть, чтобы зафиксировать в разных случаях, у разных людей.
2: вклад отдельных индикаторов в состояние показателя в различных случаях неодинаков.
Действия понимаются разными людьми по-разному, их интенсивность не всегда можно замерить точно, поэтому при выборе количества и качества соц. индикаторов руководствуются следующими принципами.
Принцип необходимости (для количества): необходимо использовать столько индикаторов, чтобы на основе их измерения можно было бы утверждать, что измеряемое явление присутствует как типичное.
Принцип достаточности (для качества): достаточно столько типов индикаторов, используемых для оценки показателей, обобщение которых позволит судить о наличии или отсутствии связи между этими показателями.
Общие правила построения:
1. Используйте индикаторы, применявшиеся в более ранних исследованиях. Существует множество устоявшихся и проверенных индексов (т. е. суммарных показателей) и шкал, свойства которых достаточно известны. При возможности проверьте, насколько хорошо <работают> эти показатели в вашем случае, проведя небольшое разведочное (пилотажное) исследование. Сориентироваться в многообразии существующих показателей и шкал помогают соответствующие справочные издания и тематические обзоры.
2. Если общепринятого способа измерения для какого-то понятия не существует, попытайтесь разработать множество индикаторов для различных определений понятия и проверьте, как различия индикаторов будут влиять на различия в интерпретации результатов. Имея дело с многомерным понятием, стоит подумать, какие именно измерения, аспекты понятия существенны в рамках вашей исследовательской гипотезы.
3. Обычно установки и мнения имеют более сложную структуру и требуют использования большего количества индикаторов, чем, например, поведенческие события. Конечно, решающее слово в определении количества индикаторов (количества вопросов в анкете) принадлежит практическим соображениям. Пилотажные исследования, интервьюирование <фокусных> групп могут оказаться полезными в отборе индикаторов и исключении лишних вопросов. Они также важны для оценки надежности и валидности показателей.