Проблема в социологическом исследовании


в семье, число учеб. заведений в городе и т.д.), вторых — любые действительные числа (такими могут быть возраст, зар­плата и т.д.). Однако это деление весьма условно. В соответствии с определением интервальной шкалы имеют смысл не сами значения количественного П.о. (если шкала не явл. абсолютной), а лишь структура интервалов между ними. И если мы полагаем, что нек-рый набор целочисленных шкальных значений по­лучен по интервальной шкале, не яв­ляющейся абсолютной, то вынуждены будем считать его опред. неоднозначно. Будем допускать возможность замены его на любой набор действительных чи­сел, сохраняющих первичную, получен­ную непосредственно в рез-те измере­ния, структуру интервалов между шкаль­ными значениями.

Для корректного применения мето­дов многомерного стат. анализа немало­важно разделение П.о. на случайные (каждый такой П.о. явл. величиной слу­чайной) и контролируемые (см. Шаниро-вание эксперимента).

Плодотворным для соц-и явл. разделе­ние П.о. на первичные, значения к-рых получаются непосредственно в рез-те сбора данных и явл. рез-том наблюдения (см. Наблюдение в статистике), и вто­ричные, значения к-рых получаются в рез-те обработки данных. Примерно в тех же случаях говорят о явных и латент­ных П.о. Такое деление тесно связано с делением мн. терминов и понятий на эмпирические (к-рымсоответствуют яв­ные П.о.) и теор. (к-рым чаще всего от­вечают латентные П.о.). Для изучения латентного П.о. социолог чаще всего стремится выразить его через явные (значение латентного П.о. для каждого изучаемого объекта получается за счет агрегирования отвечающих этому объекту значений явных П.о.). Именно это явл. целью применения большинства мето­дов шкалирования и построения индек­сов (см. Индекс). На поиск латентных переменных направлены мн. методы анализа многомерного статистического и анализа данных.

Набор эмпирических индикаторов (наблюдаемых П.о.), требующихся для измерения к.-л. латентного П.о., далеко не всегда опред. однозначно. Проблемой поиска латентных характеристик рес­пондента на базе его ответов на вопр. анкеты занимался П. Лазарсфельд (см. Анализ латентно-структурный).

Предположение о существовании латентных переменных часто входит в модели, предполагаемые мн. методами измерения и анализа данных. Так, су­ществование латентных переменных, проявлением к-рых явл. значения на­блюдаемых П.о., связано с определением типа фактически использующихся шкал (отличающегося от типа тех шкал, по к-рым «физически» получаются исход­ные данные). На предположении о суще­ствовании опред. рода латентных пере­менных осн. также нек-рые подходы к сравнению коэффициентов парной связи номинальных признаков.

Лит.: Лазарсфельд П. Методол. пробле­мы соц-и // Соц-я сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965; Он же. Логиче­ские и матем. основания латентно-структурного анализа // Матем. методы в совр. буржуазной соц-и. М., 1966; Соц. иссл-я: построение и сравнение показа­телей. М., 1978; Батыгин Г.С. Обоснова­ние науч. вывода в прикладной соц-и. М., 1986; Толстова Ю.Н. Логика матем. анализа данных. М., 1991;Она же. Ана­лиз социол. данных. М., 2000.

К.Д. Аргунова, Ю.Н. Толстова

ПРОБЛЕМА (греч. problema — зада­ча) — 1. Все то, что требует изучения и решения; 2. Объективно возникающий комплекс вопр., решение к-рых пред­ставляет существенный практический или теор. интерес.

В.Д. Воинова

ПРОБЛЕМА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ- отражение про­блемной ситуации, возникающей в про­цессе соц. развития, противоречия меж­ду знанием о потребностях людей в к.-л. результативных теор. или практических действиях и незнанием путей и средств



ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

реализации этих необходимых действий. Последнее, ΰ свою очередь, обусловли­вается отсутствием или недостаточно­стью знании о закономерностях функ­ционирования и развития изучаемых ис­следователем объектов. П. в си. — это выражение необходимости изучения к.-л. области сон. жизни » целях актив­ною влияния па разрешение соц. проти­воречии, природа и особенности к-рых еще не вполне ясны. Решить ее — зна­чит получить новое знание или создать теор. модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяю­щие воздействовать на развитие явления в желательном направлении.

Лит.: Здравомысюв Л.Г. Методология и процедура социол. иссл-й. М., 1969; Михашш С. Эмпирическое социол. иссл-с. М.. 1975; Рабочая кн. социолога. М., 1983; Ядов В А. Страте™ я социол. и сел-я. М„ 2007.

В.Д. Воинова

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - объек­тивно возникающие в процессе функ­ционирования и развития об-ва проти­воречия; задачи, требующие решения средствами соц. управления. П.с. разли­чаются в зависимости от глубины об­ществ, преобразований, обеспечиваю­щих их решение. Так. существуют П.с, затрагивающие в осн. частные сферы об­ществ, жизни: выходящие на уровень соц. ин-тов; наконец, требующие струк­турных преобразований в обществ, орга­низме.

