Социология как наука. Предмет и метод социологии.

Социология как наука. Предмет и метод социологии.

Cоциология - это наука об обществе.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Огюст Конт (1798-1857) считается родоначальником социологии. В 30-е годы XIX века начал издавать 7 томный курс по позитивной философии. В ней он выделяет экономические, исторические, педагогические науки об обществе, но главной считает социологию, которая:

-- изучает общество в системе (от семьи до государства);

-- считает, что изучение функций предприятий, власти, судов и находит такие способы их работы, которые обеспечивают с одной стороны порядок, с другой прогресс;

-- должна изучать формы, способы организации не только производств, но и торговли, сбыта на предприятии, т.е. он выделяет организации, организационные методы в особую науку.

Основоположник социологии фр. мыслитель О.Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное означает коллективное.

Западная социология 20 века

В течение ХХ в. западная социология претерпела значительную эволюцию и в настоящее время представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864-1944), Эрнст Берджесс (1886-1966), Уильям А. Томас (1863-1947), Албион В. Смолл (1854-1926). Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США.

Индустриальная социология -(industrialsociology) - изучение труда как оплачиваемой занятости, а также промышленности. Главные интересы этой поддисциплины: разделение труда - социальное и техническое, Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (например, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе экономической социологии или сравнительной социологии.

9: Социология в дореволюционной России, СССР

Изучая вопросы развития российской и советской социологии, в т.ч. и социологии в Беларуси, следует обратить внимание на особенности формирования науки об обществе в дореволюционной России. С одной стороны, российские социологи испытывали влияние западноевропейской социологической мысли; с другой – воспроизводили особые культурные традиции, сложившиеся в российской общественно-политической, философской среде, в которой своеобразно сочетались западнические и славянофильские ориентации.

Первые русские социологи (П.Лавров, С.Южаков, Н.Михайловский) явились идейными наследниками первого поколения русских народников. Это сказалось на восприятии ими позитивистских идей О. Конта, которым они придали своеобразную этическую окраску, свойственную идеологии народничества. Историко-социологический анализ свидетельствует о том, что русская социология в ХIХ веке не только испытывала влияние западной социологии, но и сама в силу своего своеобразия оказывала влияние на европейскую социологическую мысль. Работы российских социологов были знакомы европейским социологам.Характерно, что в дореволюционной России социологические воззрения развивались в большей части на базе уже сложившихся к тому времени общественных и гуманитарных наук. Это породило множество направлений, имеющих социологическую ориентацию: демографическую социологию, юридическую социологию, психологическую социологию, социологию управления и др.

10:Развитие социологии в Беларуси.Современная белорусская социология.
Первые институционализированные формы социологии возникли в Беларуси при создании Белорусского государственного университета (1921г.), когда была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Уже в 1923 г. был опубликован первый в республике курс по социологии.

В январе 1922 г. был создан Институт белорусской культуры, впоследствии преобразованный в Белорусскую академию наук (1929 г.). Проводились исследования социально-экономических и социокультурных проблем развития белорусской науки, динамики социальной структуры Беларуси, социологии села, семьи, религии, образования и воспитания, молодежи.

В конце 30-х годов социология, как никакая другая научная дисциплина общественного цикла, разделила судьбу страны, в которой было и героическое, и трагическое. На белорусскую интеллигенцию обрушились репрессии, затем последовал разрушительный вал Великой Отечественной войны, что надолго вывело эту отрасль научного знания из реальной жизни.

С середины 60-х годов начинается второй этап развития социологической науки в Беларуси. Был создан общественный институт социальных исследований Один из первых учебников «Прикладная социология». В 1984 г. вышел в свет «Словарь прикладной социологии». Это был по существу первый советский социологический словарь, вышедший после официального признания социологии.

Третий этап развития социологии в Беларуси начался в середине 80-х годов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Главный смысл постановления заключался в том, что в номенклатуре научных специальностей «социология» была отделена от «философии», открывались отделения социологии в ведущих университетах страны. 1 февраля 1990 г. был создан Институт социологии АН БССР. В 1996 г. создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Развивается международное сотрудничество в области социологической науки: совместные публикации, научные конференции, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

Социальная организация

Слово «организация» происходит от латинского organize – де­лать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Организационные системы - это системы, которым присуща функция управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди. Понятия «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют науку и практику, прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое, целостное эффективное образование.
Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.
Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-об­разовательные, социально-экономические и другие виды органи­заций.

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Типы статусов

1) генеральный(всеобщий, основной)– ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека, члена данного общества, гражданина (гражданин России), 2) предписанные (аскриптивные)– статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.

3) приобретенные (достигнутые)– статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п.

Статусы могут быть формализованные (например, директор завода) инеформализованные(лидер компании близких друзей). Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области.

Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.

Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически.

Типы ролей

1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;

2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Социализация личности

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Социология как наука. Предмет и метод социологии.

Cоциология - это наука об обществе.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Огюст Конт (1798-1857) считается родоначальником социологии. В 30-е годы XIX века начал издавать 7 томный курс по позитивной философии. В ней он выделяет экономические, исторические, педагогические науки об обществе, но главной считает социологию, которая:

-- изучает общество в системе (от семьи до государства);

-- считает, что изучение функций предприятий, власти, судов и находит такие способы их работы, которые обеспечивают с одной стороны порядок, с другой прогресс;

-- должна изучать формы, способы организации не только производств, но и торговли, сбыта на предприятии, т.е. он выделяет организации, организационные методы в особую науку.

Основоположник социологии фр. мыслитель О.Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное означает коллективное.

Наши рекомендации