Опрос в социологическом исследовании и его виды

Социологич. опрос – главный метод сбора социологич. инфы. Им, как правило, собирается от 50до 90% социологич. инфы. Он представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологич. данных, при кот. источником инфы выступает сообщение респондентов. Приоритетность применения опроса в случаях, когда: слабая обеспеченность изучаемого предмета статистической и документальной инфой; исследуемые явления малодоступны непосредственному наблюдению; когда предметом изучения яв-ся эл-ты общ. или индивидуального сознания (потребности, интересы, мотивы, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.); в кач-ве контрольного метода для перепроверки данных, полученных др. методами.Опрос бывает индивидуальный или групповой; устный (беседа, интервью, телефонный) или письменный (анкетирование, почтовый опрос, прессовый опрос); личный или опосредованный; свободный или формализованный; сплошной или выборочный и т.д. Наиболее распространенный в практике прикладной С. вид опроса – анкетирование. Вопросы в анкете можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и о личности респондента); по ф-ии (осн. и неосн.); по форме (закрытые, полуоткрытые и открытые; прямые и косвенные; дихотомические, порядковые, номинальные). Широко примен. интервью. Оно требует больших затрат времени и ср-в, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. В прикладной С. различают 3 вида интервью: формализованное (стандартизированное), фокусированное и свободное (нестандартизированное). Метод опроса предусм.получение социологич.инфы в ситуации соц.-психологич. общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и кач-во получаемых данных. В С. выработано значит-ное кол-во методич. требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данного метода сбора социологич.инфы.

Социологическое наблюдение

Метод пришел в социологию из психологии.

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов социальной действительности и условий, в которых они имеют место.

Социологическое наблюдение – это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются в дневнике, журнале, бланке наблюдения.

Виды наблюдения:

1.Внешнее (со стороны или не включенное).

2.Внутреннее (включенное), которое бывает:

•Открытое;

•Скрытое (инкогнито).

Достоинства метода: он позволяет фиксировать изучаемые явления, одновременно с их развитием. Дает возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.

Недостатки наблюдения: метод требует значительных затрат времени, кадровых и финансовых ресурсов; кроме того возможности человеческого восприятия ограничены, поэтому исследователь может упустить что-то важное.

Изучение документов в социологическом исследовании.

Док-т – специально созданный предмет для передачи и хранения инфы. Док-ты бывают: письмен. (рукописн., машинописн., печатн.), фонетич. (звуков., магнитофон. записи), иконографич. (рисунки, фото и кино док-ты), док-ты на машиночитаем. носителях инфы (на дискетах, дисках). Выделяют также офиц. и неофиц.; первичн. (напр., протоколы) и вторичн.(справки); личн. и безличн. док-ты.Сущ-ют 2сп. анализа док-ов: а) традицион.; б) колич. (метод контент-анализа), когда инфа переводится в колич.показатели. Достоинства метода изучения док-тов в том, что он позволяет оперативно получить необход. данные и не требует затрат. Недостатки этого метода в том, что: 1) инфа не всегда бывает достоверной; 2) в док-ах, как правило, не содержится инфы о внутр. мире, о состоянии сознания работников.

Правила работы исследователя с документом:

1. Определиться, к.о. док-ы будут исп-ны в ис-нии, чтобы отдать предпочтение опред. их виду.

2. Отличать описания событий от их оценки

3. 3. Выявить намерения составителя документа.

4. Уяснить общую установку, кот. была при составлении док-а.

5. Знать метод получения первичных данных.

6. Помнить, что офиц.док-ы более достоверны, чем неофиц.; личн. более надежны, чем безличн.; первичные надежнее вторичных.


Наши рекомендации