Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании

Качество социологической информации-одна из составляющих качества социологического исследования. Вшироком смысле под К. с. и. понимают способность любой социологической информации, в том числерезультатов социологического исследования, правильно отражать социальную действительность.

Выборка в социологическом исследовании строится по определенной схеме, которая должна подготовить ее репрезентативность, т.е. научную состоятельность, полноту и правдивость данных, полученных в ходе опроса, и возможность экстраполяции их на генеральную совокупность людей. Проблемы обеспечения репрезентативности достаточно сложны и рассматриваются статистикой. Сложность заключается в том, чтобы выборка в социологическом исследовании обеспечивала не только количественную репрезентацию генеральной совокупности). Таким образом, понятие «выборка» в социологии рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это подлежащая исследованию часть генеральной совокупности, во-вторых, это часть совокупности, при формировании которой должно соблюдаться условие ее репрезентативности.

Выделяют различные типы выборок. Это может быть стихийная выборка, когда в группу отбирают людей по принципу добровольности и доступности. Чаще всего такой опрос происходит с помощью почтовых отправлений и публикаций в средствах массовой информации. Это самый экономичный тип выборки, но и самый ненадежный, ведь он менее всего отвечает условию репрезентативности. Наиболее часто используемый тип – случайная выборка. В данном случае обеспечивается возможность участия в опросе любому члену общества. Случайная выборка составляется с использованием таблиц случайных чисел, лотерейного или механического отбора. Наконец, существует стратифицированный или квотный отбор. Он создается многоступенчато. Сначала формируется генеральная выборка с учетом всех необходимых в исследовании параметров. Затем происходит отбор в выборочную совокупность с учетом этих параметров. Выборка в социологическом исследовании подразделяется еще и на простую одноступенчатую, на серийную, когда в качестве единицы отбора берут семью, социальную или профессиональную группу и т.д., а также на многоступенчатую, когда отбор респондентов происходит в несколько этапов, например, отрасль промышленности – предприятие – цех – бригада и т.д. Правильно организованная выборка, с учетом всех параметров репрезентативности, играет огромную роль в социологическом исследовании. Ведь на основе полученных эмпирических данных при опросе всего 10% респондентов можно понять суть сложных процессов, происходящих в обществе в целом.

Практические задания статистика:

1. Распределение рабочих предприятия по тарифному разряду имеет следующий вид:

Тарифный разряд
Число рабочих, чел.

Определите средний уровень квалификации рабочих предприятия.

Решение:

Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 3,9 ~ 4 разряд

2. Имеются следующие данные о внутригодовой динамике заготовок сельскохозяйственной продукции области по кварталам за три года:

Квартал Заготовлено продукции, тыс.руб.
Первый год Второй год Третий год
I II III IV

Для анализа внутригодовой динамики заготовок сельскохозяйственной продукции определить индексы сезонности.

Решение:

Квартал Первый год Второй год Третий год yi=(y1+y2+y3)/3 Индекс сезонности = yi/ Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru
I 159,67 159,67/175 = 0,91
II 196/175 = 1,12
III 180,67 180,67/175 = 1,03
IV 163,67 163,67/175 = 0,94
Итого        
Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 700/4 = 175

3. Торговая фирма планировала в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличить оборот на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определите относительный показатель динамики оборота.

Решение: ОПД = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru *100%, Vфo – оборот 2004 года

Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 14,5% → Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 1,145

ОВВЗ = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru *100% = 102,7% → Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 1,027

ОПД = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru *100% = 1,027*1,145*100% = 117,59%

4. Имеются следующие данные о проданных товарах:

Товары Единица измерения Количество, тыс.ед. Цена, руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А Б кг л

Определить общий индекс товарооборота.

Решение.

Общий индекс товарооборота: Iqp= Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru =…

5. Планируется 25% -ное собственно – случайное выборочное обследование населения района. Определите, на сколько процентов ошибка такой выборки при бесповторном отборе будет меньше ошибки повторной выборки.

Решение:

n = 0,25*N; µ_повт = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru ; µ_бесповт = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru * Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru

Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 0,87 или 87%, т.е. ошибка меньше на 13%

6. Как изменится необходимый объем собственно – случайной повторной выборки, если уровень вероятности, с которым требуется получить результат, увеличить с 0,683 до 0,954.

Решение: n = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru

t изменяется с 1 до 2 → Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru → увеличится в 4 раза

7. Найти моду признака для распределения рабочих цеха по тарифному разряду:

Тарифный разряд
Число рабочих

Решение. Мода = 5 (f _max)

8. Найти медианное значение признака для распределения рабочих цеха по тарифному разряду:

Тарифный разряд
Число рабочих

Решение:

х Накопленные частоты, S
12+32 = 44
44+55 = 99
99+62 = 161
161+43 = 204
Половина объема = 204/2 = 102

Медиана = 5

9. Средняя величина признака в совокупности равна 13, а средний квадрат индивидуальных значений этого признака равен 174. Определите коэффициент вариации.

Решение:

Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 13; Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 174; σ2 = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ruПроблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 174 - 132 = 5 → Vσ= Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = Проблема качества социологической информации. Выборка в социологическом исследовании - student2.ru = 17,2%

10. Имеются данные о производстве продукции предприятия за 1999-2004 гг. ( в сопоставимых ценах) млн.руб.

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Определить аналитические показатели ряда динамики производства продукции предприятия за 1999-2004 гг.:

1) абсолютные приросты;

2) темпы роста;

3) темпы прироста.

Решение:

Год Млн.руб. Абсолютный прирост, млн.руб. Темп роста,% Темп прироста,%
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
- - - - -
105,0 105,0 5,0 5,0
106,0 111,3 6,0 11,3
106,7 118,8 6,7 18,8
106,3 126,3 6,3 26,3
106,9 135,0 6,9 35,0
Итого - - - - - -

Наши рекомендации