Социальная солидарность в современном российском обществе

Среди трудностей развития современного российского общества – не только демографический кризис, но также распад традиционных норм и социокультурных связей. Показательным примером отсутствия общественной солидарности является поведение московских таксистов во время теракта в московском метро 29 марта 2010 года, в несколько раз поднявших цены за проезд.

Московские таксисты решили заработать на трагедии Одной из ключевых проблем современного российского общества является утрата солидарности, разобщённость и равнодушие. Став прямым следствием строительства капитализма в «лихие 90-е», эта проблема разрушает наше общество изнутри. Ярким проявлением данной социальной проблемы стали действия части московских таксистов 29 марта 2010 года. Из-за прогремевших в московском метро взрывов утром 29 марта в столице возникла сложная транспортная обстановка. На этом пытались нажиться таксисты, в несколько раз взвинтившие цены на проезд. Как пишет «Российская газета», за расстояние «две остановки на метро» – там, где «красная цена» поездки на такси не превышала 200-400 рублей – московские таксисты заламывали от 1500 до 3000 рублей. Такие подробности стали известны из записей очевидцев в Живом журнале блогер exler. «Брат также рассказал, что в тяжелый для жителей момент московские таксисты (кто бы они там ни были) проявили особую «сознательность». За любую поездку они берут 3000 рублей. Метро-то перекрыто, одуревшие от всего этого кошмара люди мечутся по улицам... Сто баксов за пару станций метро... Брат, который живет в Штатах под Нью-Йорком, рассказывал, что сразу после теракта 11 сентября таксисты и просто горожане на автомобилях развозили людей из зоны теракта бесплатно», – написал молодой человек, брат которого работает неподалеку от станции метро «Лубянка». На реакцию московских таксистов отозвался даже Патриарх Кирилл, назвав желание таксистов нажиться «примером цинизма». В своем заявлении патриарх сказал: «В ответ на такого рода злодеяния наше общество должно становиться солидарным, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Если мы будем чувствовать боль другого человека, сопереживать страданию других, то и нашим страданиям будут сопереживать. И тогда мы будем одной большой сильной семьей, способной, в том числе, справиться и со всеми этими кошмарами, которые обрушивает на нас злая человеческая воля. И сегодня мы имеем множество ярких примеров этой солидарности в городе Москве. Но одновременно имеем и примеры цинизма. Только что мне сказали о том, что таксисты в несколько раз увеличили цены за проезд — только потому, что люди не могут пользоваться метро. Я хочу сказать этим людям: эти деньги не пойдут вам впрок. Верните их, совершите на них добрые дела. Всякое желание нажиться на горе другого оборачивается горем». Однако в блогах имеются и другие наблюдения очевидцев. На live-report опубликован пост: «Хочу отметить, что сейчас ощущается какая-то сплоченность граждан: многие готовы подвести голосующих бесплатно, большинство из которых оказались у проезжей части сразу после взрыва, а общественный транспорт не успевал всех забрать».


В современном российском обществе фиксируется низкий уровень социального недоверия. По данным социологических опросов, более половины россиян (59%) считают, что людям доверять нельзя. За 20 лет перемен, по данным Левада-центра, уровень моральной ответственности россиян за действия своего правительства, происходящие в стране события, работу своего предприятия уменьшился в два раза.

Снижение уровня солидарности, поддержки и взаимопомощи, рост недоверия и отчуждения имеет целый ряд причин. Прежде всего, это следствие масштабной трансформации общества в 90-е гг., разрушения традиционного уклада жизни, обнищание и маргинализация значительной части российского общества, высокая степень социального расслоения. От эгалитарного общества периода социализма россияне в течение буквально одного десятилетия перешли к обществу, в котором социальный разрыв между богатыми и бедными в 4-5 раз превышает средний европейский уровень. Результатом возникших социальных диспропорций стал рост социальной нетерпимости.

Социальный и демографический кризис является серьёзной угрозой существованию и развитию России. Через несколько десятилетий, в случае если из-за демографических процессов население России сократится на несколько десятков миллионов человек, трудоспособного населения не хватит для обеспечения работы транспорта, оборонной и добывающей промышленности, здравоохранительных и правоохранительных учреждений и армии. Граждане репродуктивного возраста чаще больны, чем здоровы; подвержены алкоголизму и наркомании, принявшим размеры национального бедствия.




Тема 6

Третий сектор: Россия и мировые тенденции[69]

В процессе изучения этой темы вы получите представление:

- об основных характеристиках гражданского общества и отличительных чертах третьего сектора;

- особенностях развития российского третьего сектора, его структуре и основных направлениях деятельности;

- развитии добровольчества и благотворительности в современной России;

- участии российской молодёжи в общественной деятельности;

- развитии взаимодействия государства и гражданского общества в России.

Роль третьего сектора в современном обществе[70]

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Оно охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Совокупность общественных организаций и инициатив называют третьим сектором, в противовес государству (первый сектор) и сфере бизнеса (второй сектор).

Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития государства. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности – стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах.

Правовая регуляция взаимоотношений правового государства и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан – разрешено все, что не запрещено законом.

Гражданское общество состоит из свободных индивидов, которые объединяются для решения задач, затрагивающих их интересы. Создание такого индивида является объективно необходимым для России процессом в условиях демократизации общества.

Гражданин принципиально отличается от подданного, для которого характерным является постоянное ожидание от государства какой-либо благодетели и который связывает все свои надежды, чаяния и стремления не с собственными возможностями и своим трудом, а исключительно с деятельностью государства. Поэтому можно утверждать, что путь из подданных в граждане – это путь к свободе. Гражданин – это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей демократического общества и при необходимости за них сражаться.

Ход общественного развития, независимо от конкретной страны, показывает, что важнейшими предпосылками формирования гражданского общества являются солидарность, доверие, толерантность, личная безопасность и ответственность граждан.

Наши рекомендации