Вопрос № 21. Религия как элемент социальной системы

Социология религии – специальная социологическая теория, изучающая генезис, социальную сущность религии, её функции, место и роль в жизни общества, динамику религиозности, изменение в религиозном сознании, в деятельности верующих и религиозных организаций.

Религия – это система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов, групп, общностей, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определённых социальных нормах, статусах, ролях, обычаях, предписаниях, стандартах поведения, социальных позициях.

В социологии религия рассматривается как:

1. Одна из существенных сторон культуры, представляющей собой специфический способ жизнедеятельности, реализуемый в системе материальных и духовных ценностей, социальных норм и традиций, в совокупности отношений человека к природе, обществу и самому себе.

2. Один из наиболее важных социальных институтов, играющих существенную роль в процессе конструирования социальной реальности, выступает эффективным средством поддержания определённого социального порядка.

3. Выступает в качестве определенной формы богопочитания и ритуала, к которой как отдельный индивид, так и социальная группа привыкает, воспринимает как единственно правильную, естественную и нормальную, вследствие чего всякая другая религия кажется чуждой, или псевдорелигией.

4. Религия предстаёт в многообразных изменениях не только своего содержания, форм и функций, но и самого её предмета. Вряд ли, найдётся в мире вещь, которую человек не считал священной – это и камень, и растение, и животное, и не снабжал их сверхъестественными свойствами.

Социология религии рассматривает не сверхъестественную сторону религии, а только её естественную, земную, человеческую основу.

Классификация религий сводится к делению их на три группы:

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе - напрасно, без пользы, попусту) - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнанно, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.

4. Нетрадиционные религиозные движения и культы. К ним относятся Международное товарищество создания Кришны, Дети Бога, Церковь единения (муниты).

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

1. Религиозное сознание. Оно в качестве одной из форм общественного (Дюргкейм) сознания существует в форме религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная идеология – это совокупность религиозных верований, объясняющих природу и смысл жизни человека, окружающую природу и общество, а также сверхъестественные силы, которые считаются священными. Религиозная психология – своеобразный синтез религиозных чувств, образов, настроений, представлений. (буддизм – представление о реинкарнации).

2. Религиозные отношения. В отечественной религиоведческой литературе под религиозными отношениями понимают отношения, складывающиеся между людьми в процессе культовых действий. Они базируются, в первую очередь, на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком, что Бог влияет на судьбу человека и все социальные и природные процессы. Ведь человеку нужен Бог, который может его выслушать, помочь, защитить. Вера в возможность двусторонних "иллюзорно-практических" отношений объективируется в религиозном культе.

3. Религиозная деятельность. Это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность.

Культовая деятельность.

К культовым относятся все виды религиозно-магических действий и представлений: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и иные средства, направленные на установление связи со сверхъестественными силами в целях получения определенного результата.

Внекультовая деятельность. Во внекультовой религиозной деятельности выделяются две стороны - духовная и практическая. Производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения, сочинения богословов, светские теоретические изыскания, содействующие развитию и защите религии, составляют духовную религиозную внекультовую деятельность.

К практической стороне внекультовой деятельности можно отнести работу миссионеров, религиозных соборов, преподавание в высших и средних специальных религиозных заведениях, пропаганду религиозного мировоззрения, словом, всякую практическую деятельность, направленную на внедрение и защиту религии в обществе.

4. Религиозные организации.

К ним относятся: группы верующих – общины, их объединения, церкви, секты, деноминации, т.е. объединения верующих одного вероисповедания (католики, протестанты, мусульмане и т.д).

М.Вебер. Церковь – группа верующих (большая, многочисленная), тяготеющая к институализации, т.е превращения в социальный институт. Секта – немногочисленная религиозная группа, которая смиряется с тем, что она мала, стремится к непосредственным личным отношениям между верующими.

Г. Беккер. Деноминация – секта на одной из высших стадий её развития, которая идёт на компромиссы относительно принятия новых членов. Культ – представляет эфемерную группу, сплотившуюся вокруг какого-либо харизматического руководителя. (различные католические или протестантские мистические культы).

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

1. Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы и т.д.), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира, самочувствование человека), оценку мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и взаимоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций.

2. Иллюзорно-компенсаторная функция. Смысл данной функции заключается в том, что религия иллюзорно восполняет практическое бессилие человека, его неспособность сознательно противостоять природным и социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии.

3. Коммуникативная функция. Религия выступает средством общения людей в рамках определенных религиозных организаций, отдельных групп. Общение осуществляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва.

4. Интегрирующая функция. Религия может выступать в роли фактора интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющего и поддерживающего существующую систему социальных отношений. Регламентируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

5. Регулятивная функция. Религиозные идеи, взгляды, представления, ценностные установки, стереотипы поведения, культовая деятельность и религиозные объединения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.

Чтобы рассматривать религию, необходимо вычленить её из общей системы

культуры, отделить от других, близких к ней культурных составляющих. Для

этого нужно рассмотреть проблемы отношения религии и науки, религии и

морали, религии и истории, религии и философии, религии и идеологии,

религии и мифологии.

Наши рекомендации