Массовая культура в современном российском обществе.

Массовая культура - явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

§ кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

§ мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

§ арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Функция маскультуры – удовлетворить потребность в рекреации1 (отдыхе, досуге), отвлечь индивида от интенсивной гонки за успехом в профессиональной сфере, развлечь его.

Массовая культура наложила глубокий отпечаток на повседневное бытие и образ жизни миллионов людей, формируя их потребности, вкусы и интересы, представления и идеалы, ценностные ориентации и установки, стандарты мышления, общения и поведения.

47. Общая характеристика методов прикладной социологии.

Прикладная социология – совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Главный акцент в прикладной социологии делается на практическую пользу, а не на прирост знания.

Социологическое исследование направлено не на постижение проблемы, а на изучение проблемной ситуации, так как проблема представляет собой объективное противоречие, а проблемная ситуация – это отражение реальной проблемы в сознании людей.

Основные методы сбора социологической информации: опросные методы (анкетирование, социологическое интервью), социологический эксперимент, социологическое наблюдение, анализ документов, социометрия, контент-анализ.

Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (опрашиваемым) с вопросами по теме исследования. Опрос является самым распространенным методом сбора первичной социологической информации.

Анкетный опрос – это письменный опрос, при котором общение между ис­следователем и респондентом опосредуется анкетой. Анкета представляет собой опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным в нем правилам. Поэтому содержащиеся в ней вопросы должны быть доступны его пониманию.

Интервью– это не посредственное вербальное взаимодействие между исследо­вателем и респондентом в соответствии с поставленной целью. По сравнению с анкетным опросом интервью имеет ряд преимуществ: информация, полученная с помощью интервью, является более пол­ной и определенной, чем анкетная, так как неопределенные и противоречивые ответы могут быть уточнены; интервью дает возможность наблюдения за респондентом. К недостаткам интервью относится: проблема обеспечения анонимности; большие финансовые и временные затраты.

Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации пу­тем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и ситуа­ции, в которой они имеют место. Основное преимущество наблюдения в том, что оно позволяет фиксиро­ватьсобытие непосредственно в момент его проявления. К недостаткам наблюдения относятся: вмешательство исследователя в естественный ход событий; локальность изучаемой ситуации; субъективность оценки наблюдателя.

Эксперимент – общенаучный метод по­лучения в контролируемых условиях знаний о причинно – следственных связях.

Анализ документов заключается в изучении и толковании содержащихся в документах сведений с точки зрения задач исследования. Для социолога до­кументы (статистические данные, письма, книги, фонетические записи, видеофильмы и т. д.) являются незаменимым источником информации и могут использо­ваться на всех этапах исследования: для изучения проблемной ситуации, анали­за объекта, интерпретации полученных результатов.

Социометрия– метод исследования структуры межличностных отно­шений в малой группе путем осуществления каждым из членов группы опреде­ленных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Критерий выбора задается социометрическим вопросом. Например, с кем из членов группы Вы чаще всего контактируете по служебным вопросам? Этот метод позволяет выяснить уровень конфликтности или, наоборот, сплоченности в группе.

Наши рекомендации