П.с. — гл. объект социол. иссл-я. в ходе κ-poro дастся их всесторонний ана­лиз и обосновываются κοιικρ. решения, учитывающие специфику объекта иссл-я и реальные возможности преобразова­ний. Специфика социол. подхода связа­на с анализом обществ, потребностей, противоречий интересов и ценностных коллизий, породивших копкр. проблему.

Необходимо различать объективно существующую в об-ве проблему и ис­следовательский вопр., к-рый явд. фор­мой ее осознания. Неадекватность пони­мания реальных П.с. создает возмож-

ность постановки ложной исследова­тельской задачи.

Иссл-е тех иди иных П.с. предпола­гает необходимость назревших в об-ве изменений. В ходе СОЦИОЛ. анализа фор­мируется представление о разд. вариан­тах решения проблем, из числа к-рых выбирается вариант, наиб, оптимальный с т.з. реальных условий, возможностей управленческого воздействия и перспек­тив развития об-ва. Т.о., иссл-е П.с. включает в себя в кач-ве необходимого элемента разработку прогноза, опираю­щеюся на обнаруженные в рез-те соци­ол. анализа тенденции развития и воз­можности разрешения конкр. П.с.

Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социол. иссл-й. М., 1969; Карпович В. II. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980: Гидденс Э. Соц-я проблемы и перспективы // Гидденс Э. Сон-я. М., 1999; Ядов В.А. Стратегия со­циол. иссл-я. М., 2007.

О. М. Здравомыс.юва

ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИ­ПОТЕЗ — один из осн. разделов стати­стики математической, в к-ром разви­ваются идеи и методы стат. проверки со­ответствия между экспериментальными данными и гипотезами о характере дей­ствующих в генеральной совокупности закономерностей статистических.

Следует различать понятия содержа­тельной науч. гипотезы (обоснованного предполагаемою решения проблемы) и стат. гипотезы (утверждения относитель­но неизвестных параметров распределе­ний изучаемых случайных величнт Примеры стат. гипотез: метем, ожидание (см. Величины средние) возраста людей из изучаемой генеральной совокупности равно 37,4 г.; коэффициент корреляции (см. Показатели корреляции) между воз­растом и зарплатой в генеральной сово­купности равен пулю; дисперсии (см. Меры рассеяния) зарплат людей из дву* генеральных совокупностей равны и тл Метол, к-рым можно пользоваться дли принятия решения относительно спра­ведливости стат. гипотезы, называетеs проверкой гипотезы. Такая проверь

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ в социологии

осуществляется на основе анализа выбо­рочных данных. При проверке любой стат. гипотезы решение никогда не при­нимается с полной уверенностью. Всегда допускается риск принятия неправиль­ного решения. П.сг. явл, средством кон­троля и оценки этого риска. Неопреде­ленность в принятии решения обычно возникает из-за флуктуации выборки (неполного соответствия выборки гене­ральной совокупности). Проверяемую гипотезу называют нуль-гипотезой и обозначают Но, Ей обычно противопос­тавляют т.н. альтернативную гипотезу Ни к-рая должны быть верна, если Но ошибочна.

При П.сг. возможны ошибки двух ро­дов. Ошибка первого рода возникает то­гда, когда отвергается истинная гипотеза. Этой ошибкой (вероятность ее появле­ния обозначается обычно а и называется уровнем значимости проверки гипотезы) можно управлять (уровень значимости обычно выбирается самим исследовате­лем). Ошибка второго рода возникает, когда мы принимаем ложную гипотезу (ее вероятность обычно обозначается символом β). Ею исследователь управлять не может.

Лит.: Гласе Дж,, Стэнли Дж. Стат. методы в педагогике и психологии. М., 1976; Стат. методы анализа социол. ин­формации. М., 1979; Паниотто В,И., Максименко B.C. Количественные методы в социол. иссл-ях. Киев, 1982; Эддоус М., Стэнсфилд М. Методы принятия решения. М, 1997; Гмурман В.Е. Теория вероятно­стей и матем. статистика. М., 1998; Ка­линина В.Н., Панкин В. Ф. Матем. стати­стика. М,, 1998; Многомерный стат. ана­лиз в экономике. М., 1999; Теория стати­стики с основами теории вероятностей. М., 2001.

Ю.И. Тоястова

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СОЦИОЛО­ГИИ— одно из направлений прогнози­рования, охватывающее всю область со­циол. иссл-й, т.е. .прогнозы собственно соц. отношений (в отличие от экон., нац., культ., правовых, зтич., полит, и др.). Наиб, важные под направления П. в с.

по линии соц. последствий НТП — ожи­даемые и желательные изменения в об­ласти соц. структуры и сои. потребно­стей, соц. орг-ции и соц. управления, соц. времени (структуры времени об-ва) и соц. пространства (жизненной среды об-ва, расселения людей), а по линии образа жизни — соц. аспектов труда и быта, образования и культуры, обществ, жизни и антиобщественных явлений. Вместе с тем прогнозы могут и должны разрабатываться в рамках практически каждой из мн. десятков развивающихся ныне специальных социол. теорий. В этой связи П. в с. тесно смыкается с соц. аспектами науч.-техн. прогнозиро­вания, а также с обществоведческими прогнозами медицинского, геогр., экол., космического, экон., психол., демогр., этнографического, градостроительного, педагогического, эстетического, этиче­ского, юридического, полит,, военного характера и др. (см. Прогнозирование со-ииальное).

