Измерение в социологическом исследовании

В главе 5 был рассмотрен вопрос об уровнях измерения и статистических операциях, применяемых на каждом из этих уровней. Но каким образом можно приписать объектам измерения те или иные оценки, как построить для интересующих; исследователя ха­рактеристик шкалы, установить их свойства? Эти и ряд других общих вопросов измерения будут рассмотрены, в этой главе.

Виды шкал

Практика социологических исследований выработала целый ряд подходов к измерению, мнений, установок, мотивов, оценке знаний, умений, информированности, реального поведения людей, характеристик социального окружения и т. д. Их можно охарактеризовать несколькими способами.

Основанием для выделения различного вида шкал может слу­жить объект измерения. В целом различают две ситуации: а) числа, полученные в результате применения процедуры измерения, исполь­зуются для характеристики некоторых внутренних свойств индиви­да — мнений, отношений, установок, мотивов, знаний, умений и т. д.; б) полученные числа служат для характеристики объектов внешних по отношению к субъекту измерения.

При наличии первой ситуации шкалы для измерения названных свойств называют в целом шкалами установок, а второй — шкалами оценок. Кроме того, шкалы подразделяются по форме на числовые, вер­бальные и графические (примеры см. ниже).

Технические приемы измерения — другая характеристика шкал, имеющихся в арсенале, социолога. Большинство техник может быть использовано для построения как шкал установок1 так и шкал оценок.

Наиболее распространенный прием измерения — выбор той или иной категории из серии предложенных. Это может быть выбор числового балла на шкале, суждения из серии суждений и т. д.

Пример. В проекте «Показатели социального развития советско­го общества», осуществленном в ИСИ АН СЙСР, для оценки условий труда на рабочем месте респондента был применен «Boпросник эксперта». Основные компоненты условий труда измерялись с помощью числовой шкалы оценок. Так, для общей физической тя­жести труда эксперту задавался вопрос:

Измерение в социологическом исследовании - student2.ru


Пример.Примером другой шкалы для измерения удовлетворенности различными сторонами жизни может служить следующий фрагмент вопроса из «Вопросника» того же проекта:

Измерение в социологическом исследовании - student2.ru


Пример. Еще одна форма шкалы представлена ниже вопросом из
инструментария проекта Всесоюзного исследования ИСИ АН СССР
Образ жизни советских людей.

Измерение в социологическом исследовании - student2.ru

В первом примере шкала представляет собой последовательность чисел, причем интенсивность и направленность шкалы задана опи­санием лишь ее полярных позиций. Чаще же это описание помеща­ется рядом с цифрами по самой шкале.

Респондент должен оценить интенсивность описанного в вопросе свойства, выбрав соответствующее число на шкале.

Второй пример дает представление о шкале с полным словесным описанием ее градаций. И наконец, в третьем примере все градации шкалы представляют собой некоторые вербальные суждения, а чис­ла играют лишь роль кодов.

Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой линии (длина ее может колебаться от 9 до 15 см), разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначе­ниями. Респондента просят сделать отметку на шкале в соответст­вии с его оценкой данного качества.

Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оце­нивание по измеряемому качеству совокупности объектов путем их упорядочивания по степени выраженности какого-либо признака. Первое место, как правило, соответствует наиболее высокому уров­ню. Каждому объекту приписывается оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду.

Например, в исследовании, проведенном в ИСИ АН СССР и ориентированном на анализ жизненных ценностей советских людей в сопоставлении с аналогичными данными по США2, предлагалось проранжировать две группы ценностей (18 в каждой) по степени их важности для респондента.

Попарное сравнение объектов или суждений относительно како­го-то определенного качества — следующий прием измерения.

Пример.В одном из исследований для выяснения предпочтений теле аудитории применялся вопрос3:

Представьте, что по Вашему телевизору идут одновременно две передачи а Вы можете посмотреть лишь одну. Какую Вы выберете?

— Спортивная передача или информационная программа «Время»,

— «Кабачок „13 стульев"» или передача «7 дней»,

— «Клуб кинопутешествий» или «Сельский час» и т. п.

Хотя попарное сравнение объектов более простая процедура для респондента, нежели ранжирование, при большом числе объектов сравнения резко (пропорционально квадрату числа объектов) уве­личивается трудоемкость процедуры.

Помимо вышеописанных приемов измерения, применяется широ­кий веер их модификаций и другие, болееспециальные процедуры. Некоторые из них описаны в следующем параграфе.

Наши рекомендации