Социальная характеристика личности. Типологии личности в социологии

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер. Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. Способность характеризуется умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип мышления (художественный, логический, смешанный), и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие.

Характер людей порождает еще одно свойство личности — темперамент. Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Типология:

- традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;

- идеалисты - наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

- фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;

- реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

- гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Таким образом, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.

Маргинальность как социальное явление.

Маргинальность – характеристика явлений, возникающих в результате взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами.

Маргинальность - результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем.

Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.

Виды маргинальности:

§ Экономическая — маргинализация, как отстранение от деятельности и потребления;

§ Политическая — поражение в гражданских/политических правах , лишение права выборов; отстранение от участия в обычной политической деятельности и от доступа к формальному политическому влиянию;

§ Социальная — маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация и т.п. маргинальных групп.

§ Религиозная - маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Россия пережила две основных волны маргинализации. Первая волна - это период после революции 1917 года. В этот период своего места в социальной структуре ли­шились два крупных класса российского дореволюци­онного общества - буржуазия и дворянство. Вторая волна маргинализации в России наступила в 90-х годах, когда была разрушена стабилизировав­шаясястратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп.

Наши рекомендации