По эшелонам периода упреждения и по методам разработки П. в с. ничем су­щественно не отличается от прогнозиро­вания в др. обществ, науках: те же теку­щие, кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы соотв. в пределах года, на неск. лет, на десяток-полтора и на два-три де­сятка лет вперед, редко на более дли­тельный период (см. Методы социального прогнозирования). По масштабам и уров­ню иссл-й оно пока что значительно ус­тупает науч.-техн., экон., демогр., кри­минологическому, градостроительному, военному. Остальные направления в об­ществ, науках находятся примерно на том же уровне. Из-за относительно низ­кой математизации соц-и здесь гораздо хуже возможности матем. моделирова­ния. Относительная неполнота инфор­мационных массивов крайне затрудняет построение динамических рядов исход­ных показателей по времени основания прогноза и их экстраполяцию на период упреждения. Эти недочеты приходится компенсировать повышенным внимани­ем к опросам экспертов (к-рым, кстати, работать гораздо труднее, чем их колле­гам по смежным направлениям прогно-



ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

зирования, из-за чрезвычайной сложно­сти объектов П. в с), а также к опросам представителей разд. гр. нас, что пока почти не находит применения в др. об­ластях прогнозирования. Все это делает особенно актуальными разработки теор. проблем П. в с. (см.: Прогностика).

Лит.: Прогнозирование в социол. иссл-ях. Μ., 1978; Бестужев-Лада И.В. Соц. прогнозирование // Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядша. М., 1996; Bell W., Май J. The Sociology of the Future. N.Y., 1971.

И.В. Бестужев-Лада

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ -

1) б широком смысле — разработка про­гнозов в обществ, науках; 2) в ряде про­межуточных смыслов — разработка прогнозов во всех обществ, науках, кро­ме экон., иногда также полит, и воен­ных наук; 3) в узком смысле — прогно­зирование в социологии.

И.В. Бестужев-Лада

ПРОГНОСТИКА - в широком значе­нии теория и практика прогнозирова­ния, в узком — наука о законах и спосо­бах разработки прогнозов. Развитие про­гностических иссл-й сначала в естеств. науках (прежде всего в агрогидрометео­рологии), а затем и в обществ, науках (особенно в экон.) привело в 1960-х гг. к формированию П. как особой науч. дис­циплины, к-рая развивается во взаимо­связи с теориями науч. предвидения, це-леполагания, планирования, программи­рования, проектирования, управления.

Осн. задача П. — развитие методоло­гии прогнозирования в целях повыше­ния эффективности методов и техники разработки прогнозов (см. Методы соци­ального прогнозирования). В проблемати­ку П. входит изучение особенностей прогнозирования как формы конкрети­зации науч. предвидения и как специ­фической разновидности науч. иссл-я, принципов оптимального подбора и со­четания методов прогнозирования, спо­собов проверки и оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов ки-

бернетики, теории вероятностей, теории игр, иссл-я операций, теории принятия решений и др.

П, делится на общую (теор.) и част­ные отрасли (прикладная П.), к-рые явл. составными ч. общей, но входят вместе с тем в соотв. науч. дисциплины (биол.. демогр., социол. П. и т.п.), образуя слож­ные взаимосвязанные комплексы (напр.. соц. П. в комплексе обществ, наук).

Лит.: Лисичкин Β.Λ. Теория и практика прогностики. Μ., 1972; Теория прогнози­рования и принятия решений. М., 1977; Прогностика: общие понятия, объекты прогнозирования, аппарат прогнозиро­вания. Терминология. М., 1978; Polak F. Prognostica. V. 1—2, Deventer, 196S.

И.В. Бестужев-Лада

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - изложение теор.-методол. предпосылок, общей кон­цепции в соответствии с осн. целями предпринимаемой работы и гипотез иссл-я с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Разра­ботка П.с.и. начинается с формулировкл проблемной ситуации как нек-рого про­тиворечия между осознанием науч­но-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соотв. осн. цель иссл-я опред. как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с послел, его приложением к практике) или пре­имущественно прикладная, т.е. связан­ная с практическим регулированием оп­ред. соц. процессов. В соответствии с целью формулируются более частные за­дачи (теоретико-познавательные и прак­тически-управленческие) и уточняются объект и предмет иссл-я. При этом ε иссл-и теоретике-прикладного характер; сначала уточняется его предмет, а затеу реальные соц. объекты, изучение к-рых позволяет найти типовое решение про­блемы, а в прикладном иссл-и уточняет­ся предмет анализа заранее опред. объ­екта иссл-я — соц. процесса, общности. соц. ин-та.

Наши рекомендации