Массовая информация и массовая культура в современном мире
Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.
Сам термин «массовая культура» впервые был введен немецким философом М. Хорк-хаймером (Хоркхаймер, 1998). X. Ортсга-и-Гассет в своей широко известной работе «Восстание масс» выводит понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении — это множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса (Ортега-и-Гассет, 1994: 127).
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Вполне очевидно, что массовая культура - явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры:
а) кич-культура;
б) мид-культура;
в) арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения). Проанализируем каждый из этих уровней.
Кич-культура - массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово "кич" происходит от немецких глаголов "kitschen" (халтурить, создавать низкопробные произведения) и "verkitschen" (дешево распродавать, продавать за бесценок).
К основным характеристикам кич-культуры относят:
- упрощенную подачу проблематики;
- опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
- ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.
Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
Наиболее высокий уровень массовой культуры - арт-культура, рассчитанная на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно - поп-культуру и рок-культуру. Если попробовать дать определение, то поп-культурой следует называть то, что обычный человек может адекватно воспринять без специальной подготовки. Поп-культура - это предмет, предназначенный к массовому усвоению. В другой интерпретации, поп-культура (от англ. Popular culture - общедоступная культура) - совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, характеризуемых:
а) поверхностно-нигилистическим отношением к классическому искусству;
б) мировому культурному наследию;
в) отрицанием художественно-эстетического опыта предшествующих поколений.
Рок-культура представляет собой образование, соотносимое по многим параметрам и оценкам с новым фольклором и ее исследование во многом объясняет генезис культурных инноваций, сложные и противоречивые социокультурные процессы последней трети ХХ века.
Анализируя массовую культуру как особое социокультурное явление, необходимо назвать ее характерные черты. Наиболее характерными чертами массовой культуры являются:
а) ориентированность на гомогенную аудиторию;
б) опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
в) эскейпизм;
г) быстродоступность;
д) быстрозабываемость;
е) традиционность и консерватизм;
ж) оперирование средней языковой семиотической нормой;
з) занимательность6.
Массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-,, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. выступает как носитель содержания журналистики, ее тексты. Тексты служат целям связи и общения между людьми, или массовой коммуникации
Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Природа массовой информации зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на экономическую, политическую, научно-техническую, художественную, религиозную и др.
Характер массовой информации обусловлен следующими факторами: содержание; субъект использования; специфика обращения (как данная инфа добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).
Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востребованность, польза, интерестность (общая и практическая по всем рассматриваемым вопросам), эмоциональная окрашенность. Как правило, качество массовой информации определяется ее адресатом. Чаще всего она ориентирована на «среднего» потребителя (зрителя, слушателя, читателя). Качественная характеристика информации тесно связана с ее количественной характеристикой. Например, причиной «дефицита информации» может быть ее низкое качество и при увеличении ее объема дефицит не устраняется. Количественная и качественная характеристики массовой информации определяют ее ценность.
В процессе исследования общественных отношений ценность массовой информации измеряется, как правило, степенью востребованности и эффектом ее воздействия на индивидов, т.е. определяется такими ее свойствами, как представительность, доступность, полнота, достоверность, своевременность, этичность и др. Необходимо отметить, что всякая достоверная информация расширяет кругозор, обогащает духовный мир человека, дает возможность для его дальнейшего развития.